Особенности деятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений как некоммерческой организации

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ПРАВО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Медицинская ораганизация: понятие и виды»

Выполнил:

студент 5-го курса, дневного отделения,

группы Ю-103

Каширин Д.А.

ВОЛГОГРАД 2014

Понятие медицинской орагнизации

Виды медицинских организаций

МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Понятие медицинской организации.

Сам термин «медицинской организации» дается в ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в ч.11 ст. 2 сказано, что «медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность».

Определенная организационно-правовая форма за ними не закреплена. Это могут быть как государственные и муниципальные учреждения, так и организации различной формы. Деятельность медицинских и фармацевтических организаций регулируется федеральными законами в зависимости от типа и формы таких организаций. Медицинские организации создаются, как правило, в форме автономного учреждения, руководствуются в своей деятельности ФЗ "Об автономных учреждениях" и работают в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

Основным (уставным) видом деятельности медицинской организации является осуществление медицинской деятельности на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

Законом оговаривается, что положения, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Фармацевтические организации осуществляют фармацевтическую деятельность. Это организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации.

К медицинским и фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие соответственно медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Схожим с медицинскими организациями явлениям выступают лечебно-профилактические учреждения и медицинские учреждения –

1) специализированные лечебно-профилактические заведения, в которых людям с теми или иными заболеваниями оказывается полный спектр медицинских услуг: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней.

2) Медицинские учреждения для оказания лечебно-профилактической помощи населению. К психиатрическим, наркологическим Л.п.у. относятся больницы, диспансеры, полустационары (дневные и ночные), специализированные бригады скорой помощи.

Виды медицинских организаций.

В законе присутствуют только виды медицинской помощи (в ст.32 – это первичная, специализированная, скорая и паллиативная). В связи с этим можно выделить 4 вида медицинских организаций. Однако предложенный законодателем перечень не может в полной мере отразить всю многоступенчатую систему лечебно-профилактических учреждений РФ с ее многоуровневыми взаимосвязями и взаимным межструктурным дополнением.

В доктрине существуют и другие подходы к классификации лечебно-профилактических учреждений. Так, по уровню квалификации выделяют лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первую помощь, доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную помощь. Иногда выделяют учреждения, оказывающие первичную, вторичную и третичную медико-санитарную помощь. Чаще всего лечебно-профилактические учреждения в зависимости от оказания помощи населению разделяют по следующим видам: внебольничные (в основном амбулаторно-поликлинические учреждения), больничные (стационарные или госпитальные учреждения), учреждения скорой и неотложной помощи, реабилитационные и санаторнокурортные учреждения. Следует признать весьма условной и такую систематизацию, учитывая то обстоятельство, что структура лечебно-профилактических учреждений нам представляется как аморфный, постоянно эволюционирующий организм, составные части которого являются тесно взаимосвязанными.

Так в структуре санаторно-курортных учреждений действуют курортные поликлиники, грязе-лечебницы, по своей сути являющиеся амбулаторно-поликлиническими учреждениями. В структуре поликлиник могут действовать дневные стационары, в систему учреждений скорой помощи входят больницы скорой помощи, а диспансеры и объединенные больницы имеют амбулаторно-поликлиническое и стационарное звено. Лечебно-профилактическое учреждение является основным структурным элементом системы здравоохранения Российской Федерации.

Номенклатура этих учреждений (представлена в сокращенном виде) :

1.1. Больничные учреждения (больницы - городская, областная, районная, на водном транспорте и т.д.; госпиталь для ветеранов войн; медико-санитарная часть; специализированные больницы –восстановительного лечения, гериартрическая, детская инфекционная и т.д.; центральная медикосанитарная часть; центры – гериартрический, диабетологический, профессиональной патологии и т.д.; республиканское объединение по реабилитации и восстановлению детей-инвалидов).

