Пенсионное страхование в Российской Федерации, страховые случаи и обязательные взносы на ОПС. Обязательное пенсионное страхование: пенсионные отчисления.

Крайне актуальной является тема про пенсионное страхование для всех стран СНГ, так как настоящая система пенсионных выплат не способна обеспечить достаточный уровень жизни людей, окончивших трудовую деятельность. То немногое, что можно сделать – это позаботиться о своем будущем еще в молодости самостоятельно, подписав договор по предоставлению добровольного пенсионного страхования.

В большом количестве развитых стран средства на обеспечение пенсиями граждан поступают из нескольких источников: государственных пенсионных фондов, корпоративных отраслевых пенсий и индивидуальных пенсий, получаемых согласно договору. Причем это примерно одинаковые части поступлений. Свидетельство этому – их пенсионные выплаты.

Именно страховые компании – основные поставщики услуг, позволяющие отложить некоторые суммы средств к достижению пенсионного возраста. Это можно объяснить многими причинами:

  1. Особенности налогообложения этих взносов и выплат по ним, которые полностью либо большей долей не облагаются никакими налогами на средства, либо другими.
  2. Роль государства, которая минимизирована в процессе формирования и выплат пенсий.
  3. Выгодность и возможность получения больших сумм в российской системе страхования.

Исходя из этих пунктов, такой подход – единственный возможный реальный механизм осуществления накоплений для пенсионеров, к тому же безальтернативный. Пенсионное страхование может стать очень выгодным для многих людей.

Что такое пенсионное страхование и его виды

Пенсионное страхование – одна из разновидностей страхования жизни, при котором выплаты суммы страховки производят после момента вступления застрахованного человека в пенсионный возраст, т. е. выхода на пенсию. Оно может быть обязательным (ОПС) и добровольным.

Обязательное пенсионное осуществляют на случаи ухода на пенсию:

  • по возрасту;
  • по наличию выработанного трудового стажа;
  • при приобретении/оформлении инвалидности.

Выплаты при таком виде страхования переводятся через Государственный пенсионный фонд (ПФР). Осуществляется обязательное страхование страной, а взносы выплачиваются посредством налога работодателями. Получать выплаты граждане имеют право по факту наступления пенсионного возраста.

На сегодня функционируют два типа государственных пенсий: социальная и трудовая. Вторая наступает по достижении 55 лет женщинами, 60 – мужчинами.

По итогам пенсионной реформы на основе нового ФЗ, которая проводилась в течение нескольких последних лет, произошел переход к персональному учету поступлений взносов по страховке на личный счет сотрудника. Государством же обеспечивается «резервный» минимум социальных гарантий для своих граждан – на то оно и «обязательное».

Добровольное пенсионное страхование пенсионеров производят негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Оно происходит за счет средств самих страхователей или применяя средства работодателя как дополнение. Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на добровольных началах и регулируется договором.

Что такое и для чего нужен полис

Определимся, что же дает добровольный вид страхования:

  • стабильный доход каждый месяц, не зависящий от суммы трудовой/социальной пенсионной выплаты;
  • возможность спокойно организовывать распорядок жизни, не ужимая себя в необходимом: еде, одежде, лечении, путешествиях;
  • гарантии сбора нужной суммы к определенному сроку (например, для покупки дома либо участка при выходе на пенсию);
  • гарантированные выплаты по программе добровольного страхования.

Один из вариантов можно выбрать и зафиксировать в самом полисе при его выпуске. Страхователь вправе его изменить в течение всего накопительного периода при условии, что момент выбран не позже чем за 3 месяца перед получением первой пенсии.

Из-за того, что государственное пенсионное обеспечение может быть недостаточным для полноценной жизни, возникло дополнительное пенсионное страхование, которое предоставляется различными организациями на единых условиях с составлением договора.

