Негосударственные пенсионные фонды в рф. Дипломная работа: Система негосударственных пенсионных фондов

ведение

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население.

В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).Построение эффективной социальной защиты пенсионеров во многом зависит не только от государства, но и от совместных усилий государства и бизнеса.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности – осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение. Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и т.п.

Однако заработная плата обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких и т.п., в то время как пенсия является материальной основой обеспечения их же, но в будущем. Условно говоря, пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, но отложенную на будущее. Трудящиеся граждане в настоящее время совершенно не представляют, какую пенсию они будут получать через 3–5 лет, не говоря о 10–15, причем размер пенсии практически не связывается с их вчерашними, сегодняшними и завтрашними трудовыми усилиями.

Организация на российских предприятиях систем дополнительного пенсионного обеспечения своих работников не имеет методического обеспечения, необходимого для нормального функционирования пенсионных схем. В частности, многие руководители, в том числе крупных российских предприятий, недостаточно информированы о сущности и возможностях дополнительного пенсионного обеспечения. Некоторые руководители отечественных предприятий считают, что пенсионное обеспечение, осуществляемое в рамках корпоративных пенсионных схем, выгодно для работников и совершенно бесполезно для предприятий и что корпоративная пенсионная схема обходится предприятиям крайне дорого.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы – повышению уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, – это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы негосударственных пенсионных фондов как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

1. Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов

1.1 Место и роль НПФ в пенсионной системе России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.

Начиная с 1991 года пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Следующим значимым этапом становления пенсионной системы РФ можно считать последнее десятилетие. В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Ну а самые последние изменения в структуре пенсионной системы определили ее современный вид. С принятием президентского пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях и внесением в Государственную Думу проекта федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» вырисовывается следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

· обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;

· добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.

Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников.

Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

Негосударственные пенсионные фонды, создание которых предусмотрено действующим законодательством, более того, действует с 1998 года специальный федеральный закон – о негосударственных пенсионных фондах – определены как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

· деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

· деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

· деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию признаны фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Сформулированы легальные определения основных понятий:

· негосударственная пенсия – денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;

· накопительная часть трудовой пенсии – ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации о трудовых пенсиях, настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании;

· пенсионная схема – совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий;

· профессиональная пенсия – ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с договором о создании профессиональной пенсионной системы;

· пенсионные основания – основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение профессиональной пенсии;

· выкупная сумма – денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора;

· пенсионный счет – форма аналитического учета в фонде, отражающая обязательства фонда перед вкладчиками, участниками или застрахованными лицами;

· пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения – форма аналитического учета в фонде, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление дохода, начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет), а также начисление выкупных сумм участнику (участникам) для перевода в другой фонд при расторжении пенсионного договора;

· пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии – форма индивидуального аналитического учета в фонде, отражающая движение средств пенсионных накоплений, начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а в случае смерти застрахованного лица до ее назначения – выплаты правопреемникам;

· пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами;

· пенсионные накопления – совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Фонды, лицензируемые в установленном законодательством России порядке, выполняя свои функции, заключают пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем; аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; ведут пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения; ведут пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; ведут пенсионные счета профессиональных пенсионных систем; информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов; и осуществляет иные действия в интересах лиц, заключивших договор.

По заключаемым пенсионным договорам вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором, фонд обязуется помимо прочего выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора; предусмотрена возможность переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Пенсионные накопления формируются за счет:

1. досрочно выплаченных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;

2. средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;

3. средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;

4. средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном Федеральным законом порядке;

5. средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды. Представлена возможность в целях сохранения и накопления капитала размещать средства пенсионных резервов и инвестировать средства пенсионных накоплений при соблюдении принципов обеспечения сохранности указанных средств; обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей; определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке; учета надежности ценных бумаг; информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц; прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им; профессионального управления инвестиционным процессом.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Размещение средств пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации, осуществляется фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.

Фонды организуют размещение средств пенсионных резервов через управляющую компанию (управляющие компании), которая (которые) должна (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить возврат переданных ей (им) фондом средств пенсионных резервов по договорам доверительного управления.

Управляющая компания (управляющие компании) несет (несут) ответственность перед фондом (фондами) и его (их) участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на нее (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управляющая компания (управляющие компании) не несет (не несут) ответственности перед участниками по обязательствам фонда (фондов).

Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, осуществляется также за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В значительной степени отработана, хотя и требует совершенствования, система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, унифицированную систему бухгалтерского учета, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ.

К настоящему моменту уже сложилась сеть общественных объединений и фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя ряд организации, которые специализируются на работе с фондами, в том числе специализированные депозитарии, управляющие компании, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В фондах на постоянной основе работает свыше трех тысяч специалистов.

На диаграмме 1 представлена динамика выданных лицензий.

