Проект на тему «Трудовое воспитание» в подготовительной группе. Проект на тему:" Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Звездочка»

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

детским садом №26 «Звездочка»

_________________ Карпова Т.А.

Приказ № 133 от 03.10.2014г.

ПРОЕКТ

на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель: Л.А. Кузьмина

Г.Егорьевск - 2014- 2015г.

Введение…............................. ………………..…………………........3

  1. Сведения о проекте…………………….........………………………....5
  2. Ожидаемые результаты и эффекты реализации прое……..7
  3. Перспективный план реализации проекта………………...…..…9

5.Перечень ресурсного обеспечения..................................11

  1. Работа по реализации проекта…………………………........……..13
  2. Заключение.

Критерии и показатели оценки результативности и

эффективности проекта………………………………................…………....20

Список литературы.................................................... ..……21

Приложения………………………………………………….....................…….….22

Введение.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Проект будет осуществляться в различных видах деятельности, которые будут интересны воспитателям и воспитанникам во всех возрастных группах с привлечением родителей. Содержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия который, позволит ребёнку быть субъектом своей деятельности.

Самостоятельно дошкольник ещё не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог владеющий новыми педагогическими технологиями. Я в своей работе использую методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активность дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решение проблемы в тех или иных условиях.

Однако такой подход носит эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решать эту проблему сможет интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности метод проектов который актуален, очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребёнка в труде.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.

Новизна проекта: Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.

Сведения о проекте

Тема проекта: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: информационный.

По числу участников проекта : групповой (15 человек, все желающие).

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

По характеру контактов : ребенок и семья, соц. партнеры.

По профилю знаний : многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Цель: Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.

Формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда.

Развивать желание детей участвовать в совместной трудовой деятельности. - формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда.

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
  2. Прививать любовь к труду в коллективе.
  3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
  4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
  5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: полив, подкормка.
  6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
  7. Расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи. Учить называть профессию и вид деятельности.

8.Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни.

  1. Воспитывать интерес детей к миру взрослых.
  2. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.
  3. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.
  1. Закреплять умение дежурить по столовой, правильно накрывать на стол и убирать со стола. Учить относить чашки, держа за ручку, на отдельный стол.
  2. Совершенствование умения самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек);

14.Показать пример уважительного отношения к труду и природе.

Участники проекта: воспитанники (5-6 лет), педагоги, родители, социальные партнеры.

Сроки и этапы реализации проекта.

Первый этап - Подготовительный ( октябрь 2014 г.)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Второй этап - Основной (октябрь-апрель 2014-2015г.)

Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста.

Анкетирование родителей детей.

Третий этап - Заключительный (апрель 2015г.)

Аналитический отчет о проделанной работе

Участие в конкурсе «Хозяйственно-бытового труда».

Составление портфолио проекта.

Образовательные области интеграции:

«Физическое развитие»

«Социально - коммуникативное»

«Познавательное развитие»

«Художественно - эстетическое»

«Речевое развитие»

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

1.Получают и закрепляют необходимые умения и навыки в различных видах труда.

2.Охотно выполняют трудовые поручения.

3.Участвуют в совместной трудовой деятельности.

4.Развивают познавательный интерес по теме проекта.

Педагоги:

Продолжение освоения метода проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители:

1.Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада, соц. партнёрами.

  1. Подготавливают материал для обучения своих детей.

3.За счет участия в проекте приобретают и обогащают знания по теме проекта.

Перспективный план реализации проекта.

Тематическое планирование по проектной деятельности

на 2014-2015 учебный год

Сроки (начало - окончание)

Форма представления результатов

1. Изучение метод литературы по теме: «Трудовое воспитание дошкольников» »

Октябрь-апрель

2. Родительское собрание. Доклад «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков ».

Выступление для родителей воспитанников

3. Анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье ».

Аналитическая справка

4. Опрос дошкольников на тему «Как я помогаю родителям» .

Вопросник, аналитическая справка

5. Сообщение для педагогов ДОУ « Значение трудового воспитания в семье» .

Сообщение на семинаре

6. Организация выставки подделок совместного творчества детей и родителей «Начинается сказка тихо… ».

октябрь-ноябрь

Выставка

7. Организация коллективных форм труда хозяйственно - бытового значения в помещении группы : стирка белья для кукол, мытьё игрушек и др.

