Пбу сколько их. Положения по бухгалтерскому учету (пбу)

Наименование ПБУ

Дата утвержденияприказом Минфина РФ

Номер приказа

Минфина РФ

Об утверждении положений по бухгалтерскому учету

Учет договоров строительного подряда

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Бухгалтерская отчетность организации

Учет материально-производственных запасов

Учет основных средств

События после отчетной даты

Условные факты хозяйственной деятельности

Доходы организации

Расходы организации

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Учет нематериальных активов

Учет расходов по займам и кредитам

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Учет финансовых вложений

Информация об участии в совместной деятельности

Изменения оценочных значений

В положение по бухгалтерскому учету, как правило, входят следующие элементы:

    название и номер ПБУ;

    общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

    определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

    оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    порядок учета (описывается порядок учета наличия, изменения и выбытия соответствующего объекта учета);

    состав информации, подлежащей раскрытию в составе, информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета одного и того же объекта.

Третий уровень (методический) составляют методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии и письма Минфина РФ, других министерств и ведомств.

Методические указания, рекомендации, инструкции иные аналогичные документы третьего уровня призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Документы этого уровня предлагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. К документам третьего уровня относятся методические указания, приказы, письма Министерства финансов и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского учета (Госкомстат России, Центральный банк России, Министерство экономического развития и торговли России и т. д.).

Важнейшими документами этого уровня являются план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

План счетов бухгалтерского учета (систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета) представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Действующий в России (с 1 января 2001 г. и в настоящее время) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов было разрешено осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях, ведущих учет методом двойной записи, всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы.

На основании типового Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации имеют право (по согласованию с Министерством финансов) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя для этого свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая потребности в анализе и контроле ее деятельности. Кроме того, организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать их или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы для отражения фактов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией на основании положений Инструкции по применению Плана счетов и иных нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т. п.).

Четвертый уровень (организационный) составляют рабочие документы по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые руководством самой организации. Рабочие документы экономического субъекта определяют порядок организации бухгалтерского учета и особенности его веденияна микроуровне.

Основными рабочими документами организации являются:

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета;

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей налогообложения;

    утвержденные руководителем формы первичных и иных документов;

    утвержденные руководителем графики документооборота;

    утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;

    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов» рабочий План счетов). Подобные организации нарушают порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами законодательства по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (директором).

При этом утверждаются:

    рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учётной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала Финансового года.

Статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402‑ФЗ ) определяет следующую структуру нормативных документов (помимо нормативных актов - законов и кодексов), регулирующих сферу бухгалтерского учета (см. схему).

При этом федеральные стандарты устанавливают как общие требования к бухгалтерскому учету (которые должны применять все экономические субъекты независимо от вида экономической деятельности), так и специальные требования к учету в отдельных отраслях (ч. 3 и 4 ст. 21 Закона № 402‑ФЗ ). К общим требованиям относятся, в частности:

  • определения и признаки объектов учета, порядок их классификации, условия их принятия к учету и списания в учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
  • требования к учетной политике (в том числе к определению условий ее изменения), инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту;
  • план счетов и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм этой отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим законом.
В свою очередь, особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности устанавливаются отраслевыми стандартами (ч. 5 ст. 21 Закона № 402‑ФЗ ).

На момент введения в действие Закона № 402‑ФЗ (напомним, он применяется с 1 января 2013 года) не было утверждено ни одного федерального стандарта. Более того, и за прошедшие (с 2013-го) годы не были утверждены эти стандарты. У Минфина есть только планы по их утверждению, причем срок их ввода часто переносится.

Очередной перенос сроков введения новых федеральных стандартов был осуществлен недавним Приказом Минфина России от 07.06.2017 № 85н . В нем приведен предполагаемый график введения в действие федеральных стандартов (см. таблицу).

Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1 «Запасы» 2019
2 «Нематериальные активы» 2019
3 «Аренда» 2020
4 «Основные средства» 2020
5 «Незавершенные капитальные вложения» 2020
6 «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)» 2020
7 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» 2020
8 «Бухгалтерская отчетность » 2020
9 «Некоммерческая деятельность» 2020
10 «Доходы» 2020
11 «Расходы» 2020
12 «Финансовые инструменты» 2021
13 «Добыча полезных ископаемых» 2021
14 «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность» 2021

Как видим, первый федеральный стандарт финансисты планируют ввести в действие только с 2019 года. Значит, при ведении бухгалтерского учета экономическим субъектам, как и прежде, следует руководствоваться правилами, утвержденными ПБУ, вступившими в силу до 1 января 2013 года.

Более того, Федеральным законом от 18.07.2017 № 160‑ФЗ (далее - Закон № 160‑ФЗ ) эти стандарты признаны федеральными. Соответствующие поправки были внесены в ст. 30 Закона № 402‑ФЗ , в которой с 19 июля 2017 года появилась новая ч. 1.1 , где говорится об этом. В данной части содержится еще и важная оговорка о том, что в отношении таких стандартов не применяется правило о приоритете федеральных стандартов над отраслевыми.

Добавим: обозначенные поправки внесены в Закон № 402‑ФЗ весьма своевременно, поскольку сразу после подписания Президентом РФ Закона № 160‑ФЗ Минюстом был зарегистрирован Приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н , внесший ряд существенных поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (которые экономическим субъектам нужно будет учесть при составлении учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета на 2018 год). В частности, названный стандарт дополнен новыми положениями, определяющими базовые принципы формирования главного бухгалтерского документа любого экономического субъекта.

Суть их такова:

1. Организациям предоставлено право выбора способов ведения бухгалтерского учета автономно от других юридических лиц. Исключение сделано для дочерних компаний: они должны использовать те же способы, что и материнская компания.

2. Если компания составляет отчетность по МСФО, то она при формировании учетной политики вправе руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета, исходя из требований МСФО. Однако если способ учета, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.

3. Субъекты, имеющие право применять упрощенные способы бухгалтерского учета, при отсутствии в федеральных стандартах предложений по ведению учета по конкретному вопросу могут формировать учетную политику исходя только из принципа рациональности.

4. В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 приведет к получению недостоверной информации о финансовом положении субъекта, ему разрешено отступать от правил ПБУ 1/2008 при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать это ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей недостоверности учета. Организация обязана раскрыть выбранные альтернативные способы учета (в учетной политике и пояснениях к бухгалтерской отчетности).

С 06 августа 2017 года вступили в силу изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». В статье будут подробно рассмотрены все изменения усовершенствованного ПБУ 1/2008.

Внесены изменения в «Учетная политика организации». Изменения вступили в силу 6 августа 2017.

Напомним, Положение 1/2008 действует с 01.01.2009, ранее действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, в котором указано, что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество применяет способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.

В новом прочтении ПБУ «Учетная политика организации» 2017 обеспечивает рациональное ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения.

Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008.

Отклонение от ФСБУ

В исключительных случаях, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному формированию финансового результата или финансового положения, юридическое лицо вправе отступить от правил ПБУ 1/2008. В этом случае соблюдаются условия, предусмотренные в новом пункте 7.3.

Информация в отношении указанного выше отклонения раскрывается в учетной политике — в последовательности, описанной в новом пункте 20.2.

Нововведения в части МСФО

Появились некоторые послабления для предприятий, которые раскрывают отчетность в соответствии с МСФО. В новом пункте 7 закреплено право руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Разрешено не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.

Информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учета раскрывается в учетной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО, с описанием способа, как это требование будет нарушено в случае применения способа ведения учета в соответствии с ФСБУ (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

При этом, основываясь на допущениях и требованиях пп. 5 и 6, используются последовательно следующие документы:

  1. МСФО.
  2. Положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам.
  3. Рекомендации в области бухгалтерского учета.