Диаграмма 1. Количество негосударственных пенсионных фондов

Размещение пенсионных резервов осуществляют компании, получившие в установленном порядке необходимые лицензии и специально отобранные Фондом из числа наиболее устойчивых, продолжительно и успешно работающих на рынке финансовых услуг.

Учредителями НПФ «Первый Национальный пенсионный фонд» являются:

1. Российский сельскохозяйственный банк, ОАО

2. Учреждение социального обеспечения AG2R-Prevoyance (Франция)

3. Машиностроительный завод, ОАО

4. Научно-испытательный Центр Ракетно-Космической промышленности, ФКП

5. Московский завод полиметаллов, ГП

6. Первичная общественная профсоюзная организация №29

7. НЗХК, ОАО

8. Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева

9. Общественная организация Российский профессиональный союз работников атомной энергетики и промышленности

10. Московская страховая акционерная компания МАКС, ЗАО

11. Онежский тракторный завод, ОАО

12. Управляющая компания Финам Менеджмент, ООО

13. Петрозаводский завод бумагоделательного машиностроения, ОАО

14. Республиканский комитет профсоюза работников связи

15. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, ФГУП

16. Специализированное строительно-монтажное управление, АОЗТ

17. Медицинское акционерное страховое общество Петромед

Управляющими компаниями являются:

1. Агро Стандарт

2. Атон-менеджмент

3. НТЕРФИНАНС

4. аллада Эссет МенеджментПортфельные инвестиции

5. РИНФИКО

Диаграмма 8


Вывод: из данной диаграммы видно структуру размещения пенсионных резервов и накоплений по основным направлениям инвестирования. Наибольшую долю в структуре занимают облигации крупных организаций и предприятий. Доля акций не превышает 9%. Достаточно низок уровень банковских вкладов (менее 4%). Доля денежных средств в структуре несущественна (менее 1%).

Размещение пенсионных накоплений также осуществляют компании, получившие в установленном порядке необходимые лицензии и специально отобранные Фондом из числа наиболее устойчивых, продолжительно и успешно работающих на рынке финансовых услуг.


Диаграмма 9


Вывод: структура пенсионных накоплений представлена на 52% облигациями организаций и предприятий. Доля ЦБ субъектов РФ составляет 18%. Около 16% составляет доля акций.

По величине собственного имущества Фонд входит в число 25 самых крупнейших Фондов России.

Диаграмма 10.


Вывод: из настоящего графика видно, что объем собственного имущества фонда увеличился за последние три года почти в пять раз.

В 2007 году НПФ резко активизировали свою работу на розничном рынке. Только за 9 месяцев 2007 года количество застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в негосударственных пенсионных фондах увеличилось в 2,08 раза (или на 977,9 тыс. человек), а количество участников по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) – в 1,03 (или на 203,8 тыс. человек). Подчеркнем, что в сфере НПО для большинства НПФ 2007 год стал переломным. Именно в 2007 году они в значительной степени активизировали работу на розничном рынке. НПФ «Первый Национальный пенсионный фонд» не стал исключением. Как видно из рассмотренных выше показателей за последние два года этот НПФ неизменно занимал положение в числе наиболее успешных НПФ.

Ориентация на розничного клиента заставляет НПФ искать преимущества перед своими конкурентами. Таким преимуществом должен стать рейтинг надежности. В 2007 году сообщество НПФ (в лице НАПФ) выступило не только инициатором создания индивидуального рейтинга надежности НПФ.

Кризис сказался и на пенсионном рынке. Хвастаться особо нечем, немногие фонды сумели показать доходность выше инфляции. Однако доходность размещения пенсионных средств НПФ по итогам 2007 года выглядит все равно привлекательнее по сравнению с доходностью управляющих компаний по ряду открытых ПИФов. Причина – консервативность инвестиций, которая на быстрорастущем рынке выглядит сдерживающим фактором, а в условиях финансовой нестабильности не дает сильно упасть доходности портфеля. Резервы НПФ явились одной из составляющих, которые обеспечили в 2007 году стабильное развитие рынка доверительного управления активов и поддержали его рост. Именно эти сегменты и в первом квартале 2008 года – главные локомотивы и база устойчивости российского рынка коллективных инвестиций.

3.1 Перспективы развития НПФ в РФ

В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40–50%. Остальные 50–60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов).

Поданным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 НПФ, причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и, в соответствии с заявительным порядком, вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов, причем, только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел.

Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн. чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, – 3,6 млн. чел.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов – 484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений – 42,6 млрд. руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008 г. предполагается в размере 2,6 трлн. руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано.

При рассмотрении вопроса финансовой обеспеченности системы НПФ следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекратится 1 июля 2009 г. Для получения новой лицензии эти НПФ должны будут соответствовать ряду новых формальных требований, в частности, совокупный вклад учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн. руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн. руб. Такие требования к финансовым показателям фондов установлены в декабре 2007 г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти не может оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность. Таким образом, законодательство изначально устанавливает чрезвычайно высокий уровень средств фонда для обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах», «фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом», в том числе образованным за счет учредительских вкладов. При этом, конечно, использование фондом для исполнения пенсионных обязательств имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, может рассматриваться как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной невозможности исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных ресурсов НПФ.