Что еще можно страховать

Кроме обеспечения пенсионных выплат необходимо позаботиться также как минимум о здоровье. Для этого в нашей стране предусмотрено медицинское страхование. Помимо ОМС (Обязательного медицинского страхования), которое обеспечивает государственная социальная программа, предоставляя равный минимум в предоставлении медицинских услуг, существует еще добровольное, дополняющее первое. Оно обеспечивает получение более широкого спектра услуг в ряде случаев и разделяется на коллективное и индивидуальное. Каждый застрахованный приобретает полис, который дает ему возможность выбирать медицинское заведение и специалистов, независимо от места проживания. Полис предоставляется в момент поступления на работу.

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

ОПС - комплекс мер, организованных государством в правовой и экономической сферах, направленных на возмещение гражданам части заработка после их выхода на заслуженный отдых .

Другими словами, в России пенсионное обеспечение гарантировано. Каждому из нас предстоит формировать свои пенсионные права и свою будущую выплату в этой системе. Выплата денежных средств от государства осуществляется после наступления страхового случая , а именно:

Граждане - участники системы ОПС являются застрахованными лицами . К ним относятся также работодатели, уплачивающие страховые взносы за своих сотрудников. Главной фигурой выступает сам ПФР, контролирующий и управляющий пенсионными денежными средствами.

Основы ОПС регулируются законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. В данном документе отражены права и обязанности всех участников системы, определены принципы формирования бюджета ПФР и расходования его денежных средств, утверждены правила уплаты страховых платежей.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Основой формирования будущей пенсии в системе ОПС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателем за работника на протяжении его трудовой деятельности. Этот страховой принцип действует в нашей стране с 2002 года.

Стать участником системы ОПС просто: для этого необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета.

Система такого учета появилась в России в 1997 году. С ее созданием изменилось качество управления средствами ПФР и была упрощена процедура назначения выплат.

Принципы организации индивидуального учета отражены в законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. Он позволяет :

  • регистрировать основные данные застрахованного лица;
  • отмечать поступления страховых платежей от работодателей;
  • фиксировать данные о месте работы и периоде трудовой деятельности (включая сведения о занятости по совместительству);
  • определять количество накопленных баллов для расчета будущей пенсии;
  • самостоятельно контролировать состояние своего лицевого счета.

Специалисты ПФР осуществляют регистрацию всех российских граждан, даже детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Результатом регистрирования является открытие для гражданина индивидуального лицевого счета и присвоение ему уникального номера - СНИЛС.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд

Для страхователей законодательно определен порядок уплаты страховых платежей в ПФР - каждый месяц не позднее 15 числа , следующего за отчетным. Данный срок может быть перенесен только в случае, если это число выпадает на выходной или праздничный день. Тогда последним днем уплаты взносов будет считаться ближайший к нему рабочий день.

При начислении взносов на ОПС определена предельная величина заработной платы, с которой происходит оплата. Если доход превышает данную величину, то предусмотрены еще 10% тарифа. При исчислении же платежей по дополнительному тарифу при наличии льготных рабочих мест ограничение базы не действует.

Кроме того, ежеквартально работодатель предоставляет единую форму отчетности :

  • не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, для подачи в бумажном виде;
  • не позднее 20 числа второго месяца - для подачи в электронном виде (в организациях с численностью сотрудников более 25 человек используется электронно-цифровая подпись).

С 1 апреля 2016 года введена дополнительная ежемесячная форма отчетности для выявления факта работы застрахованных лиц и проведения своевременного перерасчета их пенсии.

Неуплата страховых взносов в полном объеме или некоторой их части является нарушением прямой обязанности страхователя и влечет за собой наложение штрафа .

Тариф страховых взносов в 2017 году

Тариф платежей в ПФР на обязательное страхование в 2017 году составляет 22% . Предельная заработная плата для исчисления взносов на настоящий момент равна 876000 рублей .

По-прежнему дополнительный тариф для страхователей, имеющих льготные рабочие места, составляет в 2017 году:

  • по Списку №1 - 9%;
  • по Списку №2 и «малым спискам» - 6%.

