О сроке вынесения решения о предоставлении отсрочки по учебе. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Правозащитная инициатива «Гражданин и Армия» столкнулась с очередным видом самодеятельности сотрудников военкомата. Вместо оформления отсрочки по учебе студенту, который своевременно предоставил им все необходимые документы, они стали гонять его по врачам, то есть проводить в отношении него призывные мероприятия. Ниже приводим отрывок из обращения студента на правовую линию.

«Этой весной я получил повестку в университете. На повестке было написано, что надо явиться в военкомат с результатами анализов… поехал в военкомат (в указанную в повестке дату)… В итоге выдали повестку для повторной явки… Повестку я подписал, так что на повторную явку я обязан прибыть в военкомат. А повестку я получил, так как после обучения в бакалавриате я ещё не получил решение об отсрочке на период обучения в магистратуре. Но справку об обучении и копию диплома предоставил».

Решение о предоставлении отсрочки по учебе должно выноситься сразу же после того, как в военкомат были предоставлены соответствующие документы.

Очевидно, что действия военкомата в данном случае являются незаконными

Юрист Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» порекомендовал студенту действовать следующим образом:

«В связи с чем Вы до сих пор не получили решение об отсрочке? И сколько это уже длится? С осени 2016 года? Вас не имеют права вызывать на медицинское освидетельствование, поскольку Вам обязаны были оформить отсрочку в связи с обучением в магистратуре по ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Но вместо этого сотрудники военкомата зачем-то гоняют Вас по врачам! Подобные неправомерные действия сотрудников военкомата отрывают студентов от учебного процесса и грубо нарушают установленную законом процедуру определения степени годности здоровья призывника к военной службе.

Рекомендуем Вам направить в военкомат письменное заявление о предоставлении отсрочки по учебе (). Заявление обязательно передайте в военкомат через канцелярию с получением отметки о принятии, либо направьте по почте ценным письмом с описью вложения (в таком случае у Вас также будет подтверждение об отправке заявления). Можно приложить к заявлению копии документов из учебного учреждения, а если их нет – указать в заявлении, что такого-то числа Вы предоставили в военкомат документы, свидетельствующие о наличии у Вас права на предоставление отсрочки в соответствии с со статьей 24 пункт 2 подпункт «а» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Второй экземпляр заявления с отметкой о принятии необходимо хранить у себя. Если в течение 10 дней отсрочку не предоставят, надо будет направить жалобу в вышестоящую призывную комиссию либо в военную прокуратуру (). После предоставления отсрочки Вас не имеют права вызывать на мероприятия, связанные с призывом. Пункт 2 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» прямо указывает, что «на военную службу не призываются …граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу». Кроме того, согласно п.7. Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», «вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва».

Рекомендуем серьезно заняться вопросом по оформлению отсрочки, поскольку если Вы сейчас пройдете медицинскую комиссию, то затем Вас могут вызвать на призывную комиссию, принять решение о призыве и направить в армию, пользуясь тем, что отсрочка так и не была оформлена. Конечно, подобное незаконное решение о призыве также можно будет обжаловать. Однако гораздо проще уже сейчас потребовать положенную Вам отсрочку по учебе, на которую Вы имеете законное право».

Рассмотрим порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора позволяет хозяйствующим субъектам оптимизировать денежные потоки и осуществлять экономию оборотного капитала.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из оснований, которые мы рассмотрим ниже. 1.

Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Пример 6.1

В результате стихийного бедствия заводу был причинен значительный ущерб. В связи с этим завод не смог в установленный законом срок заплатить причитающиеся к уплате суммы налогов. На сумму задолженности стали начисляться пени. Чтобы прекратить начисление пенен на сумму задолженности, завод обратился в Минфин России с просьбой о предоставлении ему рассрочки по уплате налогов в федеральный бюджет сроком на три месяца. Завод обязался погасить имеющуюся у него задолженность перед федеральным бюджетом в течение указанных четырех месяцев равными долями в три этапа. 2.

Задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа.