Каждую пятницу

8. Организация коллективных форм труда хозяйственно - бытового значения на участке группы .

Ежедневно на прогулке

9. Консультация для родителей воспитанников « Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием»

Календарно - тематическое планирование

10. Организация коллективных форм труда по ручному труду : починка книг, изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм.

Один день в неделю

Календарно - тематическое планирование

11. Обновление уголка дежурств для детей старшей группы.

Оснащение предметно - развивающей среды данной зоны группы

12. Организация дежурства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольникам старшей группы (в том числе, дежурство в уголке Природы).

Ежедневно

Календарно - тематическое планирование

13. Консультация для педагогов ДОУ:«Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников».

Сообщение на сайте ДОУ

14. Организация бесед и сюжетно - ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых.

В течение учебного года

Календарно - тематическое планирование

15. Изготовление памятки для родителей « О важном в трудовом воспитании».

Информационный лист

16. Изготовление дидактического пособия « Загадки о профессиях»

Материал с карточками

17. Совместное с родителями изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Магазин» : деньги, чеки, сумки, продукты.

Ноябрь - декабрь

Организация коллективной формы ручного труда дошкольников; оснащение предметно - игрового пространства группы.

18. Оформление информационного листа для родителей воспитанников на тему: «Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых ».

Информационный лист - ширма - передвижка

19. Открытый показ ООД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки ».

4 неделя января - 1 неделя февраля

Конспект, коллективный просмотр

20. Консультация для родителей воспитанников «Закрепление представлений детей о труде взрослых ».

календарно - тематическое планирование

21. Целевая экскурсия в школу №4 - знакомство с профессией учителя.

календарно - тематическое планирование

план-конспект фотоматериал

22. Фотовыставка в уголке для родителей «

Фотовыставка

Перечень

Ресурсного обеспечения, необходимого для реализации инновационного проекта

«Трудовое воспитание дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №26 «Звёдочка»

Наименование ресурсного обеспечения

Ключевые функциональные или технические характеристики

Количество

варианты использования ресурсов

1. Оборудование

Размеры (Ш×Г×В): 120×80×39 см.

ЛДСП, толщина столешницы 34 мм, цвет миланский орех, производитель Россия

размещение

экспозиции

Уличное оборудование

Инвентарь:лопаты, носилки, совки, веники, ведра, лейки.

На каждого ребенка

Трудовая деятельность на прогулке

Скамейка садовая

длина 1,5 м., высота от земли до верхнего края спинки 0,9 м., ширина сидения равна ширине толстого бревна 25 см.,цвет-махагон

Досуговая деятельность

Подставка - держатель для кассет (дисков)

хранение касет

Мольберт детский универсальный

Высота до верхнего края 1058мм.
Высота до нижнего края 498 мм.
Размер рабочей поверхности экрана 480Х535 мм

выставка фото

Показ кукольного театра

Анемометр

Прибор для измерения скорости ветра

Наблюдение на прогулке

Барометр

Прибор, показывающий изменения погоды.

Наблюдение на прогулке

Прибор для ориентирования на местности.

Наблюдение на прогулке

Прибор для определения направления ветра

Надлюдение на прогулке

1. Корней Чуковский . Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.

2. Николай Носов . Приключения Незнайки и его друзей.

3. Николай Носов . Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.

4. Алексей Толстой . Золотой ключик, или Приключения Буратино.

5. Алексей Толстой . Сказки.

6. Николай Грибачёв . Лесные истории.

Для чтения

Тематический материал

«Профессии»

«Комнатные растения»

«Садовый инвентарь»

«Времена года»

Фартуки,косынки

Дежурство в уголках

Семена растений

Фасоль, горох

Для наблюдений и опытов

2. Игровое оборудование

Атрибуты уголков:

" Парикхмахерская"

" Медицинский"

" Магазин"

"Кухонный"

"Строительный"

" Природный"

оформление экспозиции, детская игровая деятельность

Диактические игры

" Кем быть?"

Лото" Лето в деревне"

Лото " Лето в городе"

"Когда это Бывает?"

" Доктор Айболит"

" Дорожные знаки" и т.д.

3 .Техническое оборудование

Показ слайдов

касетный

Прослушивание произведений

  1. Работа по реализации проекта.