Если же страхователь провел аттестацию рабочих мест, то по ее результатам устанавливается определенный класс условий труда и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

За себя страхователи продолжат перечислять 26% от годовой суммы МРОТ . Размер МРОТ в 2017 году составляет 7 500 рублей. Следовательно, для самозанятых граждан, не осуществляющих выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составляет 23 400 рублей плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 187 200 рублей.

С начала 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых платежей индивидуальными предпринимателями, а по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Бюджет Пенсионного фонда РФ: за счет чего формируется и на что расходуется

ПФР является самостоятельным внебюджетным фондом , его денежные средства не включены в состав федерального бюджета и расходуются только на выполнение пенсионных обязательств.

При составлении бюджета на финансовый год главным является принцип сбалансированности доходов и расходов. Данный документ утверждается Президентом РФ по представлению Правительства.

Формирование бюджета ПФР осуществляется за счет:

  • страховых платежей, пеней и штрафов;
  • межбюджетной финансовой помощи из федерального бюджета;
  • прибыли от вложения временно свободных денежных средств;
  • добровольных взносов от физических и юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений тех лиц, которым назначена срочная выплата.

Средства ПФР имеют целевое назначение . В случае необходимости осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом на определенный финансовый год, вносятся поправки в соответствующий бюджет согласно закону. Основными целями расходования средств бюджета ПФР являются:

  • выплата страховой и накопительной пенсии;
  • доставка пенсионных сумм;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР;
  • уплата взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Расходы ПФР могут и превышать имеющиеся средства, что наблюдается в последние годы. Происходит это в том числе по причине неуплаты начисленных страховых взносов работодателями. Для компенсации таких расходов производятся дотации из бюджета РФ для покрытия дефицита.

Негосударственным пенсионным фондам предоставляется право осуществления деятельности по обеим структурам.

Пенсионным обеспечением называется денежное вознаграждение, представленная установленной суммой, которая регулярно выплачивается государством получателю, достигшему определенного возраста либо вследствие завершения работы по найму в качестве пособия.

Пенсия выплачивается с момента времени, когда наступают вышеприведенные события и до окончания жизни.

Она разделена на части:

  • базовую или социальную, ее оплачивает государство независимо от получаемой заработной платы, размера взносов, оплачиваемых по страховке всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж равный пяти годам;
  • страховой, зависящей от размера оплаченных платежей в по договору на страхование пока длилась трудовая деятельность. Он рассчитывается как отношение пенсионного капитала, накопленного до дня назначения пенсии и числа месяцев ожидания выплат, которое равно 228 месяцам или 19 годам;
  • накопительная, на которое влияют накопленные пенсионные отчисления, введена в 2002 году, поэтому на ее получение могут претендовать молодые возрастные категории граждан, например, она выдается мужчинам с 1953 и до сего года рождения, а женщинам, начиная с 1957 года рождения.

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании

В основу регулирования процедуры в Федерации государством положены нормы Федерального закона, изданного в декабре 2001 года за номером , в котором определены правовая роль субъектов, регламент их правоотношений, основания их появления и методы осуществления прав и обязанностей, отмечен уровень ответственности каждого субъекта.

Принятый в 2002 году Федеративный закон «Об обязательном пенсионном страховании» дал возможность осуществить пенсионную реформу, по которой гражданам страны надлежало стать застрахованными лицами.

Он предусматривал открытие индивидуальных лицевых счетов для имеющих страховку граждан, куда работодатель перечислял регулярно каждый месяц страховых взносов в его пользу при начислении заработной платы. Данные платежи накапливаются, формируя будущую пенсию за осуществляемую трудовую деятельность.

Находящиеся на лицевом счету вкладываются в финансовый рынок, за счет чего образуется некоторая дополнительная сумма, добавляемая в накопленным средствам.

Накопительная часть находится в полном распоряжении Государственной управляющей компании, которая держит ее на расчетном счету Внешэкономбанка. Всякий гражданин в РФ имеет право по своему усмотрению распоряжаться накопительной частью пенсии, он же определяет способ инвестирования.

Если от него не поступают предложения по использованию накопленных средств, то они перечисляются из ПФ на счет ГУК. Однако гражданин имеет право сделать вклад в фонд негосударственного фонда, передав ему права на доверительное управление.