Пример 6.2

Предприятие в январе 2009 г. осуществило поставку произведенной продукции для государственных нужд. Согласно принятой на предприятии учетной политике выручка для целей налогообложения определяется по отгрузке. Поэтому до 20 февраля 2009 г. предприятие обязано было уплатить в бюджет НДС по совершенным в январе оборотам. Однако государственный заказчик в установленный срок не оплатил поставленную продукцию. В связи с этим предприятие обратилось в Минфин России с просьбой предоставить отсрочку по уплате НДС по оборотам за январь на три месяца. Просьба была удовлетворена. Предприятие получило право уплатить НДС по январским оборотам в срок до 20 мая 2009 г. Б результате предприятие сэкономило оборотный капитал и оптимизировало денежные потоки. 3.

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, утверждение арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. 4.

Имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога. 5.

Производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 к таким отраслям относятся: -

в сельском хозяйстве - растениеводство, механизированные работы в полевых условиях, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, звероводство; -

в перерабатывающей промышленности - сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности, сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности, производство растительных масел и жиров; -

в рыбном хозяйстве - рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях, искусственное воспроизводство рыбных запасов, выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала, добыча и переработка водорослей и морских млекопитающих; -

в нефтедобывающей и газовой промышленности - обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; -

в торфяной промышленности - добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях; -

в медицинской промышленности - заготовка растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья; -

в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - заготовка и вывозка древесины, сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды, заготовка живицы, пневого осмола и бересты; -

в легкой промышленности - сезонное производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности; -

в лесном хозяйстве - подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках, полевые лесоустроительные работы, заготовка дикорастущих лесных продуктов; -

в охотничьем хозяйстве - охотничий промысел и заготовка продукции охоты, охрана, учет и воспроизводство охотничьих животных, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение, полевые охотоустроительные работы; -

в водном хозяйстве - дноуглубительные и берегоукрепительные работы; -

в геологоразведочных работах - полевые экспедиционные работы; -

в промышленности нерудных строительных материалов - добыча песчано-гравийной смеси из русел рек; -

в промышленности по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней - добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторуд ные месторождения); -

в речном и морском транспорте - перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации; -

во всех отраслях экономики - досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

6. Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным выше в п. 3, 4 и 5, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1

/ 2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Если же причиной отсрочки или рассрочки явились основания, указанные в п. 1 или 2, на сумму задолженности проценты не начисляются. Отметим, что уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в п. 1 или 2 (в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа).

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для отсрочки или рассрочки. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со ст.

63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности по налогу, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях на документы об имуществе, которое является предметом залога, либо на поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Срок уплаты налога - 20 февраля 2009 г. Организация подала заявление об изменении срока уплаты этого налога. По результатам рассмотрения заявления принято решение о предоставлении отсрочки уплаты налога.

В решении указано, что оно вступает в силу с момента его принятия - 1 марта 2009 г. Сумма налога, на которую предоставлена отсрочка, составляет 5000 тыс. руб., сумма пеней за период с 21 по 28 февраля 2009 г. - 400 руб.

Общая сумма отсроченной задолженности равна 5400 руб. (5000 + 400).

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным, с указанием обстоятельств, исключающих изменение срока исполнения обязанности по уплате налога. Оно может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Рассмотрим подробнее условия изменения срока уплаты таможенных пошлин и налогов, которые изложены в ст. 333-335 Таможенного кодекса РФ, так как в настоящее время они достаточно серьезно отличаются от аналогичных условий, содержащихся в НК РФ.

При наличии соответствующих оснований федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить сроки уплаты.

Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки. В предоставлении отсрочки может быть отказано исключительно при наличии оснований, предусмотренных ст. 335 Таможенного кодекса РФ.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Отсрочка или рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном гл. 31 Таможенного кодекса РФ. Решение принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Срок отсрочки или рассрочки может составлять от одного до шести месяцев. і

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов, а в случае отказа излагаются причины такого решения.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

осуществление поставок по межправительственным соглашениям.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующею на предоставление указанной отсрочки или рассрочки: -

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства РФ. В данном случае решение о предоставлении отсрочки или рассрочки не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление, уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней; -

возбуждена процедура банкротства.