Изучение педагогической литературы мне показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Чтобы выявить знания родителей, о том как помочь ребенку преодолевать трудности в исполнении трудовых обязанностей,я подготовила и зачитала на родительском собрании доклад «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков». Родители узнали, что нужно тактично оценивать результаты труда детей. Нельзя наказывать ребенка за неумение что - то делать, а старайться его научить.

Чтобы научить ребенка трудиться нужно сделать его труд творческим, приносящим ребенку радость и удовлетворение. (Приложение№1)

Так же провела анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье».(Приложение№ 2) Из анализа анкет родителей, можно сделать вывод, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде.

Для детей моей группы я провела опрос на тему «Как я помогаю родителям». (Приложение№ 3) Всё это способствует заимствованию ребёнком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.

Также подготовила сообщение для педагогов ДОУ «Значение трудового воспитания в семье».(Приложение№ 4.) В нем зачитала коллегам, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Для того, чтобы родителям легче было организовать трудовую деятельность в семье, я подготовила консультацию для родителей: «Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием» (Приложение №5) Так как я считаю, в совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Родители узнали,как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием. Для этого нужно выстроит определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Ручной труд - как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в наше работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности.

Дети опытным путём узнают качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, могу уверенно сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети могут сделать красивую игрушку. Дети научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр. Работая над этой задачей, мне пришлось самой изучить много литературы, перепробовать разные виды бумаги, изготовить множество разных поделок. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. В связи с этим, мы с детьми совместно с родителями организовываем выставки поделок «Начинается сказка тихо…»

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения - это задания, которые я эпизодически даю одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Я считаю,что поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В нашей старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения я предлагаю детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В старших группе ведется дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома...Как это происходит в нашей группе, я подготовила консультацию для воспитателей ДОУ «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников». (Приложение№ 6)

А для родителей оформила информационный лист на тему: «Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых»(приложение 9) . При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Дети в игре и в быту стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли массажиста, водолаза, окулиста, спасателя и других знакомых им профессий. Чтобы дать больше знаний о профессиях, я разработала дидактическое пособие «Загадки о профессиях» (Приложение№ 8)

Дети успешно могут выполнять несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевать небольшие трудности в работе. Для того чтобы воспитать психологическую готовность к труду у детей, необходимо включать ребёнка в эту трудовую деятельность. Тоже самое я рекомендую делать родителям в семье и изготовила памятку для них «О важном в трудовом воспитании» (приложение 7) В нашем детском саду имеются возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Существуют различные пути:

  1. Это непосредственная организация совместной деятельности детей и взрослых. Организация бесед и сюжетно - ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых
  2. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения.(Совместное с родителями изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Магазин»: деньги, чеки, сумки, продукты.)

При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, кухни особо подчёркивала, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Таким образом, в ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.

Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедляю темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняю, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. Для этого провела открытый показ ООД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки» (Приложение №10)

При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», познавательный досуг «Встречи с интересными людьми», рассказы о профессиях (совместно с родителями), беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (школа, стройка, парикмахерская).Не оставила и без внимания родителей нашей группы, подготовила для них консультацию на тему «Закрепление представлений детей о труде взрослых» (Приложение№ 11).

Тем самым мы формируем у детей положительное отношение к труду.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей.

Например, во время экскурсии в школу №4 , главной целью, было знакомство с профессией учителя. (Приложение№ 12) Но я обращала внимание как аккуратно одеты ученики, как они помогают учителю вытирать доску и наконец, как дети внимательно слушают при объяснении урока учителя.Во время наблюдения за работой строителей подчёркивала, как дружно и слаженно они работают, обращала внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе я посчитала важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

В нашем районе в последнее время возвели несколько многоэтажных домов. Мы не упустили возможность посетить места строительства и понаблюдать за работой строителей, каменщиков, плотников, маляров, стекольщиков, неоднократные посещения могли увидеть продвижение стройки. Всё это углубляло, расширяло знания детей, закрепляло старое. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых.

На этой возрастной ступени продолжаю работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаю контроль чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры,

Также стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь. Здесь я подчёркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы - поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметаем пол веником), зимой - очищаем от снега лопатами; осенью - уборка листвы, летом - перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приучали их к труду. Сейчас, когда мои дети овладели элементарными трудовыми навыками, я поставила для себя задачу - поддерживать у детей эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду.