В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль гаранта его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.

Однако новации могут иметь и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых прекращается в 2009 г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс. чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию – 79,6 тыс. чел., совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд. руб., пенсионных накоплений – 1,5 млрд. руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее, приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан. Кроме того, важно понимать, что значительная часть этих фондов – местного значения, и прекращение их деятельности надолго сделает затруднительным осуществление негосударственного пенсионного обеспечения в регионах, где крупные НПФ начнут работать еще не скоро. Остается надеяться, что за оставшееся до срока прекращения действия лицензий время такие фонды в основном еще смогут увеличить ресурсную базу до необходимых объемов, хотя здесь следует отметить, что в совокупности им необходимо привлечь свыше 1,5 млрд. руб. учредительских вкладов и нарастить размеры имущества для осуществления уставной деятельности более чем на 3,1 млрд. руб., а также то, что 54 НПФ необходимо будет увеличить совокупный вклад учредителей более чем в два раза, 57 фондам – увеличить размер имущества для осуществления уставной деятельности более чем в два раза. Очевидная невозможность такого резкого наращивания средств для осуществления уставной деятельности фондов приведет к применению соответствующих правовых санкций, нарушению прав и интересов сотен тысяч застрахованных лиц, возможно, – к утрате системой НПФ общественного доверия.

Чрезмерность установленных требований к финансовым показателям пенсионных фондов наиболее очевидна при сравнении названных требований с аналогичными, предъявляемыми к организациям, наиболее тесно взаимодействующим с НПФ в процессе работы последних со средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений, т.е. управляющих компаний и конкретно тех из них, которые в силу специфики осуществляемой деятельности так и называются – «управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Для указанных организаций даже не законом, а подзаконным актом – письмом Федеральной службы по финансовым рынкам – на сегодняшний день установлен норматив достаточности собственных средств (аналог имущества для осуществления уставной деятельности НПФ) в размере 30 млн. руб., а с 1 января 2009 г. – в размере 40 млн. руб. Несоответствие требований к НПФ и их управляющим компаниям очевидно. Необходимо помнить, что фонды не наделены правом самостоятельного инвестирования средств пенсионных накоплений и существенно ограничены в праве самостоятельного размещения средств пенсионных резервов. Таким образом, процесс инвестирования пенсионных ресурсов как таковой фактически выведен из-под контроля НПФ, которые, таким образом, ограничены в возможности противодействия инвестиционным рискам – наиболее существенному виду рисков, присущих пенсионной сфере. В отношении НПФ можно говорить лишь о риске злоупотреблений при перемещении средств, составляющих пенсионные ресурсы. Для предотвращения указанных злоупотреблений вполне достаточной представляется существующая схема управления пенсионными ресурсами под контролем специализированного депозитария и регулирующих органов. Риски же инвестиционного характера присутствуют в деятельности управляющих компаний и должны страховаться комплексом мер в ношении этих организаций, тем более что каждая из управляющих компаний может работать со средствами неограниченного числа НПФ.

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в Н ПФ связана еще и с тем обстоятельством, что соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли). Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием вереде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д. Эта позиция, (условно, отражает интересы юридических лиц-учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы вменение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

Некоторой чрезмерностью формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти объясняется недостаточность темпов развития системы НПФ в предшествующем периоде. В таблице приведены значения некоторых характеристик системы за 2004–2008 гг. поданным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам. Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007 г. еще более затормозят развитие системы.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию. Опубликованные результаты деятельности отечественных управляющих компаний за первый квартал текущего года и предварительные итоги полугодия не дают повода для оптимизма, хотя их и нельзя назвать критическими.

Хрупкость символического инвестиционного портфеля по результатам года вполне может обернуться реальными потерями для инвесторов, в том числе НПФ.

3.2 Методы совершенствования деятельности НПФ

По оценке экспертов, совокупный объем пенсионных резервов НПФ сократился за 2008 год до 440 млрд рублей, а пенсионных накоплений – до 35 млрд рублей. При этом в среднем в 2008 году управляющие компании принесли НПФ убытки не менее 20% по пенсионным резервам и не менее 15% – по пенсионным накоплениям.

Фонды были вынуждены компенсировать потери за счет страхового резерва и имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (ИОУД). Низкий размер страхового резерва по отношению к резервам покрытия пенсионных обязательств и размер ИОУД, близкий к минимальному, станут жизненно важными препятствиями для развития большинства фондов уже в текущем году. Более 25% крупных фондов на 01.10.2008 обладали экстремально низким (менее 5% в отношении к пенсионным средствам) ИОУД по сравнению с пенсионными средствами, что является критической величиной.