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в период отсрочки или рассрочки. Проценты уплачиваются до или одновременно с уплатой суммы задолженности, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки.

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Все рассмотренные выше правила применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Вопросы и задания для самоконтроля 1.

В чем различие отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора? 2.

На какой срок может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора? 3

В каких случаях предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора? 4.

Когда на сумму задолженности по отсрочке или рассрочке по налогу и сбору начисляются проценты?

5- Раскройте специфику отсрочки или рассрочки по таможенным платежам. . ? 6.

Опишите процедуру предоставления отсрочек или рассрочек по налогам и сборам. 6.3.

Отсрочка по уплате налога - это возможность оплаты сумы налоговой задолженности предприятиями или физическими лицами в более поздние строки. Изменить или пролонгировать срок выплаты налоговых обязательств может каждая организация при наличии веских причин, которые прописаны в налоговом законодательстве. Налоговый кредит можно оформить по одному или нескольким федеральным или местным налогам.

Воспользоваться такими кредитными льготами имеют право налогоплательщики, чье финансовое положение не позволяет выплатить налог в зафиксированный срок в полном объеме.

Но по истечении определенного периода налогоплательщик обязан погасить суму задолженности и пеню по рассрочке.

Какие законы регулируют условия предоставления налоговых отсрочек?

Право на налоговые кредиты предпринимателям обеспечивается законодательно в следующих государственных документах:

  1. Налоговый кодекс, глава 9, статьи 61-68.
  2. Правила и условия применения налогового инвестиционного кредита регламентируются ст. 66 НК Российской Федерации.
  3. Приказ ФНС РФ № ММВ-7-8/683@, «Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Для каких налогов и обязательств можно оформить рассрочку?

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов могут быть оформлены в отношении оплаты одного или нескольких федеральных или местных сборов.

Этот налоговый кредит также допускается оформлять в отношении тех налогов, которые оплачиваются по льготной или упрощенной системе.

Федеральные налоги, выплату которых можно осуществлять в рассрочку:

  1. Налог на добавочную стоимость.
  2. Налог на доходы физлиц для индивидуальных предпринимателей.
  3. Акцизные платежи.
  4. Налог на прибыль.
  5. Государственные пошлины.
  6. Налог на добычу драгоценных и полезных ископаемых.
  7. Транзитные сборы.
  8. Единый социальный взнос.

Отсрочка также может быть оформлена на выплату таких региональных налогов:

  1. Транспортный взнос.
  2. Налог на имущество физических лиц.
  3. Земельный налог.
  4. Торговые сборы.


Но вместе с тем отсрочку и рассрочку уплаты налогов и сборов невозможно оформить для тех налогов, которые предприятие выплачивает в качестве агента. Например, налог на доходы ФЛ с заработных плат наемных работников. Для организаций, которые уплачивают налог на прибыль по консолидированной ставке, также невозможно оформление по нему рассрочки.

Какие государственные органы уполномочены принимать заявления об оформлении налоговых рассрочек

Учитывая разную направленность налоговых обязательств, по которым организации могут оформить отсрочку, право принятия решений о предоставлении налоговых кредитов входит в компетенцию нескольких государственных органов.

  • По федеральным налогам для оформления отсрочки уплаты налогов и сборов нужно обращаться в федеральный орган исполнительной власти, Федеральную налоговую службу.
  • По налогам в местный или региональный бюджет нужно писать заявление в налоговые органы по местонахождению.
  • По налогам, которые уплачиваются за перевоз или транзит товаров через государственную границу, нужно, соответственно, обращаться в Федеральную таможенную службу или таможенные органы на местах.
  • Отсрочку на государственные пошлины можно оформить в уполномоченных органах по контролю над уплатой государственных пошлин.
  • Отсрочка и рассрочка уплаты налогов по единому социальному взносу оформляются в федеральном органе исполнительной власти.