Я сама очень люблю природу, люблю трудиться в природе, что-то сеять, пересаживать, выращивать. У меня большой огород, где я воплощаю в жизнь свои мечты. И свою любовь к растениям я постаралась передать детям. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда.

Широко распространённая форма работы - занятие. Работая вместе с детьми, я ставлю задачу, намечаю, какой они получат результат, по мере надобности показываю нужные приёмы, сообщаю знания, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитываю трудолюбие, постепенно объясняю детям значение ухода для роста растений. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использую в своей работе - индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а я стараюсь осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Так как учебный год уже подходит к концу, я смело могу сказать, что дети имеют значительный практический опыт, чёткие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь я стараюсь работать над совершенствованием навыков работы в уголке природы.

Я могу смело сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. В детском саду дети моей группы регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы (как намылить бельё для кукол). И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудится, но очень медленно овладевают трудовыми навыками.

В подтверждение того, что работа ведется не только в детском саду, но в семье, Я организовалафотовыставку в уголке для родителей «С инструментом я дружу, про него вам расскажу... » - обобщение положительного семейного опыта по трудовому воспитанию дошкольников.

(Приложение №13)

  1. Заключение .

Основные результаты проекта: Подводя итог своей многолетней работы, хочу сказать, что:

  1. Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными.
  2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
  3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
  4. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
  5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моём участии.

Список литературы .

  • Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. - М.: Сфера. - 2011.
  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.-64с.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 1988.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997.
  7. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск. асвета,1987.
  8. Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991
  9. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.
  1. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
  2. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.-128с.

14.Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.,1985.

  1. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1983.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 - е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.368с.
  3. Урунтаева. Практикум по детской психологии - М., 1995.

Наталья Скоробогатова

Группа дошкольного образования

МОУ Архангельская СОШ

Цель проекта :

Привлечь детей к выполнению трудовых поручений .

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности .

2. Расширять знания детей о профессиях родителей.

3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий .

4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений .

5. Расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи. Учить четко называть профессию и вид деятельности.

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : информационный.

По числу участников проекта : групповой .

По времени проведения : краткосрочный (3 недели) .

По характеру контактов : ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По профилю знаний : многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы :

Руководитель проекта – воспитатель .

Дети и родители средней группы .

Этапы реализации проекта :

Подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Значение проекта для всех его участников :

Дети : получают и закрепляют на практике правила безопасности.

Педагоги : продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители : расширяют возможности сотрудничества со своими детьми , подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :

Воспитатель : организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей

Дети : участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое :

Картотека пальчиковых игр «Труд » .

Предполагаемый результат проекта

Дети охотно выполняют трудовые поручения .

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап

Определение темы проекта .

Подбор материалов по теме проекта .

проекта .

Основной этап

Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста.

Заключительный этап

Проведение занятия «Профессии моих родителей» .

Составление портфолио проекта .

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта .

Реализация проекта по этапам :

Подготовительный этап

Данный этап реализовывался в течение трех дней.

Определена тема проекта .

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта .

Составление плана основного этапа проекта .

Основной этап

Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали :

- Беседы :

- «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки» ,

- «Без труда не будет и плода » .

- Дидактические игры : - «Профессии» ,

- «Магазин посуды» ,

- «Кто больше расскажет о профессии» ,

- «Доскажи словечко» ,

- «Накроем стол для кукол» .

- Продуктивная деятельность : рисование «Профессия моей мамы» .

Изучение художественной литературы :

В. Берестов «Кто чему научиться?» ,

К. И. Чуковский «Федорино горе» ,

Украинская сказка «Колосок» ,

С. Михалков «А что у вас?» ,

С. Баруздин «Мамина работа» ,

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» .

Привлечение детей к выполнению трудовых процессов «Мытье игрушек» , «Мытье цветов» , «Организация НОД» .

Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» -

аппликация «Кактус» .

Картотека пальчиковых игр «Труд » :

- «Ну-ка, братцы, за работу!» ,

- «Умывание» ,

- «Помощники» ,

- «Пироги» .

Заключительный этап

На заключительном этапе проектирования , который длился один день, проведено мероприятия :

Занятие «Профессии моих родителей»

Составление портфолио проекта .

В заключении хочется отметить, что данная деятельность мною была проведена впервые и считаю, что цели и задачи были мной успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта . Результат достигнут!