Повышение законодательно установленного минимального размера ИОУД приведет к сокращению количества действующих фондов, в том числе путем слияний. По оценке экспертов, с рынка уйдет порядка 20–30% игроков, и к концу года на рынке останется не более 150 фондов.

В соответствии с текущим законодательством, начиная с 01.07.2009 года все фонды, занимающиеся ОПС, потеряют лицензию, если величина их ИОУД не достигнет 100 млн рублей, и будут вынуждены передать пенсионные накопления в ПФР. На конец 2008 года таким требованиям удовлетворяли только 79 из 105 фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ОПС.

Консолидации рынка способствует также резкий отказ большинства фондов от работы в рознице и возвращения в корпоративный сегмент, где традиционно сильны позиции лишь нескольких крупнейших фондов. Дальнейшее развитие рынка будет более медленным из-за заморозки социальных программ предприятий и вероятного отказа большинства участников рынка от обещаний гарантированной доходности.

Для сохранения перспектив роста отрасли необходимо расширение инвестиционной декларации НПФ в пользу консервативных финансовых инструментов. Предложения ФСФР и НАПФ, направленные в Министерство финансов Российской Федерации, должны помочь минимизировать риски фондов.

Расширение инвестиционной декларации путем повышения максимально возможных долей консервативных инструментов (в первую очередь – депозитов) и инфраструктурных облигаций, должно помочь отрасли минимизировать риски в период волатильности на рынке ценных бумаг, а также помочь формированию рынка долгосрочных финансовых ресурсов.

Дальнейшее сокращение числа НПФ будет вызвано не только и не столько действиями регулятора, но и ужесточением требований к качеству их работы. На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50–60% от взносов за аналогичный период 2008 г.) уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным.

Исчерпание корпоративного ресурса привело к тому, что НПФ для сохранения набранных темпов роста и объемов бизнеса вынуждены либо сворачивать свою деятельность, либо выходить на рынок ОПС. Снижение объемов бизнеса, необходимость отыгрывать убытки 2009 года и низкая вероятность дополнительной поддержки со стороны учредителей приведет к тому, что в течение 2010–2011 гг. рынок в результате слияний и отказов от лицензий, по оценкам экспертов, покинет до 25% участников.

Высокая вероятность дальнейших ужесточений требований к минимальному размеру ИОУД со стороны регулятора приведет к дальнейшему сокращению числа участников – на рынке останутся лишь крупные розничные НПФ; корпоративные НПФ сосредоточатся на обслуживании узкого круга ФПГ. В дальнейшем по мере восстановления корпоративных программ, доля крупнейших НПФ будет возрастать, что, в сочетании с сохранением некоторыми госпредприятиями пенсионных программ, приведет к дальнейшей концентрации пенсионных средств в крупнейших фондах.

Развитие собственных систем риск-менеджмента и выстраивание более четких взаимоотношений с УК станет приоритетным направлением совершенствования бизнес-процессов НПФ. Передовая практика – включение дополнительных ковенант и лимитных списков в тексты договоров с УК.

Вне зависимости от того, в чью пользу разрешится большая часть судебных процессов между управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами, риск невыполнения обязательств перед клиентами будут нести НПФ. Поскольку соотношение собственного капитала УК и пенсионных средств весьма невелико и не превышает 25% – без учета прочих средств в доверительном управлении УК, фонды вынуждены брать на себя стратегический риск-менеджмент. Передовая практика на рынке – проведение регулярных встреч и инвестиционных комитетов с УК и фиксирование в договорах ДУ ограничений перечня доступных для инвестирования эмитентов.

Дополнительным аргументом в переговорах между НПФ и УК станут расширенные возможности по управлению пенсионными резервами со стороны НПФ, в том числе возможность размещать до 80% средств в депозиты, минуя управляющие компании. Все это потребует создания отдельных служб риск-менеджмента в самих НПФ, высокое качество которых смогут обеспечить лишь крупнейшие участники рынка.

Тенденция к увеличению консервативности портфеля продолжается – доля инструментов с фиксированным уровнем дохода увеличилась в структуре пенсионных накоплений на 7 п.п. Однако попытки минимизировать рыночный риск не должны привести к появлению новых, в том числе и операционных рисков.

Доля банковских депозитов и средств на счетах на 01.10.09 возросла до 21% от пенсионных резервов и 16% пенсионных накоплений. Однако важно, чтобы выбор банка был обусловлен такими факторами, как надежность и кредитоспособность, а не способность поднять продажи услуг фонда.

Рост консервативности вложений НПФ – тенденция, которая сохранится в течение ближайшего года, и приведет к созданию новых инструментов с фиксированным уровнем доходности. В 2009 г. доля инструментов с фиксированным уровнем дохода в структуре пенсионных накоплений фондов выросла с 72% до 79% и останется такой в среднесрочном периоде.

Собственная система риск-менеджмента НПФ, контролирующая деятельность УК, является единственным решением проблемы ответственности на рынке.