Основание для предоставления отсрочки по уплате налогов

Перечень основных условий, в связи с которыми может быть оформлена отсрочка, установлен налоговым законодательством.

Причины прописаны в статье 64 Налогового кодекса РФ. Преимущественно возможность оформления рассрочки - это прерогатива предприятий или организаций, финансовое состояние которых не позволяет выплачивать в конкретный момент все налоговые обязательства в полном размере. Любые причины финансовых затруднений нельзя считать основаниями для оформления налогового кредита. Налоговый кодекс вполне конкретно прописывает набор предпосылок для оформления рассрочки:

  1. Если предприятию был нанесен ущерб после обстоятельств, которые никак не зависят от самого заявителя: катастрофы, стихийного бедствия, теракта и т. д.
  2. Для государственных или муниципальных предприятий причиной может быть несвоевременное или недостаточное получение ассигнований или бюджетных выплат.
  3. Если предприятие рискует несостоятельностью или банкротством в случае своевременной уплаты налогов в полном размере.
  4. Для физического лица достаточным основанием может считаться его доказанная финансовая несостоятельность, что подразумевает невозможность единовременной уплаты налоговых обязательств.
  5. Если деятельность предприятия имеет четко выраженный сезонный характер.
  6. Также организация может рассчитывать на отсрочку транзитных налогов, если предоставит убедительные доказательства, которые описаны уже в таможенном законодательстве.


Список сезонных отраслей, предприятия которых могут оформить отсрочку по уплате налога

Отсрочку, рассрочку уплаты налогов или инвестиционный налоговый кредит часто предпочитают оформлять предприятия, чья деятельность имеет сезонный характер, в том числе связана с производством сезонных товаров. Список отраслей, предприятия которых имеют право на налоговые кредиты, также прописан в Налоговом кодексе.

Прежде всего, такого рода послабление налоговых нагрузок предусмотрено для предприятий сельского хозяйства, а именно фирм по заготовке и производству сельскохозяйственного сырья, предприятий растениеводства, звероводства, производства прудовой рыбы, организаций по производству растительных жиров, для консервной или сахарной промышленности, а также мясных или молочных комбинатов.

Также отсрочка по уплате налога может быть предоставлена предприятиям, деятельность которых в той или иной мере связана с добычей или переработкой природных или минеральных ресурсов. Это организации, занимающиеся уборкой или добычей торфа, заготовкой древесины, предприятия лесного хозяйства, добычи ценных металлов.

Также в транспортном секторе возможность рассрочек предусмотрена для предприятий по перевозке грузов или пассажиров в регионы с ограниченными сроками навигации и для компаний, занимающихся перевозкой товаров в регионы Крайнего Севера.

Какие обстоятельства исключают возможность получения отсрочки?

Предоставление организациям отсрочки по уплате налога - это обычная практика во многих отраслях, которая помогает предприятиям на должном уровне функционировать и снизить налоговую нагрузку в некоторые периоды. Однако законодательством также предусмотрены факторы, которые исключают возможность оформления компанией инвестиционного налогового кредита.

Так, срок уплаты налогового долга невозможно пролонгировать, если в отношении предприятия:

  • в данный момент рассматривается уголовное дело, связанное с нарушением налогового законодательства;
  • возбуждено производство по делу об ином административном или государственном правонарушении;
  • налоговые органы имеют основания подозревать налогоплательщика в намерении покинуть пределы Российской Федерации, вывезти часть доходов или скрыть часть своего имущества;
  • прошло не больше трех лет с тех пор, как налогоплательщик нарушил условия выплат по предыдущей рассрочке или было вынесено судебное решение о прекращении рассрочки из-за нарушения налогоплательщиком договорных обязательств.


Список документов для получения налоговой рассрочки

Пакет документов, которые нужно собрать для предоставления отсрочки по уплате налогов, может отличаться в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми налогоплательщик на нее рассчитывает.