1.2. Учреждения здравоохранения особого типа (бюро – медицинской статистики и т.д.; лепрозорий; хоспис; центры – медицинской профилактики, медицины катастроф и т.д.).

1.3. Диспансеры (кардиологический, наркологический и т.д.).

1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения (амбулатория; косметологическая лечебница; линейная амбулатория на железнодорожном транспорте; поликлиники – городская, стоматологическая и т.д.; фельдшерско-акушерские пункты; центры – диагностический, мануальной терапии и т.д.).

1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови - станция переливания крови, центр трансфузиологии и т.д.

1.6. Учреждения охраны материнства и детства (родильный дом, женская консультация, перинатальный центр и т.д.).

1.7. Санаторно-курортные учреждения (грязелечебница, детский санаторий, курортная поликлиника, санаторий-профилакторий и т.д.).

1.8. Клиники (клиника медицинской научной организации и др.).

Кроме того, существует структура учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и аптечных учреждений. Данная номенклатура, имеющая несомненное юридическое и функциональное значение, не является единственным методологическим подходом к систематизации. Можно использовать и другие принципы классификации лечебно профилактических учреждений Российской Федерации:

- по организационно-правовой форме – юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), физические лица (граждане) и частные предприниматели (с образованием и без образования юридического лица);

- по форме собственности – государственные, муниципальные и частные;

- по территориально-административной подчиненности – федеральные, республиканские, окружные, областные, краевые, районные и т.д.;

- по ведомственной принадлежности – системы Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и т.д.;

- по месту проживания обслуживаемого контингента – городские и сельские;

- по структуре – объединенные и необъединенные;

- по видам оказания лечебно-профилактической помощи – амбулаторно-поликлинические, больничные, скорой медицинской помощи и т.д.;

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение является единственным видом некоммерческих организаций, не обладающим правом собственности на закрепленное за ним имущество. Оно является субъектом ограниченного вещного права - права оперативного управления. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Возможность для учреждений участвовать в гражданско-правовых отношениях обеспечивается их учредителями, которые одновременно являются собственниками имущества учреждений. Например, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждения и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Однако, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то прибыль от такой деятельности и приобретенное за счет нее имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Основной целью деятельности медицинского учреждения как некоммерческой организации является оказание качественной и своевременной медицинской помощи населению.

Как было сказано выше, извлечение прибыли не может быть основной целью деятельности некоммерческой организации. Вместе с тем, некоммерческие юридические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п.3 ст.50 Гражданского кодекса РФ).



Так, в настоящее время судебная практика свидетельствует о легитимности оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решение Верховного суда РФ от 18 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-364 и последующее Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. N КАС 02-373, оставившее данное решение Верховного Суда в силе, показало, что, предоставляя платные медицинские услуги, государственные и муниципальные лечебные учреждения не нарушают закон, т.к. платные медицинские услуги могут оказываться населению только дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. В определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25.07. 2002 г. N КАС 02-373 указано, что основанием для оказания платных медицинских услуг является выполнение медицинским учреждением в полном объеме территориальной программы гарантий бесплатной медицинской помощи и отсутствие соответствующих медицинских услуг в данной программе.

Иными словами, акцент в Решении Верховного суда РФ сделан на расширении свободы выбора граждан, которые могут воспользоваться платными услугами в сфере медицины.

Необходимо также отметить, что оказание платных медицинских услуг не должно осуществляться в основное рабочее время медицинского учреждения. Представляется очевидным, что недопустимо ухудшение возможности получения гражданами бесплатной медицинской помощи, например, из-за параллельного оказания в одних и тех же кабинетах платных и бесплатных услуг или предоставление приоритета гражданам, желающих получить медицинскую услугу за плату и т.д.). Это являлось бы прямым нарушением ст.41 Конституции Российской Федерации, провозгласившей "право каждого гражданина на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".

