Налоговое требование об уплате налога. Требование об уплате налогов и сборов. Взыскание налога

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.


2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.


При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.


3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.


4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.


Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.


В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.


Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.


5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.


Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


7. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.


8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.



10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Признаки:

Основание требования;

Его адресат;

Налоговый орган, который направляет требование.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование:

об уплате пени;

с указанием сумм налоговых санкций;

об уплате недоимки по налогу.

Под ответственностью понимаются любые формы юридической ответственности (административной и уголовной).

Требование об уплате налога (сбора) оформляется в виде официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и содержащего установленную законом информацию. Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога (сбора), выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о:

Сумме задолженности по налогу;

Размере пеней (исчисляется на момент направления требования);

Сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;

Сроке исполнения требования налогового органа;

Мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога. В этой связи, законодатель ввёл положение, определяющее срок исполнения требования об уплате налога, в 10 календарных дней с даты получения требования либо более продолжительный период времени для уплаты налога, указанный в требовании.

Требование об уплате налога передается руководителю (представителю) организации или физ лицу (представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.


Налоговым органам достаточно обосновать невозможность личного вручения требования.

Новая редакция статьи 69 НК РФ распространяет порядок выставления требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но также на отношения по взысканию пеней, штрафов, в том числе по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов налоговыми агентами.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или ИП в банках и на его электронные ден средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путём направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика организации или ИП, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых ден средств со счетов налогоплательщика.

Порядок направления в банк такого поручения налогового органа устанавливается ЦБ РФ.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) – организации или ИП в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В случае неисполнения налогоплательщиком-физ лицом, не являющимся ИП, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый (таможенный) орган), направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе ден средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных ден средств, данного физ лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Сроки направления требований – ст.70 –в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки. Если сумма менее 500 р., то срок направления-до 1 года. По результатам налоговой проверки требование должно быть выслано в теч. 20-ти дней с даты соотв-го решения.

Если нал-к не исполняет налоговые требования, то налоговый орган начинает процедуру взыскания.

1 порядок – для ЮЛ и ИП. Ст. 46, 47 НК. С ЮЛ налоги и пени, штрафы и ИП взыскиваются в бесспорном порядке-списание по инкассо.

2 порядок – для ФЛ – ст. 48 НК-списание налоговым приказом. Только в судебном прядке.

Решение о взыскании должно быть принято после истечения срока установленного требования, но не позднее 2-х месяцев, если срок упущен, то налоговая может в течение 6 месяцев обратиться в суд.

11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога и сбора.

Требование об уплате сбора – извещение о неуплаченной сумме налога (сбора, пеней, штрафов), об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму.

Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Залог – способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счёт заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счёт средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Применяются нормы гражданского законодательства.

Поручительство может использоваться в качестве обеспечительной меры при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора, в иных случаях, установленных НК.

Поручительство – ответственность, принимаемая кем-либо на себя для обеспечения исполнения обязательства другого лица. Применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Поручитель – ЮЛ или физ лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем.

Поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объёме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога или сбора и соответствующих пеней. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесённых в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными сроки.

Пеня, как правило, начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным дня уплаты. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равно одной трёхсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения письменных разъяснений уполномоченного органа гос власти в пределах его компетенции, а также на недоимку, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Приостановление операций по счетам в банках , переводов электронных ден средств. Допускается в случаях неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, непредставления налоговой декларации (в течение 10 дней со дня истечения срока представления декларации) в налоговый орган в установленный срок, также в качестве обеспечительной меры.

Допустимо в отношении:

1. налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов из числа организаций и ИП.

2. налогоплательщиков, налоговых агентов из числа нотариусов, занимающихся частной практикой или адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Приостановление операций по счёту – прекращение всех расходных операций по этому счёту в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций.

Решение о приостановлении операций принимается руководителем, его заместителем и подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа и до отмены этого решения. Банк не вправе также открывать этой организации новые счета.

Арест имущества – действие налогового или таможенного органа с согласия прокурора по ограничению права собственности организации, налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налогов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо попытается скрыться или скрыть имущество.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов.

Полный арест имущества – ограничение прав, при котором организация не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичный арест – ограничение прав организации в отношении её имущества, при котором владение, пользование, распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Вне зависимости от формы ареста не допускается отчуждение имущества, растрата, сокрытие.

