Детский труд и отдых шацкий. Детский труд и отдых. Особенности воспитания в трудовой колонии «бодрая жизнь»

Следующий дом по Вадковскому тоже очень интересен.

Редкий памятник позднего модерна, в стиле протофункционального модерна.

Это примечательное здание, причудливой формы, состоящее как бы из нескольких различных объемов. Здание это спроектировал один из талантливых зодчих эпохи модерна Александр Устинович Зеленко. Это необычное здание было выстроено для одного из самых замечательных педагогических учреждений старой России.

В начале 1905 года А.У. Зеленко вернулся из поездки по Соединенным Штатам, восхищенный тем, какое значение американцы придают воспитанию молодежи. Теми же воспитательными идеями был одержим молодой педагог Станислав Теофилович Шацкий. Познакомившись, Зеленко и Шацкий решили посвятить себя воспитанию подрастающего поколения. Для своей работы они выбрали отдаленный район, населенный бедняками – Сущево и Марьину Рощу.

В начале 1907 году Зеленко и Шацкий собрали среди крупного купечества около 40 тысяч рублей, крупнейшим финансовым вкладом был Второва, купили участок и за год выстроили на нем детское учреждение. В котором тут же начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр.
Здесь в 1907 г. была открыта народная обсерватория под руководством педагога Шацкого С.Т.
Она пользовалась особой известностью, здесь юными астрономами руководили, ставшие позднее известными учеными, К.Л. Баев, А.А. Михайлов, П.И. Попов. Обсерватория была оборудована трудами сына художника В.М. Васнецова.

Сто лет назад, когда здание было построено, его покрывал слой толстой штукатурки с набрызгом "под шубу" грязновато-серого цвета, а окна были оправлены в темное дерево.

По сути это был детский сад для бедных, функционировавший на основе самоуправления.
Новое детское учреждение приобрело необычайную популярность по всей Москве. Его заметили и власти и обнаружив, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей», быстро закрыли его. Однако, деятельность этого учреждения вскоре была возобновлена под названием общества «Детский труд и отдых».
После переворота большевиков общество стало Первой опытной станцией по народному образованию. Здесь была школа в которой училась Лилиана Лунгина.
После войны здесь находился дом пионеров, а теперь здание занимают различные организации.

UPD А теперь давайте рассмотрим старые рисунки и фото этого здания с Олдмоса:

Фото из архива СВ.Почитаем что у Нащокниной написано
"План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, гранёных объёмов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчёркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проёмы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития"

Основателем первого в России внешкольного образовательного учреждения был Шацкий Станислав Теофилович (1878 - 1934), педагог, сын польского дворянина-однодворца. Ш. окончил Московский университет (1903), затем Московский сельскохозяйственный институт. В 1905 организовал первые в России клубы для детей и подростков из беднейших семей района Марьиной рощи и Бутырской слободы, а также летнюю колонию в Щёлкове под Москвой. В 1906 создал общество «Сетлемент» (совместно с другими педагогами; в 1908 общество закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован).

В 1911 вместе с женой В.Н. Шацкой основал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской области с городским отделением в Москве. В 1919-32 руководил первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Член учебно-педагогической секции Государственного Учёного совета (ГУСа) с 1921 и коллегии Наркомпроса РСФСР с 1929. В 1932-34 директор Московской консерватории.
Сам клуб существует и сейчас, уже 103 год, на Тимирязевской улице.

Дом Общества "Детский труд и отдых", редкий для Москвы памятник северного модерна, был построен в 1907 г. архитектором А.У. Зеленко.

Здание предназначалось для совместного педагогичского проекта Александра Устиновича Зеленко и Станислава Теофиловича Шацкого. Проникнувшись идеями Л.Н. Толстого и взяв за образец его школу в Ясной поляне, где много внимания уделялось труду и общению с природой, С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко основали общество "Сеттльмент" (от англ. settlement - поселение). Дом для Общества был построен на окраине Москвы в районе Вадковского переулка. Здесь дети из малообеспеченных рабочих семей могли получить медицинский уход и образование. Обучение было ориентировано на освоение практических знаний и навыков, различных ремесел, что позволяло выпускникам сразу приступать к трудовой деятельности и материально поддерживать свои семьи. В Обществе были устроены учебные классы, кружки, библиотека, театр и обсерватория, купол которой можно увидеть и сегодня. Для многих малообеспеченных семей это была единственная возможность дать детям качественное и бесплатное образование. Общество существовало на частные средства, без помощи со стороны государства. Финансирование проекта велось меценатом Николаем Александровичем Второвым.

В 1908 г. Общество было закрыто властями по обвинению в распространении идей социализма среди детей и молодежи. Поскольку документы Общества были оформлены на А.У. Зеленко, он был арестован и два месяца провел в заключении.