Таким образом, целесообразно было бы для оказания платных медицинских услуг создавать или хозрасчетные отделения или отдельные кабинеты, в которых оказывалась только платная медицинская помощь. Например, в Приказе Департамента Здравоохранения г. Москвы от 29.09. 2004 г.N 446 « О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях департамента здравоохранения города Москвы четко указано место и время оказания платных медицинских услуг: «оказание платных медицинских услуг должно проводиться в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения. Оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом осуществляется в свободное от основной работы время. Графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно» (п.2.6 Приказа). Пунктом 2.7 указанного документа установлено, что оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время персонала допускается в порядке исключения (при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и при выполнении специалистами объемов медицинской помощи по Гарантированной программе) в следующих случаях:

Когда технология их проведения ограничена рамками основного рабочего времени медицинского учреждения. В этом случае часы работы медицинского персонала, оказывающего платные услуги, во время основной работы, продляются на время, затраченное на их предоставление;

Когда условия работы за счет интенсивности труда позволяют оказывать платные медицинские услуги без ущерба для оказания бесплатной медицинской помощи.

На сегодняшний момент не вызывает сомнений важность платных услуг как дополнительного источника для поддержания материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышения уровня оплаты труда медицинского персонала и, в конечном счете, улучшения возможностей оказания медицинской помощи населению.

На основании ч.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, поступают в самостоятельное распоряжение учреждении. Следовательно, вышестоящие и иные органы не вправе после оплаты учреждением всех обязательных платежей ограничивать направление использования таких средств. Так, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг, и других платежей, направляются на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, например, в фонд оплаты труда.

Необходимо отметить, что основной особенностью деятельности медицинского учреждения как организации, созданной на основе несобственного имущества, является особый порядок ответственности по своим обязательствам. Так, согласно п.2 ст.120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, т.е. на остальное, закрепленное собственником за медицинским учреждением имущество не может быть обращено взыскание. При недостаточности же денежных средств субсидиарную ответственность будет нести собственник соответствующего имущества: Российская Федерация в целом, ее субъект, муниципальное образование и т.д.

Гражданско-правовой договор: понятие, виды, содержание. Общая характеристика договора возмездного оказания медицинских услуг.

Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

гражданский правоотношение моральный вред здравоохранение

Частная медицина начала развиваться в России в начале 1990-х при практически полном отсутствии законодательства в этой области. Каждый врач или делец от медицины устанавливал для себя правила, чаще руководствуясь вопросами извлечения прибыли, чем заботой о пациентах. Сейчас ситуация постепенно выправляется -- уходят в прошлое сомнительные медицинские технологии, появляются клиники с устойчивой репутацией, предоставляющие действительно качественные услуги. Выпускники Академии могут работать как в сфере оказания платных медицинских услуг, так и в клинических больницах, где оказание услуг производится по ОМС. Поэтому знание правовых основ оказания платных медицинских услуг важно для студентов Академии, особенно в условиях развития частной медицины в России.

1. Теоретическая часть

Гражданское правоотношение - это входящие в предмет гражданского права имущественные или личные неимущественные отношения, возможное и должное поведение участников которого отвечает требованиям действующих норм гражданского права.

Участники гражданского правоотношения имеют субъективные права и обязанности.

Гражданскому правоотношению присущи следующие черты:

имущественные (отношения собственности и денежно-товарные) и личные не имущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права;

их участники характеризуются имущественной обособленностью и юридическим равенством;

субъективные права и субъективные обязанности участников гражданско-правовых отношений возникают, изменяются и оканчиваются на основании юридических фактов.

Элементы гражданско-правовых отношений.

К элементам гражданско-правовых отношений относятся - субъекты и объекты, субъективное гражданское право и субъективная гражданская обязанность.