Публикации по теме:

Проблема трудового воспитания актуальны для детей, потому что у них происходит формирование личностных качеств, и стремления к труду. Задачи.

Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все,.

Мы с воспитанниками второй младшей группы пошли на прогулку. Стоял теплый, тихий, солнечный день. Ребята посмотрите, мы попали в осенний.

Хозяйственно - бытовой труд. «Наведем порядок в группе.» Старшая группа Хозяйственно – бытовой труд. «Наведем порядок в группе.» Старшая группа. Курочкина Татьяна Владимировна Хозяйственно – бытовой труд. «Наведем.

Конспект НОД ручной труд «Снежинки» в средней группе. Цель: Активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Формировать.

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Труд взрослых» Цель: Формировать обобщенные представления о профессиях людей: врач, повар, продавец, водитель. Задачи: Образовательные: Познакомить с трудом.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа-интернат»

143510025400

С. Сеяха 2016 г.
Информационная карта проекта
Название проекта «Труд и терпение превращаются в умения»
Авторы и руководитель проекта Воспитатели группы, старший воспитатель Яптик Александра Анихасововна
Цель проекта Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться.
Задачи проекта - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применить знания на практике;
- воспитание трудолюбия, долга и ответственности, деловитости и честности;
- вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Сроки проведения Январь – март 2016года
Место проведения Сеяхинская школа-интернат
Общее количество участников
(в том числе детей) 45 детей
Условия участия в проекте Добровольность, взаимопонимание.
Актуальность проекта.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.
У каждой трудовой деятельности есть свой мотив. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество. При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности. И наоборот, труд лишь ради накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности.
Поэтому необходимо:
- формирование у воспитанников общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу;- формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он овладел культурой труда: умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат;
- формирование уважения к труду, бережного отношения к его результатам общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности;
- развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей. Трудовое воспитание детей в интернате – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен интерната.
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.
Мы предлагаем проект «Труд и терпение превращаются в умения», как одну из форм приобщения воспитанников к труду, желания самому творить и раскрывать свой трудовой потенциал. В данном проекте предусмотрена тесная взаимосвязь трудового воспитания и духовно- нравственного воспитания. В проекте большое значение уделяется трудовому воспитанию, экологическому образованию, досуговой деятельности. Труд - это инструментарий всеобщего развития личности, основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий престижа человека и его обязанность.
В рамках данного проекта предусматривается:
- подготовительный этап: сбор информации о необходимости озеленения группы, облагораживания территории интерната. Согласование с руководством интерната.
Анкетирование детей;
- акция «Чистый поселок» - воспитанники собирают мусор вокруг интерната и школы;
- акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» - воспитанники выполняют ремонт книг, учебников, изготавливают обложки для книг.
-поисковая деятельность, в рамках которой учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за растениями;
- акция «Помоги птицам зимой»: в рамках данной акции воспитанники под руководством воспитателя выполняют кормушки для птиц из подручных средств;
- конкурс «Подарок своими руками» - в рамках данного конкурса будут рассматриваться поделки в подарок учителям и воспитателям к 8 марта.
Период и этапы реализации:
I этап – сбор информации, подготовка бесед с воспитанниками (январь);
II этап – проведение бесед и презентаций (февраль);
III этап – акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» - (февраль).
IV этап - поисковая деятельность, в рамках которой воспитанникам предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за ними (март)
Трудовые объекты
Перечень работ Объекты Содержание деятельности Сроки
Благоустройство территорий Прилагающая территория к интернату. Сбор мусора вокруг интерната Раз в неделю - воскресенье
Акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» Игровая комната группы, воспитательская Изготовление обложек для книг, учебников Январь
Озеленение группы 3 корпус интерната Посадка цветов и саженцев
Прополка растений
Полив растений. Март
Творческая мастерская Игровая комната группы Изготовление поделок из бумаги, ткани, бисера к 8 марта Март
Акция «Помоги птицам зимой» Игровая комната 3 корпуса Изготовление кормушек из подручных материалов Март
Механизмы реализации проекта.
Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:
- сбор и анализ информации;
- презентации, встречи, беседы;
- конкурс на лучшую поделку для подарка;
- акции.
В рамках проекта применяются следующие средства:
- использование ресурсов сети Интернет; - цифровые средства (проектор, ПК);
- материал для ремонта книг и изготовления обложек;
- материал для посадки комнатных растений (горшки, земля);
- материал для изготовления поделок.
Ожидаемые результаты:
Положительное отношение к труду на благо своего интерната.
Позитивное отношение к окружающей среде, ответственность за экологическую обстановку своей «малой родины».
Развитие в детях лидерских качеств, коммуникативных навыков и умений работать в команде, стремления к творческому росту и самоуправлению.
Материально-технические ресурсы:
Интерактивное и звуковоспроизводящее оборудование.
Садовый инвентарь (ведерки, лейки, лопатки, мешки для мусора, перчатки и т.п.)
Материалы для творчества (бумага, краски, карандаши и т.п.)
Нормативно-правовое обеспечение проекта.
1.Конституция РФ.
2.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
3.Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009г. № 326-ФЗ)4.Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Устав школы-интерната.
Использованная литература:
1. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999
4. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004г.
5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002
6. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002
8. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996
9. Смирнов М.И.. Проблема трудового общения школьников.М.,2004
Приложение
Анкета для школьников
1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
2. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
3. Охотно ли ты ее выполняешь?
4. Что тебе не нравится делать по дому?
5. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь порученное дело?
6. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
7. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
8. Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?
9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?
10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
11. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?