В то же время, увеличение максимально возможной доли самостоятельно размещаемых средств позволит НПФ упрочить свою переговорную позицию в диалоге с УК, не только при заключении договоров на управление пенсионным резервами, но и в тех случаях, когда речь пойдет о пенсионных накоплениях – УК вряд ли захотят терять сегмент рынка. Это позволит навязать УК внешний контроль, который может быть оформлен как приложение к договору о доверительном управлении. Подобная схема снизит риски НПФ, поскольку именно они несут ответственность перед вкладчиками и лицами, застрахованными по ОПС.

В то же время, создание собственной системы риск-менеджмента – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе лишь крупнейшие фонды.

В целом, на протяжении 2010 года структура инвестиционных портфелей НПФ останется столь же консервативной, как и сейчас. В среднесрочной перспективе немногие участники рынка будут готовы наращивать долю акций из боязни получить убытки в случае падения рынка. Подобная консервативность сохранится и в среднесрочном периоде – роста доли акций в портфелях фондов следует ожидать не ранее начала экономического роста. В поисках доходности фонды, скорее всего, будут опробовать новые инструменты, в том числе – в объекты инфраструктуры, надежность которых повышается за счет низкой эластичности спроса на услуги компаний по доходу, а также в связи с контрциклическим характером динамики рыночной стоимости акций подобных компаний.

Заключение

С помощью развития негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, имеются ряд моментов, привлекательные для предприятий, работодателей и работников. Это, прежде всего частичное, а иногда и полное, финансирование дополнительной пенсии работодателем. В связи с этим, негосударственная пенсия обходится человеку заметно дешевле, чем при полном финансировании пенсии собственными взносами. Иначе говоря, участие в пенсионном фонде равнозначно получению отложенной части заработанной платы с соответствующими накоплениями инвестиционного дохода. Поэтому условия наличия негосударственного пенсионного обеспечения становится важным моментом при выборе места работы.

Что касается руководителей предприятий, то создание и участие в финансировании негосударственного пенсионного фонда (НПФ) позволяет сократить текучесть квалифицированных кадров и уменьшить расходы на их подготовку, или наоборот, способствовать омоложению коллектива.

Существует еще один, может быть самый привлекательный сегодня для работодателя, момент – возможность собственного инвестиционного кредитования из резерва средств, накопленного в негосударственном пенсионном фонде через различные схемы реинвестирования.

Негосударственные пенсионные фонды оказались наиболее устойчивыми институтами финансового рынка перед лицом кризиса. От необходимости фиксировать убытки в период кризиса фонды защищены долгосрочным характером обязательств, а также гарантированной господдержкой отрасли как социально значимой.

Большинство НПФов успели сформировать достаточно консервативные портфели до осеннего удара финансового кризиса по фондовому рынку. Доля акций в структуре размещения пенсионных резервов всех фондов снизилась к концу 1 полугодия с 45% до 35%, а в размещении пенсионных накоплений – с 27 до 18%. Остальное – в облигациях, банковских инструментах, а также паях ПИФов, как правило, консервативных.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10 января 2003 №14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

2. Федеральный закон от 07.05. 19998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

3. Вагапова А. Негосударственный пенсионный фонд: правовое регулирование и бухгалтерский учет. // Финансовая газета, №42, октябрь 2003 г.

4. Клевцова Т., Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты. // Финансовая газета, №12, март 2004 г.

5. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2001.

6. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд, 2007. – №5. – С. 25.

7. Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. – №1.

8. Чудновская Г.В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. – №3.

9. Российский статистический ежегодник Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание Росстат Москва 2004 год

10. «Социальное положение и уровень жизни населения России» Росстат Москва 2001–2008 года

11. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита» Пенсионное обеспечение №1 (154) январь 2005 год Статья Негосударственные фонды: «Надежность важнее дохода»

НПФ как некоммерческая организация

В настоящее время в большинстве развитых стран существует смешанная пенсионная система, которая включает три уровня пенсионного обеспечения граждан: государственное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение; дополнительное пенсионное страхование (обеспечение).

До недавнего времени в России господствовала государственная пенсионная система. Ее можно охарактеризовать как всеобщую распределительную систему, построенную на принципе «солидарности поколений». Такого рода пенсионная система практически не учитывает личный трудовой вклад работника в общественное производство, а также не гарантирует размер пенсии, позволяющий человеку обеспечить нормальные условия жизни. Поэтому в соответствии с концепцией реформы пенсионного обеспечения предполагается дополнить государственную пенсионную систему негосударственной.

Создание негосударственной пенсионной системы предполагает внедрение двух форм дополнительного пенсионного страхования: дополнительного пенсионного обеспечения профессиональных систем отдельных предприятий, территорий, отраслей, а также личного страхования граждан. Обе формы призваны «работать» на основе накопления средств физических и юридических лиц на персональных пенсионных счетах. Существенную роль в системе дополнительного пенсионного обеспечения занимают негосударственные пенсионные фонды.

– особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании одноименных договоров с вкладчиками фонда в пользу его участников. Законодательной базой для создания и функционирования НПФ в Российской Федерации являются Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 02.12.2004), Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003), другие федеральные законы.

Вкладчик НПФ юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников.

Участник НПФ физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Деятельность НПФ включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические и физические лица. Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является его собственностью.

Негосударственный пенсионный фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации. Фонд имеет право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности.

Учредительными документами фонда являются устав и учредительный договор.

Негосударственные пенсионные фонды можно классифицировать на открытые и закрытые.

Негосударственный пенсионный фонд открытого типа – фонд, созданный для пенсионного обеспечения физических и юридических лиц, которые не являются учредителями фонда.

Негосударственный пенсионный фонд закрытого типа создается одним или несколькими юридическими лицами для обслуживания преимущественно сотрудников данной организации (организаций). НПФ закрытого типа также именуется «корпоративным фондом». Вкладчиками такого рода фондов являются обычно их учредители и (или) подконтрольные им фирмы. В то же время «корпоративный фонд» может работать и непосредственно с физическими лицами, которые являются сотрудниками этих фирм.

Деятельность НПФ

В процессе своей деятельности НПФ выполняет следующие функции:

Разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

Заключает пенсионные договоры;

Аккумулирует пенсионные взносы;

Ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;

Заключает договоры с управляющим (управляющими);

Формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы;

Ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;

Осуществляет актуарные расчеты;

Производит выплаты негосударственных пенсий;

Осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

Предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.

Пенсионные правила фонда регулируют его деятельность. Правила НПФ – это документ, определяющий порядок и условия исполнения фондом обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Он разрабатывается фондом с учетом требований федерального законодательства, утверждается советом фонда и регистрируется в порядке, установленном государственным органом в области пенсионного обеспечения, на который Правительством РФ возложен контроль за деятельностью фондов.

Правила фонда должны содержать:

Перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;

Положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками и условия возникновения и прекращения обязательств фонда;

Положение о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;

Положение о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;

Положение о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;

Перечень пенсионных оснований;

Положение о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;

Положение о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;

Перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников фонда;

Положение о порядке формирования пенсионных резервов;

Положение о порядке расчета выкупной суммы;

Положение о порядке предоставления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг;

Методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда;

Нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;

Положение о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда.

Пенсионные основания условия (условие) приобретения участником НПФ права на получение негосударственной пенсии.

Большая роль в деятельности НПФ отводится пенсионным схемам.

Пенсионная схема совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий. Существует множество пенсионных схем. К наиболее распространенным из них относятся накопительные и бюджетные (распределительные) схемы.

Накопительныепенсионные схемы ставят размер пенсионных выплат в зависимость от числа участников НПФ, приращения их взносов за счет инвестирования. В зависимости от взаимоотношений пенсионного фонда с клиентами различают два вида накопительных схем: трастовые и страховые. Трастовая схема основана на том, что собственником денежных средств является участник фонда. Фонд распоряжается средствами на условиях доверительного управления. При трастовых схемах средства, находящиеся на пенсионных счетах, наследуются. Страховые схемы предполагают, что пенсионные накопления являются собственностью фонда.

Бюджетная пенсионная схема не подразумевает накопления средств. В этом случае взносы вкладчиков лишь перераспределяются. Как правило, бюджетная схема на практике широко не используется.

Отношения с вкладчиками НПФ строит на основании пенсионного договора. Последний представляет собой соглашение между фондом и его вкладчиком в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется выплачивать его участнику при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой негосударственную пенсию. Пенсионный договор должен содержать:

Наименование сторон;

Сведения о предмете договора;

Положение о правах и об обязанностях сторон;

Положение о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

Вид пенсионной схемы;

Пенсионные основания;

Положение о порядке выплаты негосударственных пенсий;

Положение об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

Сроки действия и прекращения договора;

Положение о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

Положение о порядке урегулирования споров;

Реквизиты сторон.

Негосударственный пенсионный фонд может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения уставных целей. Например, НПФ может осуществлять такие виды предпринимательской деятельности, как передача активов фонда в управление компаниям для получения дохода от инвестирования; извлечение дохода от использования имущества и средств, переданных фонду его учредителями, другими юридическими лицами, и др. Возможная прибыль от ведения предпринимательской деятельности должна быть направлена на реализацию уставных целей фонда.

Для НПФ характерны долгосрочность вложений средств, невозможность или очень ограниченная возможность для клиента изъять средства единовременно и досрочно. В результате НПФ является обладателем «длинных» денег, которые он может эффективно использовать как долгосрочные инвестиции.

Имущество НПФ

Собственное имущество НПФ подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности НПФ, образуется за счет:

Совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);

Целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с его правилами;

Дохода фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности;

Благотворительных взносов и других законных поступлений.