Субъекты гражданско-правовых отношений - это лица, принимающие участие в гражданско-правовых отношениях. Субъект, которому принадлежит право, называется активным субъектом, или субъектом права. Субъект, на которого возложена обязанность, называется пассивным субъектом, или субъектом обязанности. Как правило, в гражданско-правовых отношениях, каждый из участников имеет субъективные права и несет субъективные обязанности. Объектом гражданских правоотношений является то благо (товар, деньги, услуги и т. д.), по поводу которого и возникает гражданское правоотношение и в отношении которого у субъектов существуют или возникают права и соответствующие обязанности. В данном случае - получаемые медицинские услуги.

Субъективная гражданская обязанность - это мера необходимого поведения обязанного лица для удовлетворения интересов уполномоченного лица.

Юридический состав.

Основанием для гражданских правоотношений может быть одиночный юридический факт. Так, для установления обязательств подряда достаточно заключить договор между подрядчиком и заказчиком. Такие обстоятельства называются простыми юридическими фактами. В случае оказания платных медицинских услуг примером простого юридического факта является Договор на оказание платных медицинских услуг.

Общие положения о возмещении вреда.

Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Способы возмещения вреда.

Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ (от 30 декабря 2004).

Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности за правонарушения. По советскому праву основанием уголовной ответственности является совершение лицом (умышленно или по неосторожности) опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Уголовная ответственность наступает прежде всего за совершение преступления, а также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие. Привлечение к уголовной ответственности возможно лишь при наличии установленных законом признаков преступления (состава преступления).

Неосторожность:

1. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

2. Специальная часть

Нормативно-правовая база современного здравоохранения содержит ряд требований, которые предъявляются к государственным и муниципальным лечебным учреждениям, которые планируют заниматься данным видом деятельности. Речь идет о таких требованиях, как:

1) наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения (включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию), обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению в РФ;

2) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского, инженерно-технического персонала и др.), имеющих высшее, среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя медицинского учреждения и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемому виду деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет;

3) наличие лицензии на осуществление тех видов медицинской деятельности, по которым планируется оказание платных медицинских услуг;

4) наличие записи о праве оказания платных медицинских услуг в уставных документах лечебно-профилактического учреждения;

5) составленный и утвержденный по установленной форме прейскурант цен на платные медицинские услуги, содержащий информацию о всех видах медицинских услуг;

6) разработка приказа руководителя лечебно-профилактического учреждения, утверждающего Положение о подразделении по оказанию платных медицинских услуг;

7) наличие типового договора между медицинским учреждением и пациентом на оказание платных медицинских услуг;

8) повышение, не реже 1 раза в 5 лет, квалификации работников, осуществляющих медицинскую деятельность.

В пункте 3 говорится о лицензии. Ниже приводится положение о лицензировании медицинской деятельности:

Положение о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

4. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).

5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;

е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

6. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности;

б) копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя;

в) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг);

г) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг);

д) копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику;

е) копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

ж) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.

8. Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.

9. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем сопоставления их со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также в едином реестре выданных сертификатов соответствия, которые предоставляются лицензирующему органу Федеральной налоговой службой и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

10. Выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее наименования работ (услуг), являющееся неотъемлемой частью указанного документа.

11. Лицензиат имеет право на получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае его утраты, а также заверенных лицензирующим органом копий этого документа.

Дубликат или копия документа, подтверждающего наличие лицензии, предоставляются лицензиату в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом его письменного заявления.

На дубликате документа, подтверждающего наличие лицензии, проставляется пометка "дубликат". Дубликат оформляется в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату, другой хранится в лицензионном деле лицензирующего органа.

12. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в одном из официальных информационных ресурсов лицензирующего органа в течение 10 дней с даты:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица либо прекращении его деятельности в результате реорганизации или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

13. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

14. Принятие решений лицензирующим органом о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

15. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, ее предоставление или переоформление уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вступая в гражданские правоотношения активный субъект рассматривается в данном случае как исполнитель, а пассивный субъект как потребитель. Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если на товар (результат работы) должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Статья 15. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Статья 17. Судебная защита прав потребителей

1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

2. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" так же утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27)

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее именуются - медицинские учреждения), и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

2. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

3. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

4. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

5. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.

6. Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

7. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

8. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.

9. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

11. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

12. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.

При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.

Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

13. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

14. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;

выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

15. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

16. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

17. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

назначить новый срок оказания услуги;

потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

потребовать исполнения услуги другим специалистом;

расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.

По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

18. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

20. За невыполнение настоящих Правил медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.

Определение частной медицинской практики дается в статье 56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы). В соответствии с указанной статьей частная медицинская практика определяется как оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Осуществляется данная практика в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:

а) высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание; б) сертификат специалиста; в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью, относятся к частной системе здравоохранения.

Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность являются разновидностью предпринимательской деятельности.

Таким образом, основным условием законности данными видами деятельности является получение соответствующей лицензии, поскольку данные виды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых (ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Лицензирование будучи одним из видов государственного регулирования экономики предполагает осуществление государством контрольной функции по отношению к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, которая в силу своей специфики (затрагивании интересов большого числа потребителей государственной и общественной безопасности, здоровья и нравственности населения и т. п.) требует такого контроля. Все вышеперечисленное, безусловно можно отнести и к частной медицинской практике и фармацевтической деятельности. Для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности лица, обратившиеся за ее получением, должны отвечать определенным требованиям, а именно:

Иметь соответствующую профессиональную подготовку или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах)

Обладать необходимым нормативно - методическим обеспечением, организационно - техническими возможностями и материально - техническим оснащением для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности.

Как уже отмечалось, профессиональная подготовка лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью, должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем медицинском или фармацевтическом образовании, а также сертификатом специалиста. Получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности связано с необходимостью соответствия следующим требованиям для лиц, претендующих на получение таковой:

Наличие сертификата специалиста или наличие в штате работников, имеющих такой сертификат (если речь идет о юридических лицах).

Наличие технически подготовленного помещения для хранения ядовитых и сильнодействующих веществ, соответствующего требованиям противопожарной безопасности и санитарным правилам, оснащенное охранной сигнализацией.

Как для частной медицинской практики, так и для фармацевтической деятельности, установлены общие требования в отношении сертификата специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании:

послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура),

дополнительного образования (повышение квалификации, специализация),

проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Кроме того, для осуществления как частной медицинской практики, так и фармацевтической деятельности, как собственно для всех лицензируемых видов деятельности, требуется также:

Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Постановка на налоговый учет;

Внесение платы за рассмотрение заявления.

Специфическим требованием для частной медицинской практики и фармацевтической деятельности, связанным с потенциальной опасностью для человека таких видов деятельности является необходимость получения санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.99 ј 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения") Обладателями лицензии (лицензиатами) могут быть:

Коммерческие организации, учредительным и документами которых не ограничена их правоспособность в части осуществления частной медицинской практики и фармацевтической деятельности

Некоммерческие организации, если они в соответствии с учредительными документами наделены правом осуществлять предпринимательскую деятельность

Физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности без лицензии (отсутствие лицензии) можно рассматривать в следующих случаях:

неполучение лицензии в установленном порядке;

наличие лицензии на иной вид медицинской (фармацевтической) деятельности либо на иной вид лицензируемой деятельности;

прекращение срока действия лицензии;

приостановление действия лицензии (в этом случае хотя лицензия формально и существует, но она не предоставляет права осуществлять указанный в ней вид деятельности);

аннулирование лицензии.

Лицензия считается неполученной в случаях, когда лицо, осуществляющее подлежащий лицензированию вид деятельности:

а) не обращалось в лицензирующий орган за получением лицензии;

б) получило лицензию в неустановленном порядке либо от неуполномоченного на осуществление лицензирования органа;

в) обратилось за получением лицензии, но ему было отказано в этом. Даже в случае неправомерного отказа в выдаче лицензии соискатель лицензии не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности до окончательного решения данного вопроса в суде.