Решение о наложении ареста принимается руководителем (заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Оно действует до отмены уполномоченным ДЛ органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены вышестоящим налоговым или таможенным органом либо судом.

12. Понятие, структура и основания возникновения налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением. Структуру правоотношений представляют: объект правоотношения, субъект, права и обязанности субъектов правоотношения, основания возникновения правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.

Классификация субъектов налоговых правоотношений:

1. По способу нормативной определенности:

– зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

– не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2. По характеру фискального интереса:

– частные субъекты;

– публичные субъекты.

3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

– имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

– не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

НК РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах», к числу которых относятся:

– налогоплательщики – организации и физические лица;

– налоговые агенты;

– налоговые органы;

– таможенные органы;

– сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

– финансовые органы;

– органы гос внебюджетных фондов;

– иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:

– налоги;

– налоговый кредит;

– инвестиционный налоговый кредит;

– штрафы, недоимки, пени;

– отсрочки и другое

К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.

Основания возникновения налоговых правоотношений:

1. действия (бездействие) публично-правовых субъектов налогового права и действия (бездействие) частноправовых субъектов (принятие решения налогового органа о проведении налоговой проверки, о привлечении налогоплательщика к ответственности, направлении уведомления об уплате налога, осуществление лицом операций (по налогу на добавленную стоимость) или приобретение имущества (налог на имущество), выступающего объектом налогообложения).

2. события - это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов налогового права (смерть и рождение человека, стихийные бедствия). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение налоговых правоотношений. Например, с достижением лицом определенного возраста (16 лет) законодательство о налогах и сборах связывает возможность привлечь это лицо к налоговой ответственности, и, наоборот, со смертью физического лица - налогоплательщика, налоговые правоотношения, в которых он участвовал, прекращаются.

13. Понятие и виды налогоплательщиков, их права и обязанности.

Налогоплательщики - организации и физ лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщика:

1. на информацию. Возможность налогоплательщика беспряпетственно бесплатно получать от налоговых органов по месту своего учёта информацию.

2. на получение официального письменного разъяснения. Возможность налогоплательщика получить от уполномоченных гос органов официальное письменное разъяснение по вопросам применения законодательства о налогах и сборах:

а. законодательства РФ о налогах и сборах - от Минфина России.

б. законодательства субъектов - от фин органов субъектов.

в. НПА ОМС - от фин ОМС.

3. на управление собственными налоговыми выплатами. В частности:

а. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

б. изменять срок уплаты налога, сбора, пени путём получения отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

в. досрочно исполнять обязанности по уплате налогов.

г. образовывать консолидированную группу налогоплательщиков - добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций.

4. на возврат излишне уплаченных ден сумм в процессе реализации налогового правоотношения. Означает своевременный зачёт или возврат налогоплательщику сумм, излишне уплаченных либо взысканных.

5. участвовать лично или через представителя в налоговых правоотношениях. В том числе:

а. проводить совместную с налоговыми органами сверку расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам.

б. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

в. участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК.

6. давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений. Означает возможность налогоплательщика представлять налоговым органам и их ДЛ пояснения по исчислению и уплате налогов и актам проведённых налоговых проверок.

7. на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений. Налогоплательщик вправе требовать от иных участников налоговых правоотношений соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику и соблюдения сохранения налоговой тайны.

8. не соблюдать незаконные предписания и требования.

9. на обжалование.

10. на защиту нарушенных прав и законных интересов. Обеспечено гос гарантией административной и судебной защиты прав и законных интересов указанных лиц.

11. на возмещение неправомерно нанесённых убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов и незаконными действиями, бездействием их ДЛ.

Плательщик сборов обязан уплачивать законно установленные сборы.

Налогоплательщик обязан:

1. уплачивать законно установленные налоги.

2. вставать на учёт в налоговых органах. Постановка на учёт в налоговом органе организаций и ИП осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате налога, сбора.

Постановка на учёт физ лиц осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основе полученной налоговым органом информации либо заявления физ лица.

3. вести в установленном порядке учёт своих доходов, расходов и объектов налогообложения, если это предусмотрено налоговым законодательством.

4. информировать налоговые органы и их ДЛ о результатах своей деятельности. Состоит в предоставлении им в установленном порядке налоговой отчётности и иной информации о своей деятельности.