Пенсионные резервы совокупность средств, находящихся в собственности НПФ и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий. Они формируются за счет пенсионных взносов и дохода фонда от размещения этих взносов.

Для обеспечения устойчивого исполнения обязательств перед своими участниками фонд создает страховой резерв.

Размещение пенсионных резервов НПФ как некоммерческой организации производится исключительно в целях сохранения и прироста пенсионных резервов в интересах участников. Оно осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации.

Размещение пенсионных резервов НПФ осуществляет через управляющую компанию (управляющего).

Управляющая компания (управляющий) коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами НПФ на основании заключенного с ним договора. Фонд оплачивает услуги компании в виде комиссионных, размеры и условия выплат которых устанавливаются в упомянутом договоре. Порядок принятия решения о заключении договора отражается в уставе фонда.

Деятельность фонда по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда в соответствии с его правилами.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, осуществляется за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов. При этом Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» содержит некоторые количественные ограничения. В частности, отчисления на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не должны превышать 20% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в первые три года деятельности фонда, и 15% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в дальнейшем.

Органы управления НПФ и контроль за его деятельностью

Структура органов управления НПФ в России определяется соответствующим законодательством и уставом фонда. Высшим органом управления НПФ является его совет. В совет фонда входят представители учредителей, участников и исполнительной (генеральной) дирекции фонда. В него также могут входить представители вкладчиков. Нормы представительства, порядок избрания и принятия решений определяются уставом фонда.

Оперативное управление деятельностью НПФ осуществляет исполнительная (генеральная) дирекция.

В целях контроля за деятельностью фонда и защиты интересов его вкладчиков и участников создается попечительский совет. В него входят полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Учет и отчетность НПФ

При осуществлении бухгалтерского учета должно исключаться смешение имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и имущества, составляющего пенсионные резервы.

Бухгалтерская отчетность фонда по итогам года подтверждается заключением независимого аудитора. Заключение по результатам независимой аудиторской проверки является неотъемлемой частью годового отчета о деятельности НПФ.

Фонд обязан ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов.

Не реже одного раза в год НПФ должен публиковать отчет о своей деятельности в периодической печати.

Управляющий обязан вести раздельный учет имущества, составляющего пенсионные резервы, собственного имущества, а также иного имущества, находящегося в его управлении, не допуская их смешение. Такие же требования предъявляются к депозитарию, обслуживающему НПФ.

Деятельность российских НПФ

Как особый финансовый институт, НПФ сформировались в России лишь в последние годы. Эти фонды создаются в основном по инициативе крупного предприятия (группы предприятий) или банка, страховой компании, инвестиционного фонда. Таким образом, появление НПФ в России не является следствием спроса населения на услуги по дополнительному пенсионному обеспечению.

По состоянию на 1 октября 2001 г. Инспекцией НПФ было выдано 325 лицензий, из них 55 аннулировано. Подавляющая часть российских НПФ – это «корпоративные» фонды (НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКойл-Гарант» и др.). НПФ, непосредственно работающих с физическими лицами (так называемых розничных фондов), в России крайне мало (не более 10). Это объясняется прежде всего недоверием населения к частным финансовым институтам.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) действуют в России на протяжении достаточно длительного срока - старейшие организации функционируют уже около двух десятков лет. Это позволяет говорить о том, что ведущие НПФ успели не раз пройти проверку на прочность, накопить солидную базу клиентов и приобрести опыт в своем деле.

Каждый НПФ осуществляет два основных вида деятельности. С одной стороны, НПФ занимаются негосударственным пенсионным обеспечением - то есть выступают в роли организации, аккумулирующей поступающие добровольные взносы и инвестирующей их. В результате, средства приносят доход, который вместе с суммой уплаченных взносов при достижении пенсионного возраста выдается пенсионеру в виде периодических выплат - дополнительной пенсии.

Другим важным направлением деятельности НПФ является работа в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования), которая заключается в управлении средствами накопительной части пенсии. Известно, что пенсия гражданина РФ сейчас формируется из двух составляющих - страховой и накопительной. На первую идет 16 % отчислений работодателя из заработной платы, а на вторую 6 %. Однако в соответствии с последними изменениями в законодательстве тариф отчислений по умолчанию будет изменен - у тех, кто не заявил о своем желании сохранить старые пропорции, все 22 % будут направляться на формирование страховой пенсии.

В отличие от страховой составляющей, которая идет на выплаты действующим пенсионерам, накопительная пенсия - это «живые» деньги, которые можно инвестировать и получать определенный доход. У застрахованных лиц в системе ОПС есть право управлять накопительной частью своей пенсии, переводя ее в один из действующих НПФ. В том случае, если будущий пенсионер этого не делает, его накопления автоматически переходили под управление «Внешэкономбанка» - государственной УК. Как раз у этой категории граждан в соответствии с обновленным законодательством накопительная часть пенсии перестанет формироваться, а отчисления на страховую часть увеличатся.