Статья 235 УК РФ. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью. 1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 173 ГК РФ. Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Статья 169 ГК РФ. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного.

При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

2. Практическая часть

В качестве примера приведу врача-хирурга, имеющего высшее образование, а также специальное звание и сертификат специалиста, решившего заняться частной медицинской деятельностью не имея лицензии.

Возможны различные варианты ответственности, которую он может понести:

Административное законодательство на сегодняшний день не устанавливает административной ответственности за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом при отсутствии лицензии. Следовательно, при некриминальном характере данного деяния (отсутствие вреда здоровью, причиненного по неосторожности) оно не может рассматриваться как административное правонарушение. Максимально возможные юридические последствия в данном случае закрепляются в гражданском законодательстве - это признание сделок, заключенных лицом, занимающимся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом при отсутствии лицензии, недействительными в соответствии со ст. 173 ГК РФ. Более строгим гражданско-правовым последствием осуществления такой деятельности без лицензии является признание таких сделок ничтожными как совершенных с целью противной основам правопорядка и нравственности на основании ст. 169 ГК РФ. (тексты статей приведены в предыдущей части).

Уголовная же ответственность наступает в случае если рассматриваемый врач причинит вреда здоровью своим пациентам по неосторожности или же в результате неосторожности наступит смерть его пациента (в соответствии со ст. 235 УК РФ).

Список используемой литературы

1. Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г.

3. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г.

4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 151-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288).

5. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27).

7. Положение о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30).

8. Дианов М. А., Cеменов С. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью., Омск, 2006.

9. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. «Основы медицинского права России: Учебное пособие. М. 2007.

10. Сергеев Ю.Д. «Юридические основы деятельности врача», М. 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятия и условия возмещения морального вреда. История правового регулирования данного вопроса. Круг лиц, участвующие в деле о возмещении морального вреда. Особенности содержания решения и исполнение решений суда по делам о компенсации морального вреда.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2010

    Основания возникновения права на возмещение морального вреда. Объект правовой защиты при возмещении морального вреда. Основные проблемы компенсации морального вреда при нарушении некоторых имущественных прав, чести, достоинства и деловой репутации.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Общая характеристика компенсации морального вреда как института гражданского права. Правовая природа морального вреда и его соотношение с другими видами вреда по российскому законодательству. Критерии определения размера компенсации морального вреда.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Изучение понятия и признаков морального вреда. Право на компенсацию морального вреда. Условия наступления ответственности за причинение морального вреда и определение размера компенсации. Обзор исков о компенсации морального вреда в судебной практике.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2013

    Понятие морального вреда. Основания возмещения морального вреда. Компенсация морального вреда при посягательствах на честь, достоинство, деловую репутацию, жизнь и здоровье, свободу и личную неприкосновенность личности. Определение размера компенсации.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2008

    Моральный вред и его соотношение с другими видами вреда в российском праве. Аналоги морального вреда в зарубежном праве. Условия наступления ответственности за причинение морального вреда. Пути совершенствования законодательства о компенсации вреда.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    Общая характеристика компенсации морального вреда. Правовая природа морального вреда и его соотношение с другими видами вреда по российскому законодательству. Анализ судебной практики в сфере проблем компенсации морального вреда юридическим лицам.

    реферат , добавлен 24.01.2013

    История развития и понятие морального вреда, условия его возмещения. Субъекты, имеющие право на компенсацию. Общие правила определения размера причиненного морального вреда в соответствии со статьями действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2015

    Институт морального вреда в дореволюционной России, в советском праве и в современной России. Определение понятия морального вреда. Условия возникновения гражданской ответственности по компенсации морального вреда. Определение размера компенсации.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Правовое регулирование института компенсации морального вреда. Механизм определения размера и формы компенсации морального вреда как результат определения общих и индивидуальных критериев, влияющих на степень гражданско-правовой ответственности.



error: Контент защищен !!