5. выполнять законные требования налогового органа. Означает необходимость не препятствовать законной деятельности ДЛ налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.

6. обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности. Налогоплательщик обязан в течение 4 лет сохранять у себя документы, содержащие данные бух и налогового учёта, информацию, подтверждающую получение доходов, осуществление расходов, уплату налогов, иную информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

Ответственность за организацию хранения учётных документов, регистров бух учёта и бух отчётности несёт руководитель организации.

Виды налогоплательщиков:

В качестве субъектов налогового права:

Организации (российские, иностранные)

Физ.лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства, ИП, налоговые резиденты-это ФЛ фактически нах-ся на территории РФ не менее 183 дней в течение следующих 12 подряд месяцев; возраст для налогоплательщика не важен, важен факт наличия налогооблагаемого объекта).

14. Налоговые агенты. Институт представительства в налоговых правоотношениях.

Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с действующим зак-вом возложены обязанности по исчислению, удержаниюу налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную сис-му РФ (ст. 24 НК).

Как правило НА – это лица выплачивающие др. субъектам доходы: работодатели, банки и пр.

Обязанности налоговых агентов:

1. исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги.

2. в течение месяца сообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налог у налогоплательщика.

2. информировать налоговые органы и их ДЛ о результате своей деятельности.

3. вести в установленном порядке учёт.

4. обеспечивать сохранность документов (3 года), необходимых для исчисления, удержания, перечисления налогов.

5. представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей он несёт ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечён к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

Налоговые агенты сами также являются налогоплательщиками. Например, предприятие удерживает с работника НДФЛ и одновременно само уплачивает взносы в ПФР в качестве налогоплательщика.

Виды представительства :

1) законное-пред-ли наделены полномочиями законом или учедительными док-ми орг-ии. Для ФЛ-лица выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством: родители, усыновители несовершеннолетних детей, опекуны или попечители лиц, не имеющих полной дееспособности.

2) уполномоченное-представители, наделенные полномочиями доверенностью.

Уполномоченными представителями не могут быть ДЛ налоговых, таможенных органов, органов гос внебюджетных фондов и ОВД, судьи, следователи, прокуроры.

У ЮЛ – исполнительный орган (на основании устава) – это законный представитель, уполномоченный ЮЛ – любое лицо, действующее на основании доверенности (обычная письменная форма).

У ФЛ – зак. Представители – родителя, усыновители, органы соц. защиты, уполномоченные – лицо, на основании нотариально удостоверенной доверенности. Сюда же относятся ИП.

15. Взаимозависимые лица.

Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) - физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

16. Налоговые органы в РФ, их права, обязанности и ответственность.

Налоговые органы - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и др. обязательных платежей: фед. орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Права (в соответствии с законом):

1) требовать документы по установленным формам, служащие основаниями и подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки и изымать документы при наличии оснований полагать, что они будут уничтожены, сокрыты, изменены, заменены;

3) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных НК;

4) вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений;

5) приостанавливать операции по счетам, налагать арест на имущество;

6) осматривать используемые для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате;

8) требовать от налогоплательщиков устранения нарушений законодательства и контролировать выполнение этих требований;

9) взыскивать недоимки, пени, %, штрафы;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт перечисления в бюджетную системы сумм налогов, сборов, пеней, штрафов;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей;

12) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий;

13) предъявлять в суды общей юрисдикции, арбитражные суды иски и др. права.

Обязанности : 1) соблюдать и осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов;

2) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

3) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве, порядке исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов, их должностных лиц, о реквизитах счетов Федерального казначейства и т.д.;

4) принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и направлять поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства;

5) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

6) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

7) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа;

8) по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении него;

9) представлять пользователям выписки из Единого гос. реестра налогоплательщиков и другие.

Несут ответственность за причиненные убытки вследствие своих или их работников (при исполнении служебных обязанностей) неправомерных действий (решений) или бездействия, которые возмещаются за счет федерального бюджета в порядке НК и ФЗ.