Для всех клиентов НПФ пенсионные тарифы останутся прежними - то есть 6 % отчислений будут всё так же инвестироваться и приносить доход, который в будущем составит прибавку к пенсии. Однако время на то, чтобы совершить переход в негосударственный пенсионный фонд и сохранить старую схему отчислений, еще есть. Для этого достаточно обратиться в выбранный НПФ с заявлением и минимальным комплектом документов (паспорт и СНИЛС), и через некоторое время стать клиентом фонда.

Прежде чем заключить с фондом договор, полезно уделить некоторое время подбору подходящего НПФ, который будет обеспечивать клиенту не только высокую доходность средств, но и надежность и безопасность, ведь пенсионные накопления будут храниться в фонде достаточно долго.

Взаимодействие органов социального обеспечения с органами исполнительной власти, профсоюзных и другими общественными организациями.

Взаимодействие органов социального обеспечения с Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством.

Следует различать «негосударственные пенсионные фонды» (НПФ), находящиеся в разных юрисдикциях - российской и украинской. Суть организаций - одна и та же, но имеются существенные отличия правового характера.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО); деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС); деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993-1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года. выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например: если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются; если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии.

В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в Программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства.

С 2008 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

Контроль за деятельностью НПФ:

Ежегодный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации; Независимый аудитор; Независимая актуарий; Счетная палата.

Ежеквартальный:Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

Ежемесячный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

Еженедельный: Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации

Ежедневный: Специализированный депозитарий

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2010: НПФ Газфонд; НПФ Благосостояние; Ханты-Мансийский НПФ; НПФ Транснефть; НПФ электроэнергетики

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 31.03.2010: НПФ Благосостояние; НПФ Лукойл-Гарант; НПФ Норильский Никель; НПФ Газфонд; НПФ электроэнергетики

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:

Кэптивные - развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний - учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.

Корпоративные (условно кэптивные) - деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.

Территориальные - действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.

Открытые (универсальные) - будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Пример: НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ "Райффайзен19. Организация персонифицированного учета органами ПФ РФ.

Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ

Учет строится на принципах:

Единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в РФ

Всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

Доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

Использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ

Соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем

Осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ

В настоящее время в России действуют государственный пенсионный фонд (ПФРФ) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Пенсионный фонд Российской Федерации - государственный внебюджетный целевой фонд, который формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций, и формирует по умолчанию в числе прочего накопительную часть пенсии для граждан России.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии Романова Е.В. Право социального обеспечения [Текст]:// Е.В. Романова // М.: Питер - 2011. -с. 45..

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. Управляющие компании обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

> Виды негосударственных пенсионных фондов

негосударственный пенсионный фонд инспекция

Негосударственные пенсионные фонды бывают трех видов: корпоративные, профессиональные и открытые.

Корпоративный фонд создается одним или несколькими юридическими лицами-работодателями, к которым могут присоединяться другие работодатели-плательщики.

Работодатель-плательщик не является учредителем корпоративного пенсионного фонда, но пользуется многими правами и обязанностями по отношению к обслуживанию своих работников в таком НПФ. Такой работодатель должен заключить договор об участии в корпоративном пенсионном фонде с советом этого фонду.

Участниками корпоративного НПФ могут быть исключительно физические лица, состоящие (состоявшие) в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями-плательщиками этого фонда Галанов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. - М.:Кнорус,2009. - 160с..

Профессиональный фонд может быть основан объединением юридических лиц-работодателей, объединением физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физическими лицами, связанными по роду их профессиональной деятельности занятий.

Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в уставе НПФ.

Открытый фонд создается одним или несколькими юридическими лицами и является доступным для любых юридических и физических лиц как вкладчиков фонда.

Открытый негосударственный пенсионный фонд является приемлемым для всех. Главное, что отличает открытый фонд от других, это возможности:

Большей гибкости по размеру пенсионных взносов;

Участия в негосударственном пенсионном обеспечении только части коллектива работодателя в отличие от корпоративного фонда, где работодатель обязан перечислять средств в интересах всех без в исключения своих работников

Участия каких-либо физических лиц как вкладчиков в свою пользу или в пользу своих ближайших родственников;

Остаться участником фонда после прекращения трудовых отношений с работодателем

Принципы работы фондов:

Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, управляющая компания вкладывает в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли. Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально сумам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.

Участие в каком-либо пенсионном фонде является добровольным, при этом физическое лицо может быть участником одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративном и профессиональном фондах они могут быть участниками только при условии вступления их работодателя в фонд (корпоративный фонд) или принадлежности к определенной профессии (профессиональный фонд).

Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения [Текст]:// В.А. Ершов // М.: ГроссМедиа. - 2013 - с. 147. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Вкладчики имеют право:

требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников;

обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены пенсионными правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики и участники обязаны сообщать в фонд об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств перед фондом.

Вкладчики и участники могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и пенсионными договорами.

Права и обязанности застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании.



error: Контент защищен !!