Пожизненная пенсия будет выплачиваться гражданину РФ по достижении возраста, установленного пенсионным. В нее войдут накопленные денежные средства и доходы, полученные в ходе их субсидирования.

Функции

Обязательное пенсионное страхование как часть пенсионной системы РФ
осуществляет функции, позволяющие обезопасить граждан в случаях возникновения страховых рисков.

Оно производится Пенсионным фондом, выполняющим функции страховщика, в обязанности которого входит:

  • осуществление контроля над правильным исчислением страховых взносов, их своевременным перечислением в ПФ в полном объеме;
  • назначение и осуществление своевременных оплат по всем видам страховых пенсий, принимая за основу сведения индивидуального счета;
  • проверка документов для начисления обязательного страхового обеспечения;
  • составление проекта бюджета ПФ и обеспечение его выполнения;
  • обеспечение целевого использования финансовых средств;
  • осуществление учета финансов, которые поступают;
  • производство регистрации и снятие с учета страхователей;
  • контролирование поступлений страховых взносов от физических лиц, которые добровольно вступили в правоотношения;
  • создание государственной базы данных по различным группам страхователей;
  • обеспечение регламента, позволяющего вести специальную часть индивидуального счета;
  • обеспечение организации своевременного учета дохода, вырученного от инвестирования средств;
  • консультирование на бесплатной основе на всех уровнях региональных органов застрахованных лиц и страхователей;
  • прием заявлений от лиц на добровольное вступление в правоотношения;
  • консультирование, информирование застрахованных лиц по оплате дополнительных взносов, размещая сведения на официальном сайте ПФ, СМИ;
  • осуществление функций оператора персональных данных;
  • определение размера платежей по страховке, начисленных в страховую и накопительную части пенсий.

Какие цели преследуются

Основной целью является обеспечение граждан пенсионного возраста достойным уровнем жизни, для чего им создаются условия, позволяющие иметь дополнительную пенсию.

Государственные органы совместно с негосударственными пенсионными фондами разработали ряд специальных программ, которые ориентированы на внедрение, совершенствование и развитие механизмов осуществления пенсионного страхования.

Программы по обязательному пенсионному страхованию привлекательны тем, что они обладают гибкими условиями регулирования, осуществляемыми легко и оперативно под запросы конкретного застрахованного лица.

Ее преимущества заключаются:

  • если заканчивается период, в течение которого производится накопление, то накопленные средства можно забрать полностью или до конца жизни получать равными долями ежемесячно;
  • если застрахованное лицо умирает до конца периода накопления средств, то они передаются наследникам;
  • если застрахованное лицо в какой-либо период времени не может вносить взносы, то размер будущей пенсии пересчитывается в зависимости от величины накопленной суммы до момента приостановки платежей;
  • если застрахованное лицо умирает, то преемнику выплачиваются денежные средства, собранные до того времени. Срок осуществления оплаты оговаривается в договоре либо при внесении поправок в него, но до начала осуществления платежей.

Как описывается в договоре

Договор по страхованию пенсий является соглашением заключенным пенсионным фондом и страхователем в интересах застрахованного лица либо его правопреемника, согласно которого фонд обязуется назначить и платить ему по достижению пенсионного возраста накопительную часть трудовой пенсии или осуществить выплаты правопреемникам, в случае его смерти.

В договоре описываются:

  • права и обязанности Пенсионного фонда, застрахованного лица;
  • учет накоплений, поступивших от застрахованного лица, их субсидирования;
  • регламент, условия назначения, осуществление платежей из накопительной части трудовой пенсии;
  • порядок выдачи правопреемникам накоплений умершего застрахованного лица;
  • ответственность субъектов за допущенные правонарушения, связанные с исполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, возложенных на них договором в соответствии с нормами законодательства РФ;
  • порядок введения поправок, требования, предъявляемые к расторжению;
  • продолжительность срока действия.