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"

С изменениями и дополнениями от:

отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.


III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней


5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и настоящего Положения):


Группа статей

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы Организационные расходы Деловая репутация организации

Основные средства

Земельные участки и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Имущество для передачи в лизинг Имущество, предоставляемое по договору проката

Финансовые вложения

Инвестиции в дочерние общества Инвестиции в зависимые общества Инвестиции в другие организации Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев Прочие финансовые вложения

Оборотные активы

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные Расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям


Дебиторская задолженность

Покупатели и заказчики Векселя к получению Задолженность дочерних и зависимых обществ Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал Авансы выданные Прочие дебиторы

Финансовые вложения

Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев Собственные акции, выкупленные у акционеров Прочие финансовые вложения

Денежные средства

Расчетные счета Валютные счета Прочие денежные средства

Капитал и резервы

Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал

Резервы, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток - вычитается)


Долгосрочные обязательства

Заемные средства

Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Прочие обязательства


Краткосрочные обязательства

Заемные средства

Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Кредиторская задолженность

Поставщики и подрядчики Векселя к уплате Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов Авансы полученные Прочие кредиторы

Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов и платежей




21. Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

22. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделениями на обычные и прочие.

23. Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и настоящего Положения):

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль/убыток от продаж

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль/убыток до налогообложения

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

Прибыль/убыток от обычной деятельности

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)



24. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

25. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.

26. Порядок раскрытия учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/98 (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г., зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673).


27. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:

о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;

о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;

о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

28. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.

Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.

29. В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.

Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и настоящего Положения):

Остаток денежных средств на начало отчетного периода

Поступило денежных средств - всего

в том числе:

от продажи продукции, товаров, работ и услуг

от продажи основных средств и иного имущества

авансы, полученные от покупателей (заказчиков)

бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование

кредиты и займы, полученные дивиденды, проценты по финансовым вложениям

прочие поступления

Направлено денежных средств - всего

в том числе:

на оплату товаров, работ, услуг

на оплату труда

на отчисления в государственные внебюджетные фонды

на выдачу авансов

на финансовые вложения

на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам

на расчеты с бюджетом

на оплату процентов по полученным кредитам, займам

прочие выплаты, перечисления

Остаток денежных средств на конец отчетного периода

30. Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

Отчет об изменениях капитала должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и настоящего Положения):

Величина капитала на начало отчетного периода

Увеличение капитала - всего

в том числе:

за счет дополнительного выпуска акций

за счет переоценки имущества

за счет прироста имущества

за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение)

за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала

Уменьшение капитала - всего

в том числе:

за счет уменьшения номинала акций

за счет уменьшения количества акций

за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение)

за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала

Величина капитала на конец отчетного периода

31. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет):

юридический адрес организации;

основные виды деятельности;

среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату ;

состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.


VII. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности


32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98.

33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации").

34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 - 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

38. Статьи бухгалтерской отчетности , составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.


VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности


39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.


IX. Аудит бухгалтерской отчетности


для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности.50. Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее оставляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с настоящим Положением.

51. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода , если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

52. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.


Положение по бухгалтерскому учету
Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 4/99

Утверждено
Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 06.07.99 № 43н

(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н,
от 08.11.2010 № 142н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

  • типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
  • упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
  • особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
  • порядка публикации бухгалтерской отчетности.