17. Налоговая тайна.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2. об идентификационном номере налогоплательщика;

3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4. предоставляемых налоговым (таможенным) или ПО других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или ПО (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, ОВД, органами гос внебюджетных фондов и таможенными органами, их ДЛ и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Так, ФЗ «О государственной регистрации юр лиц и ИП» предусмотрено, что сведения, содержащиеся в гос реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физ лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Отказ в предоставлении содержащихся в гос реестре сведений не допускается.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Таким образом, содержание субъективного права лица на налоговую тайну составляют два основных правомочия: во-первых, право требования как возможность управомоченного лица требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения его права; во-вторых, право на защиту как возможности прибегнуть в случае нарушения его права к установленным законом мерам защиты (притязание).

Поступившие в налоговые органы, ОВД, органы госвнебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют ДЛ, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную ФЗ.

18.Роль банковских организаций в налоговых правоотношениях.

Несмотря на то что формально кредитные организации не отнесены к участникам налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, фактически они таковыми являются и обладают специальным налогово-правовым статусом.

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др. Банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений - это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

Особенность специальной правосубъектности банков:

1. способность выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

2. Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора. С другой стороны, особый финансовый посредник, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов.

3. Отношения между банком и клиентом можно охарактеризовать как публично-правовые, вертикальные отношения власти-подчинения. Выполняя возложенные на него государством функции, банк обладает правом требовать от клиента выполнения определенных действий и вправе контролировать их исполнение. Указанному правомочию банка корреспондирует обязанность клиента исполнить требования кредитной организации.

4. Одним из основных критериев отнесения коммерческого банка к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность уплачивать причитающиеся налоги. Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй НК или иным ФЗ отдельно по каждому налогу и сбору.
Налогоплательщик - это особый (специальный) правовой статус коммерческого банка, на который в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

5. Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций проявляется главным образом в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).
Обязанны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.

  • 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль (финансовый контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы).
  • 8. Функции Центрального Банка рф по организации и регулирование денежного обращения.
  • 9. Понятие, предмет и система налогового права.
  • 10. Принципы налогового права.
  • 2) Соглашения о взаимодействии в налоговой сфере
  • 3) Соглашения в области налогообложения конкретными налогами
  • 12. Порядок признания нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими Налоговому кодексу рф.
  • 13. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 14. Понятие налогов и сборов, признаки и функции налогов и сборов, их отличительные черты. Понятие пошлины и парафискального сбора.
  • 15. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в рф. Федеральные, региональные и местные налоги.
  • 16. Классификация налогов (прямые и косвенные налоги; целевые и рентные налоги; личные и реальные налоги).
  • 17. Специальные налоговые режимы: понятие и виды
  • 18. Элементы налогообложения: понятие, виды, юридическое значение.
  • 5. В первую очередь порядок исчисления налога зависит от законов, где дано определение налогооблагаемой базы, исходящей из:
  • 6. Порядок и сроки уплаты налога
  • 19. Налоговые правоотношения: понятие, виды, юридические признаки. Субъекты налогового права: понятие, виды.
  • 20. Налоговая правосубъектность: понятие, содержание, особенности правового регулирования.
  • 21. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • 22. Налогоплательщики и плательщики сборов: понятие, основные права и обязанности.
  • 23. Налоговые органы в рф: понятие, основные права и обязанности
  • 24. Взаимозависимые лица: понятие, юридическое значение, последствия признания налогоплательщиков взаимозависимыми лицами.
  • 25. Налоговые агенты: понятие, основные права и обязанности, юридическое значение.
  • 26. Сроки в налоговом праве: понятие, порядок исчисления и виды сроков.
  • 27. Возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности.
  • 28. Общие правила и момент исполнения налоговой обязанности.
  • 31. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
  • 32. Исполнение налоговой обязанности при ликвидации или реорганизации юридического лица.
  • 33. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего и недееспособного физического лица. Порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов лиц моложе 16 лет.
  • 34. Требование об уплате налогов и сборов: понятие, содержание, сроки направления.
  • 35. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (сборов): порядок и сроки осуществления.
  • 37. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора; прекращение действия отсрочки или рассрочки.
  • 38. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита; прекращение действия инвестиционного налогового кредита.
  • 39. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пеня.
  • 40. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: приостановление операций по банковским счетам организаций; арест имущества.
  • 41. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога, сбора, пени, штрафа.
  • 42. Налоговая декларация: понятие, основания и порядок предоставления, порядок внесения изменений и дополнений.
  • 43. Налоговый контроль: формы проведения; учет налогоплательщиков; порядок постановки на учет; переучет и снятие с налогового учета; инн.
  • 45. Налоговый контроль: осмотр, истребование документов при проведении налоговой проверки, выемка предметов и документов.
  • 46. Налоговый контроль: участие свидетеля; экспертиза; привлечение специалистов; участие переводчика; участие понятых.
  • 47. Налоговый контроль: налоговые проверки; доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки.
  • 48. Налоговый контроль: общие требования, предъявляемые к протоколу; оформление результатов проверки.
  • 49. Налоговый контроль: производство по делу о налоговом правонарушении.
  • 51. Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
  • 55. Общая характеристика федеральных налогов.
  • 56. Общая характеристика региональных налогов.
  • 57. Общая характеристика местных налогов.
  • 58. Понятие, предмет, система бюджетного права.
  • 59. Понятие бюджета: юридическое, экономическое и материальное содержание.
  • 60. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
  • 61. Принципы бюджетной системы рф.
  • 62. Компетенция органов государственной власти рф, субъектов рф и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.
  • 63. Государственные внебюджетные фонды: понятие, правовой режим.
  • 65. Бюджетная классификация: понятие и состав.
  • 66. Понятие и виды доходов бюджета, порядок их формирования.
  • 67. Общие положения о расходах бюджетов.
  • 68. Понятие, виды и юридическое значение межбюджетных трансфертов.
  • 69. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы.
  • 71. Участники бюджетного процесса: главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, казенное учреждение, получатель бюджетных средств.
  • 72. Бюджетный процесс: основы составления проектов бюджетов.
  • 73. Бюджетный процесс: рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в первом, втором и третьем чтениях.
  • 74. Бюджетный процесс: утверждение федерального закона о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
  • 76. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы рф.
  • 77. Бюджетный процесс: подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
  • 78. Бюджетный кредит по российскому бюджетному праву.
  • 79. Общие положения об ответственности за нарушение бюджетного законодательства рф.
  • 80. Бюджетные санкции и иные меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.
  • 34. Требование об уплате налогов и сборов: понятие, содержание, сроки направления.