В пакет обязательных и универсальных бумаг относятся:

  1. Заявление на отсрочку уплаты налогов соответствующей формы. Здесь нужно указать реквизиты предприятия, ФИО заявителя, индивидуальный налоговый номер, вид налога, по которому ожидается рассрочка, и желательный термин рассрочки.
  2. Справка из местного налогового органа об отсутствии у предприятия задолженности по налоговым сборам, штрафам или пеням.
  3. Выписка из банка о движении денежных средств за последние полгода и справка о состоянии всех счетов предприятия.
  4. Расписка в обязательстве о соблюдении условий рассрочки и приблизительный график выплат по налоговому кредиту.
  5. Копии договоров с контрагентами с указанием размера их дебиторской задолженности.
  6. Документы, отображающие причину обращения заявителя за рассрочкой:
  • Если причиной обращения стал материальный ущерб после стихийного бедствия или теракта, к пакету документов нужно приложить заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы. А также необходимо оформить акт оценки ущерба, составленный органом исполнительной власти или гражданской обороны.
  • Если муниципальная организация или исполнитель государственного заказа обращается за рассрочкой из-за несвоевременного поступления бюджетных средств, к списку документов нужно приложить справку из финансового органа о размере бюджетных ассигнований, их невыплате или несвоевременной выплате.
  • Если отсрочку или рассрочку по уплате налога предоставляют налогоплательщику, чье финансовое состояние не позволяет выполнить налоговые обязательства в полном размере, он обязан приложить к заявлению справку из налогового органа по месту регистрации о состоянии денежных счетов. А также документы, свидетельствующие о владении движимым или недвижимым имуществом.
  • Если заявитель запрашивает отсрочку уплаты налогов из-за нестабильности доходов, причинённой сезонным характером деятельности, он обязан предоставить документ от местного органа исполнительной власти, подтверждающий, что в структуре доходов его предприятия прибыль от деятельности, которая носит сезонный характер, составляет не менее 50%.


В отдельных случаях налоговые органы вправе потребовать дополнительные документы, в целях обеспечения возврата налогов. Таковыми бумагами являются банковская гарантия, оформление залога на имущество. В свою очередь, налогоплательщик вправе отозвать заявление, если он не желает предоставлять в залог собственное имущество.

Стоит также отметить, что в последние годы требования для предоставления банковских гарантий или залогов активов предприятия или имущества физического лица выдвигают практически перед каждым заявителем. Причиной этому служит валютная нестабильность и возрастающее число спекуляций с налоговыми кредитами.

Как выглядит порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов? Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?

Процедура оформления налогового кредита имеет заявительный характер. Налогоплательщик, определившись с видами налогов, по которым намеревается получить рассрочку, подает заявление в уполномоченный государственный орган.

Эта процедура может осуществляться лично или через поручителя.

Для рассмотрения заявления комиссия имеет 30 дней после подачи документов. Приняв решение, она имеет еще до трех дней для его передачи в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя.


В течение месяца, когда налоговая служба рассматривает заявление, она проверяет состояние залоговых активов налогоплательщика, проводит их предварительную оценку. А также администрация обязана удостовериться, не было ли у этого налогоплательщика нарушений договора рассрочки в последние три года и не возбуждено ли против него уголовное или гражданское судопроизводство в настоящее время.

Отсрочка по уплате налогов предоставляется на период до одного года. В некоторых случаях для предприятий отдельных отраслей (научная деятельность, проектные работы, высокотехнологичное производство) рассрочка может быть оформлена на срок до трех лет. Именно ее чаще всего называют инвестиционным налоговым кредитом.

Отказ налогового органа в оформлении отсрочки заявителю должен быть аргументированным. Если налогоплательщик не согласен с решением об отказе, он может его обжаловать в судебном порядке.

Практика оформления налоговых отсрочек

За пользование государственным налоговым кредитом НК предусмотрены ставки процентов. Их размер варьируется от 50% до 75% от ставки рефинансирования Банка России.