II. Определения

4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

  • бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
  • отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
  • отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
  • пользователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

III. Состав бухгалтерской отчетности
и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса , отчета о прибылях и убытках , приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

14. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

15. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

16. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

17. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

Раздел Группа статей Статьи
1 2 3
АКТИВ
Внеоборотные активы Нематериальные активы Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности
Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы
Организационные расходы
Деловая репутация организации
Основные средства Земельные участки и объекты природопользования
Здания, машины, оборудование и другие основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности Имущество для передачи в лизинг
Имущество, предоставляемое по договору проката
Финансовые вложения Инвестиции в дочерние общества
Инвестиции в зависимые общества
Инвестиции в другие организации
Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
Прочие финансовые вложения
Оборотные активы Запасы Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)
Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные
Расходы будущих периодов
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики
Векселя к получению
Задолженность дочерних и зависимых обществ
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал
Авансы выданные
Прочие дебиторы
Финансовые вложения Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Прочие финансовые вложения
Денежные средства Расчетные счета
Валютные счета
Прочие денежные средства
ПАССИВ
Капитал и резервы Уставный капитал
Добавочный капитал
Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток - вычитается)
Долгосрочные обязательства Заемные средства Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Прочие обязательства
Краткосрочные обязательства Заемные средства Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Кредиторская задолженность Поставщики и подрядчики
Векселя к уплате
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами
Задолженность перед персоналом организации
Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов
Авансы полученные
Прочие кредиторы
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих расходов и платежей

V. Содержание отчета о прибылях и убытках

21. Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

22. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.

23. Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

  • Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто - выручка)
  • Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)
  • Валовая прибыль
  • Коммерческие расходы
  • Управленческие расходы
  • Прибыль/убыток от продаж
  • Проценты к получению
  • Проценты к уплате
  • Доходы от участия в других организациях
  • Прочие доходы
  • Прочие расходы
  • Прибыль / убыток до налогообложения
  • Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
  • Прибыль / убыток от обычной деятельности
  • Чистая прибыль (нераспределенная прибыль
  • (непокрытый убыток)

VI. Содержание пояснений к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках

24. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

25. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.

26. Порядок раскрытия учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) (Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г., зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673).

27. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:

  • о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
  • о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;
  • о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
  • о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
  • о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
  • об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
  • о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
  • о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
  • о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
  • об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
  • о составе затрат на производство (издержках обращения);
  • о составе прочих доходов и расходов;
  • о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
  • о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
  • о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;
  • о прекращенных операциях;
  • об аффилированных лицах;
  • о государственной помощи;
  • о прибыли, приходящейся на одну акцию.

28. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств , отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.

Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.

29. В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.

Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

  • Остаток денежных средств на начало отчетного периода
  • Поступило денежных средств - всего
  • в том числе:
    • от продажи продукции, товаров, работ и услуг
    • от продажи основных средств и иного имущества
    • авансы, полученные от покупателей (заказчиков)
    • бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование
    • кредиты и займы полученные
    • дивиденды, проценты по финансовым вложениям
    • прочие поступления
  • Направлено денежных средств - всего
  • в том числе:
    • на оплату товаров, работ, услуг
    • на оплату труда
    • на отчисления в государственные внебюджетные фонды
    • на выдачу авансов
    • на финансовые вложения
    • на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам
    • на расчеты с бюджетом
    • на оплату процентов по полученным кредитам, займам
    • прочие выплаты, перечисления
  • Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

30. Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

Отчет об изменениях капитала должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

  • Величина капитала на начало отчетного периода
  • Увеличение капитала - всего
  • в том числе:
    • за счет дополнительного выпуска акций
    • за счет переоценки имущества
    • за счет прироста имущества
    • за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение)
    • за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала
  • Уменьшение капитала - всего
  • в том числе:
    • за счет уменьшения номинала акций
    • за счет уменьшения количества акций
    • за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение)
    • за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала
  • Величина капитала на конец отчетного периода.

31. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет):

  • юридический адрес организации:
  • основные виды деятельности;
  • среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
  • состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.

VII. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).

33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации").

34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто - оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 - 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.

IX. Аудит бухгалтерской отчетности

40. В случаях, предусмотренных федеральными законами, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

41. Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности, должна прилагаться к этой отчетности.

X. Публичность бухгалтерской отчетности

42. Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

43. Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

44. Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

45. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

46. Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

47. Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

XI. Промежуточная бухгалтерская отчетность

48. Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

49. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

50. Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с настоящим Положением.

51. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

52. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.



error: Контент защищен !!