    Неисполнение или ненадлежащее неисполнение обязанности по уплате налога или сбора является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога и сбора.

    Требование об уплате налога (сбора) – направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (сбора) и соответствующие пени.

    Требование об уплате налога (сбора) направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

    Требование об уплате налога (сбора) направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Требование об уплате налога (сбора) должно содержать сведения:

    – о сумме задолженности по налогу (сбору);

    – о размере пеней, начисленных на момент направления требования;

    – о сроке уплаты налога (сбора), установленного законодательством о налогах и сборах;

    – о сроке исполнения требования;

    – о мерах по взысканию налога (сбора) и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

    Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога (сбора), а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

    Требование об уплате налога (сбора) направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

    Требование об уплате налога (сбора) может быть передано руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

    В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога (сбора) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (сбора).

    Требование об уплате налога (сбора) и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

    35. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (сборов): порядок и сроки осуществления.

    Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога. Излишне уплаченная сумма налога может возникнуть у налогоплательщика в результате арифметической ошибки или перечисления налога не на тот расчетный счет. Эту сумму налогоплательщик может направить:

      на исполнение обязанностей по уплате налогов;

      на погашение недоимки;

      на уплату пеней;

    Зачет суммы излишне уплаченного налога проводит налоговый орган по месту учета налогоплательщика без начисления процентов. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца с момента ее обнаружения и направить налогоплательщику предложение о совместной выверке уплаченных налогов.

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки, уплаты пеней осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

    Зачет излишне уплаченной суммы налога возможен только в рамках одного бюджета.

    Зачет и возврат излишне взысканной сумы налога . Излишне взысканная сумма налога может возникнуть в результате неправомерных действий налоговых органов.

    Излишне взысканная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат происходит только после погашения недоимки. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи такого заявления.

    Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения.

    Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.

    36. Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, пени; обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога; органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога или сбора.

    Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

    Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности.

    Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

    Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

    1. Срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

    1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

    2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

    3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

    4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

    1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

    1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и

    2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица

    3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;)

    4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

    6) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц.

    7) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.



    error: Контент защищен !!