На практике налоговая рассрочка выглядит как государственный кредит под очень лояльные проценты, который можно потратить только на погашение тех же налогов. Если учесть, что в прошлом году ставка рефинансирования составляла 11,5%, то даже в случае установления налоговым органом максимального размера процентов по рассрочке, переплата будет составлять не больше 8%. А в лучшем случае процент переплаты составляет 5,7%. Каждое предприятие согласится, что это намного меньше, чем процент за пользование кредитом в банке.

Развитие практики государственных налоговых кредитов позволило сократить размеры задолженности со стороны налогоплательщиков. В то же время отсрочка по уплате налога - это по-прежнему прерогатива больших компаний, потому что сбор пакета документов и оформление заявления требуют от менеджмента фирмы больших временных и организационных затрат.

Взаимные обязательства налогоплательщика и налогового органа по предоставлению и выплате отсрочек

Отсрочка по уплате налога - это своего рода договор между налогоплательщиком и налоговой администрацией об изменении графика и размера выплат. В пятидневный срок после вынесения решения о предоставлении рассрочки администрация и заявитель заключают контракт об инвестиционном налоговом кредите, в котором оговаривают период рассрочки, сумму, размер процентов, налог, по которому действует рассрочка, взаимные обязанности сторон договора.

Основной обязанностью налогоплательщика является своевременная выплата налогового кредита. При невыполнении организацией этого условия налоговый орган вправе прекратить действие рассрочки и затребовать от налогоплательщика выплату обязательств по общим условиям. Также налогоплательщик обязан выплатить оставшуюся сумму долга и процентов. В противном случае налоговая служба начинает процесс передачи залоговых активов по договору отсрочку в государственную собственность.

Но налоговая служба не имеет права по своей воле прекратить действие отсрочки, если предприятие или физическое лицо соблюдает все условия договора.

В случае несоблюдения графика погашения налогового кредита, налогоплательщику за каждый день долга насчитываться пеня или штраф.

Комментарий к статье 37

С инициативой отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменения способа и порядка их исполнения вправе выступить:

1) взыскатель;

2) должник;

3) судебный пристав-исполнитель.

Представители сторон также вправе реализовать указанное право, причем данное полномочие не является специальным и не требует отдельного упоминания в доверенности.

Вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также об изменении способа и порядка их исполнения разрешаются различными органами в зависимости от вида исполнительного документа. Если данные вопросы возникают при исполнении судебных исполнительных документов (исполнительных листов, судебных приказов, судебных постановлений по административным делам), то органом, разрешающим данные вопросы, является соответствующий суд, выдавший исполнительный документ (суд общей юрисдикции или арбитражный суд). Во всех остальных случаях, когда исполняются несудебные исполнительные документы, вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также об изменении способа и порядка их исполнения разрешаются соответствующим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ (например, в комиссии по трудовым спорам или нотариусом).

Отсрочка и рассрочка. Необходимо различать ситуации отсрочки и рассрочки исполнения исполнительного документа. Так, если должнику предоставляется отсрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, то исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. С другой стороны, если должнику предоставляется рассрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, то исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

Способ и порядок исполнения судебных актов и актов других органов также ставят определенные границы реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве, так как применение тех или иных принудительных мер с целью исполнения обусловлено прежде всего содержанием юрисдикционного акта, подлежащего принудительному исполнению.

Способ и порядок исполнения в каждом конкретном случае зависят от характера и от основания исполнительного документа, поэтому необходимо обратиться к соответствующим положениям ГПК РФ,

В отношении судебных решений в п. п. 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" отмечается, что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. ст. 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

ВВС РФ. 2004. N2.

Поскольку по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения либо отдельных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения на те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание (например, об аннулировании актовой записи о регистрации брака в случае признания его недействительным).

Согласно ст. 204 ГПК РФ в тех случаях, когда суд устанавливает определенный порядок исполнения решения, об этом указывается в решении. В частности, при присуждении имущества в натуре суд указывает в решении стоимость этого имущества, которая должна быть взыскана с ответчика в случае, если при исполнении решения суда присужденное имущество не окажется в наличии (ст. 205 ГПК РФ). При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяют в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ст. 206 ГПК РФ). При принятии решения суда в пользу нескольких истцов суд указывает, в какой доле оно относится к каждому из них, или указывает, что право взыскания является солидарным. При принятии решения суда против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной (ст. 207 ГПК РФ).