Приложенные файлы

по трудовому воспитанию

в подготовительной группе

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Воспитатель

Паникаровская Е. Б.

краткосрочный, 1 неделя

Участники проекта:

дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Проблема:

У дошкольников слабо сформированы нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, бережное отношение к результатам труда

Актуальность:

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии. Взрослым хочется самим быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет. Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желание и потребности в получении трудовых умений и навыков

Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Развивать интерес к самостоятельной деятельности детей в разных видах доступного труда;

В процессе трудовой деятельности развивать трудовые навыки и умения;

Формировать нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца;

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам

Ожидаемые результаты:

Уважение к труду и помочь старшим

Развитые трудовые способности

Трудолюбие, бережное отношение к труду

Сформированные навыки организации собственного труда

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный

Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта

Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике

Подбор литературных произведений для детского чтения

Разработка плана проведения мероприятий проекта

II этап – основной

Познавательная деятельность

Беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок» «Зачем нужно трудиться» «Чистота – залог здоровья» «Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде» «Всему свое место» «Как я помогаю родителям»

Рассматривание иллюстраций, картинки о труде людей в разные времена года;

Знакомство с пословицами о труде;

Отгадывание загадок об инструментах и орудиях труда.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Что из чего?» «Что делают этим предметом?» «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растений) «Все по своим местам»

Подвижные игры:

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Сюжетно-ролевая игра:

«Уборка квартиры»

Игровые упражнения:

«Застегни пуговицы» «Кто вымоет руки и не брызнет ни одной капли на пол» «Повесим аккуратно полотенце»

Игра-соревнование:

«Кто быстрее и аккуратнее разложит вещи на стульчик» «Кто быстрее соберет игрушки» «Кто аккуратнее заправит кровать»

Художественно-продуктивная деятельность

Раскрашивание раскрасок по теме - рисование инструментов и бытовых приборов - конструирование из природного материала (шишки, семена клена, ясеня) - конструирование из бумаги (коробочки, самолеты, кораблики)

«Стол и стул» (из бумаги)

Трудовая деятельность

«Заправим постель» «Накрываем на стол» «Поливаем растения» «Подготовка к занятию» «Убираем после занятия» «Ремонт книг» «Мытье игрушек» «Собираем игрушки»

Восприятие художественной литературы

В. Маяковский «Кем быть» Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Маршак «Откуда стол пришел» С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа» В. Лившиц «И мы трудиться будем» Е. Серов «Стирка» В. Осеев «Сыновья»

Взаимодействие с семьей

Консультации для родителей:

«Обязанности детей дома» «Как ребенка приобщить к труду» Участие родителей в создании поделок для игр в группе

III этап – заключительный

Коллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке в групповой комнате «Все по своим местам»

Приложение 1.

Пословицы о труде

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Без хорошего труда нет плода.

Была б лишь охота - наладится каждая работа.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не ленись за плужком - будешь с пирожком

За все браться - ничего не сделать.

Всякое уменье трудом дается.

Труд кормит, а лень портит.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Делу - время, потехе - час.

Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Игла)

Принялась она за дело:
Завизжала и запела,
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила )

С дуба он снимает стружку

Из него ползут бараны.

В жёлтых, хрупких завитушках

По доске скользит. (Рубанок)

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать. (Ножницы)

Скажите, как назвать её:
Все в дырках зубы у неё,
Но свёклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко. (Терка)

Бьют Ермилку по затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь)

Я землю копала -
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул.
Складки с галстука сливнул. (Утюг)

Стук да звон! Стук да звон! –
За поклоном – поклон.
Звон да стук! Звон да стук! –
Только щепки – вокруг. (Топор)

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Приложение 2.

Конспект НОД

Тема «Стол и стул для Миши»

Задачи:

Закрепить навык изготовления коробочки кубической формы;

Формировать умение преобразовывать ее в другие предметы (стул, стол);

Совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать аккуратность;

Формировать эстетическую оценку

Материалы и оборудования:

Квадратные листы белой или цветной бумаги размером 21х21 см, ножницы, клей; - кукла Маша

Предварительная работа:

Рассказывание сказки « Маша и медведь»; - рассматривание картинок с изображением столов и стульев; - просмотр мультфильма «Маша и медведь»

Ход:

Воспитатель показывает куклу Машу из мультфильма. Рассказывает о том, что у Мишки день рождения и Маша решила подарить ему стол и стул, но не знает как это сделать. Что будем делать?

Рассматривание готового стола и стула.

Из чего состоит стол и стул?

Из чего будем делать эту мебель? (из кубической коробочки)

3. Давайте вспомним как делать кубическую коробочку. Складываем лист бумаги на много квадратиков. Я беру свою выкройку и определяю, какие квадратики лишние и отрезаю их. Затем я делаю на развертке надрезы с маленьких сторон. Делается надрез на один квадратик в глубину по линии сгиба. Теперь я складываю коробочку и склеиваю ее. А теперь я беру оставшуюся полоску и разрезаю ее пополам, и одну половину в два квадратика приклеиваю к коробочке вместо спинки, получится стул, а вторую складываю пополам, округляю и приклеиваю к коробочке сверху, получится стол. Осталось вырезать ножки. Вырезаю. Вот и получился у нас стол и стул.

4. Физкультурная минутка

А теперь приступайте к самостоятельному выполнению. В процессе выполнения работы проговариваю все действия. При появлении затруднений у детей показываю выполнение последовательности работы на своей выкройке.

Анализ работы.

Ребята, вы все молодцы, у вас получились замечательные столы и стулья. Маше понравились (отмечаю наиболее аккуратные работы) эти столы и стулья.

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд – одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей;
  • возрастом детей;
  • местом проведения;
  • конечной целью.

Тема должна интересно звучать, иметь позитивное настроение, нести в себе содержание и цель мероприятия.

Мероприятия по трудовому воспитанию

«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» – такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства­) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи , закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятия Тема
Классные часы. Беседы 1. «Мой дом - наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду - главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания 1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад 1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы 1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах

Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Беседа, как средство трудового воспитания в ДОУ является важной, но не основной его формой. Маленьким детям трудно что-то представить со слов. Им нужен пример, часто, наглядный . Такие беседы проводят после прочтения сказки, рассказа, или просмотра мультфильма («Морозко» (средняя группа), Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (подготовительная), Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (старшая группа).

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на , должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают) . В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игры Тема игры. Ее цель
Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.
Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры . Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет

Форма мероприятия Тема, цель
Игры на развитие навыков самообслуживания 1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду
2. «Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым
5. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» - закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд) 1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» - приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности
2. Игра - соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» - воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых 1. С.Р.И. «Нефтяники» - воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
2. С.Р.И. «Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ 1. «Кто трудится в детском саду» - учит различать профессии взрослых по существенным признакам.
2. «Порядок в шкафу» - формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» - закреплять последовательность стирки кукольного белья.
4. « Моя одежда и обувь» - воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.
5. «… И зубной порошок!» - Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.
6. «Культура поведения во время приема пищи» - закреплять навыки культурного поведения за столом.
7. «Чистота тела» - закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Досуг 1. Досуг «Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» - формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.
Темы, предложенные нами – примерные, рекомендованные программой трудового воспитания в детском саду. Темы могут варьироваться, новые игры постоянно создаются активными педагогами детского сада.


error: Контент защищен !!