Соглашение приобретает законную силу со дня, когда перечисленные бывшим страховщиком денежные средства поступают на расчетный счет выбранного фонда. Договор по пенсионному страхованию относится к одному из видов личного, является двухсторонним и необобщенным.

Помимо того, в нем необходимо отметить личные данные застрахованного лица, сведения о характере страхового случая, размер суммы по страховке, реквизиты.

Об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

Риски и случаи

Действующий Федеративный закон дал определение понятиям «страховой риск» и «страховой случай». В соответствии с ним к страховым рискам относится потеря застрахованным лицом заработка в качестве выплат, вознаграждений либо иных видов дохода при наступлении страхового случая.

Страховым случаем называется событие, указанное в договоре совершилось, поэтому страховщик обязан осуществить выплату по страховке застрахованному лицу либо его преемнику.

К ним относятся события или их комбинация:

  • наступление возраста, соответствующего пенсионному;
  • инвалидность, вследствие болезни, дорожно-транспортных случаев;
  • утрата лица, являющего единственным кормильцем.

Что касается выгод, получаемых застрахованным по программе пенсионного страхования лицом, то они, несомненно, существуют.

В первую очередь заключаются в оказании услуг личного консультанта, разъясняющего тонкости и нюансы пенсионного страхования. Во вторую очередь для привлечения и сохранения ценных кадров большинство работодателей заключают договор корпоративного страхования на обеспечение пенсией, получая при этом льготы по налогам.

Государство разработало ряд юридических, экономических и координационных мероприятий, которые легли в основу системы обязательного пенсионного страхования. Все они ориентированы на поддержку населения путем назначения компенсаций и осуществления их выдачи при возникновении страховых рисков, связанных с наступлением...

Среди видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию Закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает:

  1. пенсию по старости;
  2. пенсию по инвалидности;
  3. пенсию по случаю потери кормильца.

Страховое обеспечение тех или иных видов обязательного социального страхования, как предусматривает Закон РФ «Об основах обязательного социального страхования», осуществляется на основании специальных законов. Так, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца являются видами трудовой пенсии и регулируются специальным законом - Федеральным законом 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Указанный Закон определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан . Право на трудовую пенсию, как сказано в данном Законе, имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии со следующим специальным законом - Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации ». Застрахованные лица получают трудовую пенсию из бюджета Пенсионного фонда РФ, формируемого за счет страховых взносов страхователей .

Еще один специальный закон - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - предусматривает в отличие от трудовых пенсий другие виды пенсий. Это пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет (федеральным государственным служащим и военнослужащим);
  2. пенсия по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф);
  3. пенсия по инвалидности (военнослужащим и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф);
  4. социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам).

Есть еще другие категории лиц, которым выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, но эти лица получают пенсии согласно другому специальному Закону - ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ , учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Возвращаясь к Федеральному закону «Об в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы в РФ, необходимо сказать, что Закон вводит основные понятия обязательного пенсионного страхования .

Это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. в РФ осуществляется страховщиком , которым является Пенсионный фонд РФ. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. В управлении страховщика по находятся денежные средства обязательного пенсионного страхования , которые составляют бюджет Пенсионного фонда РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование , которые уплачиваются страхователями. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Застрахованные лица имеют право на обязательное пенсионное страхование в РФ только в случае уплаты страховых взносов страхователями в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Страховщик осуществляет обязательное страховое обеспечение, выплачивая застрахованному лицу при наступлении страхового случая трудовую пенсию, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Страховым случаем согласно Закону РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Страховым риском для целей указанного Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

2. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию являются следующие субъекты обязательного пенсионного страхования :

  1. федеральные органы государственной власти ;
  2. страхователи;
  3. страховщик;
  4. застрахованные лица.

Страховщик - Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами , утверждаются правлением Пенсионного фонда РФ.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются Федеральным законом.

Гражданства

  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
  • 3. Обязательное страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию

    Обязательным страховым обеспечением являются:

    1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
    2. страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
    3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
    4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

    Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

    Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

    Скачкова О.А.. Страхование. 2004



    error: Контент защищен !!