Кроме того, в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (в ред. от 6 февраля 2007 г.) , в необходимых случаях судам следует определять порядок исполнения решений по делам об отобрании детей, предусматривая применение мер, способствующих переходу ребенка от одного лица к другому (например, помещение в детское учреждение).

ВВС РФ. 1998. N 7; 2007. N 5.

Согласно ст. 170 АПК РФ резолютивная часть решения, принимаемого арбитражным судом, должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования и должен быть установлен порядок исполнения решения. Эти выводы должны быть изложены кратко, четко и в императивной форме.

Существует специфика содержания резолютивной части решения арбитражного суда в зависимости от категории рассмотренного дела. Например, при удовлетворении иска о взыскании денежных средств в резолютивной части решения указывается общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков и неустойки (штрафа, пени) и процентов, а при присуждении имущества арбитражный суд указывает наименование подлежащего передаче имущества, его стоимость и местонахождение (ст. 171 АПК РФ). Кроме того, арбитражные суды по-прежнему часто указывают в резолютивной части решения наименование счета ответчика для взыскания с него денежны х сумм, как это было предусмотрено в ст. 108 АПК РФ 1992 г., хотя ныне действующий АПК РФ (ст. 170) такого правила не содержит.

В соответствии с п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ВВС РФ. 1996. N 9) если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны быть указаны сумма, на которую начислены проценты; дата, начиная с которой производится начисление процентов; размер процентов исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты начисляются по день фактической уплаты кредитором денежных средств.

При удовлетворении требования относительно спора о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает наименование, номер, дату выдачи документа, не подлежащего исполнению, и денежную сумму, не подлежащую списанию (ст. 172 АПК РФ).

По спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части указывается решение по каждому спорному условию договора, а по спору о принуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (ст.

173 АПК РФ). При принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или взысканием денежных сумм, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает, кто, где, когда или в течение какого периода времени обязан эти действия совершить (ст. 174 АПК РФ).

При принятии решения в пользу нескольких истцов арбитражный суд указывает, в какой части (доле) оно относится к каждому из них, или указывает, что право требования является солидарным. Если решение принято в отношении нескольких ответчиков, арбитражный суд указывает, в какой части (доле) каждый из ответчиков должен выполнить решение, или указывает, что их ответственность является солидарной (ст. 175 АПК РФ).

Способ и порядок исполнения должны быть указаны и в иных исполнительных документах. Так, согласно ст. 127 ГПК РФ в судебном приказе указываются, ко всему прочему, размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости; размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются; сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета. В судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей кроме сведений, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 127 ГПК РФ, указываются дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты; размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания.

Если основанием принудительного исполнения является нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве), то способ и порядок уплаты алиментов определяются этим соглашением. В соглашении может быть предусмотрено, что алименты должны уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества или иными способами, относительно которых достигнуто соглашение, а также могут быть предусмотрены сочетания различных способов уплаты алиментов (ст. 104 СК РФ).

В удостоверении комиссии по трудовым спорам, исходя из общих требований, предъявляемых к исполнительным документам (ст. 13 Закона об исполнительном производстве), должна быть указана резолютивная часть решения комиссии по трудовым спорам, содержащая, в свою очередь, способ и порядок его исполнения. Это правило распространяется и на другие исполнительные документы.

Вместе с тем существует возможность изменения способа и порядка исполнения требований, указанных в исполнительных документах (ст. 37 Закона об исполнительном производстве). Для этого необходимы особые обстоятельства, которые препятствуют совершению исполнительных действий. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2003 г. N А56-3025/01 отмечается, что, поскольку материалами дела о выселении ответчика с незаконно занимаемого земельного участка подтверждается, что ответчик длительное время не исполнял решение суда, суд правомерно изменил способ исполнения судебного решения путем обязания ответчика снести принадлежащий ему торговый павильон со спорного участка.

Инициатива по изменению способа и порядка исполнения может исходить как от самого судебного пристава-исполнителя, так и от сторон. В первом случае судебный пристав-исполнитель имеет право обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об изменении способа и порядка исполнения. Во втором - стороны могут обратиться с подобным заявлением к судебному приставу-исполнителю или непосредственно в суд, другой орган, выдавший исполнительный документ. Есть определенные пределы изменения способа и порядка исполнения - суд или другой орган не должен под видом осуществления указанного процессуального действия выносить новое решение. В частности, из этого исходит судебная практика. Известен следующий пример: решением суда акционерное общество обязано было предоставить X. трехкомнатную квартиру. Определением суда в связи с неисполнением решения был изменен способ исполнения решения суда: с ответчика взыскана средняя рыночная стоимость квартиры на день исполнения решения с зачислением суммы на депозитный счет суда для приобретения X. квартиры. Постановлением президиума верховного суда субъекта РФ указанное определение отменено и в удовлетворении заявления X. об изменении способа исполнения решения отказано по тем мотивам, что определением суда по существу вынесено новое решение - о взыскании стоимости квартиры, тогда как по решению суда квартира должна быть предоставлена X. по договору найма. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ это постановление отменила, указав, что надзорная инстанция не учла, что в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" после предоставления X. жилого помещения по договору найма он вправе приватизировать это жилое помещение (на что X. и ссылался в своей жалобе), стать собственником этого жилья и распоряжаться им по своему усмотрению, как и после приобретения квартиры на взысканные судом по судебному определению суммы, равные стоимости этой квартиры.

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второе полугодие 1997 г. (по гражданским делам; Определение N 43В-97-15). Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 января 1998 г.//ВВС РФ. 1998. N4.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 37

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ,

СВЯЗАННЫХ С ДОГОВОРОМ ОБ ИПОТЕКЕ

(Извлечение)

18. Отсрочка исполнения судебного акта об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество может быть предоставлена судом по заявлению залогодателя непосредственно в самом акте или после его принятия не только при наличии условий, установленных пунктом 3 статьи 55 Закона об ипотеке, но и по основаниям, предусмотренным статьей 324 АПК РФ.

Залогодатель обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения принятого судом решения об обращении взыскания на здание, которое было заложено по договору об ипотеке, сославшись на то, что в данном здании располагается принадлежащее должнику и занятое в производстве сложное промышленное оборудование, которое не было заложено и которое должно быть демонтировано и вывезено из здания. Данные обстоятельства затрудняют исполнение судебного акта.

Суд отказал в удовлетворении заявления, указав, что в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона об ипотеке по заявлению залогодателя суд при наличии уважительных причин вправе в решении об обращении взыскания на заложенное имущество отсрочить его реализацию на срок до одного года в слу чаях, когда:

Залогодателем является гражданин независимо от того, какое имущество заложено им по договору об ипотеке, при условии, что залог не связан с осуществлением этим гражданином предпринимательской деятельности;

Предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об ипотеке.

Следовательно, при рассмотрении заявления должника об отсрочке исполнения решения об обращении взыскания на предмет договора об ипотеке необходимо руководствоваться не только статьей 324 АПК РФ, но и нормами Закона об ипотеке. В данном случае залогодателем являлось юридическое лицо, а предметом ипотеки являлось здание. Поскольку отсутствуют предусмотренные пунктом 3 статьи 54 Закона об ипотеке основания для удовлетворения судом заявления об отсрочке реализации заложенного имущества, такое заявление не подлежит удовлетворению судом.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев жалобу залогодателя по договору об ипотеке, определение суда первой инстанции отменил и заявление удовлетворил. Статья 324 АПК РФ устанавливает самостоятельное основание, при наличии которого арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить либо рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, хотя бы эти обстоятельства и не были предусмотрены пунктом 3 статьи 54 Закона об ипотеке, суд вправе предоставить отсрочку исполнения решения об обращении взыскания на заложенное имущество.



error: Контент защищен !!