Разгром Общества Сеттльмент и арест не остановили С.Т. Шацкого. Он продолжил свою педагогическую деятельность, открыв здесь новое общество "Детский труд и отдых". Это учебное заведение пользовалось большой популярностью, и здание со временем пришлось достраивать. После революции 1917 г. работа общества продолжалась под другими названиями. Здесь располагались школа им. Горького и дворец пионеров. Одной из известных выпускниц школы была Лилианна Зиновьевна Лунгина - автор переводов историй про Малыша и Карлсона, жена сценариста Семена Львовича Лунгина и мать режиссера Павла Семеновича Лунгина. О других выпускниках и жизни в школе Лилианна Лунгина рассказывает в 4-й, 5-й и 6-й сериях замечательного фильма "Подстрочник" (можно найта на youtube).

Дом по адресу Вадковский переулок, д. 5 можно увидеть и сегодня. Правда со временем его облик был искажен. Не сохранилась авторская штукатурка "под шубу", которая делала здание похожим на сказочный замок, построенный на скале. Однако общий облик дома с окнами различной формы и размеров и коваными решетками напоминает об эпохе модерна в архитектуре.

В настоящее время в особняке располагается банк. Побывать в Доме мне удалось во время экскурсии проекта "Выход в город".

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

После вкусного обеда можно с новыми силами продолжить прогулку. Если после выхода из синагоги продолжить идти по 2-му Вышеславцеву переулку, то через 100 метров он закончится, одновременно пересекаясь с Новосущевской улицей. На этом углу, по адресу ул. Новосущевская, д. 15 расположен кошерный супермаркет «КОШЕР ГУРМЭ». На сайте магазина рассказывается об основных принципах кашрута, объясняется, почему, покупая продукты в этом супермаркете, вы заботитесь о здоровье своей семьи. Но вот прайс-лист товаров отсутствует. Не мудрено! Здоровая правильная еда не каждому по-карману. Если я вас не напугала дороговизной, то заходите. На 300 кв.м. торговых площадей вы найдёте 15000 различных кошерных товаров, почти на 3/4 привезенных из Израиля, а остальные из Европы (интересно, это в обход санкций? или супермаркет территорией России не считается?).

Тем же, кого не интересует заморская полезная еда, я предлагаю пройти мимо, преодолеть Минаевский проезд, в который перелился переулок, и дойти до Вадковского переулка. В угловом доме № 7/37 в стиле модерн с эркером и козырьком над входом располагался особняк почетного гражданина А. В. Маркина, а теперь находится "представительство святого Престола", то есть посольство Ватикана.

Район четырёх р...

Район четырёх р...

Второй дом справа, с номером 5, является редким памятником позднего модерна. Это здание было специально построено для воспитательного центра для детей рабочих окраин «Сетльмент». Это было одно из интереснейших педагогических начинаний дореволюционной России. Архитектор здания А.Зеленко лично был соучредителем данного общества. Другим стал молодой педагог С.Шацкий. Общество создавалось по образцу американских воспитательных общин. Необходимые для строительства 40000 рублей были ими собраны у московского купечества. На окраине Москвы был куплен участок земли и построено это здание с окнами разного размера и ритма. В 1907 года здесь начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр и небольшая обсерватория (её организовал математик и астроном М.В.Васнецов, сын известного художника). Это был первый опыт в России по организации учебно-воспитатеольной работы по месту жительства.

В это время Россию уже сотрясали политические бури. В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт, из-за опасения, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей» и ведут революционную пропоганду. Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены. Обвинения не подтвердились. Шацкий возобновил педагогическую деятельность в одиночку. Детская комунна возродилась под названием общества «Детский труд и отдых». Она пользовалось большой популярностью в Москве и представляла собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных.

После 1917 года общество «Детский труд и отдых» было преобразовано в «Первую опытную станцию по народному образованию». Ещё через год Шацкий открыл на её базе "Школу радости". Когда школа переехала в другое здание, здесь открылся дом Дом пионеров. Однако сейчас детей из здания выселили. Памятник архитектуры занимает головной офис РИАбанка. Так что увидеть изнутри зал для театральных постановок на первом этаже, 28 помещений для занятий группами, душевые и различные подсобные помещения вы вряд ли сможете. Только помещение операционного зала. Возможно, внутри здание изменилось не меньше, чем снаружи. Облик особняка сильно упростился: фактура стен с набрызгом «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева сменили пластиковые стеклопакеты.

Общество ʼʼДетский труд и отдыхʼʼ ставит целью своей деятельности культурно-просветительную работу среди подрастающего поколения Москвы. Строго говоря, всœе неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми потрачено немало усилий не изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести к пяти положениям:

1) У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.

2) Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всœе трогать, ощупать, пробовать.

3) Дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением.

4) Детям крайне важно проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего ʼʼяʼʼ и огромное развитие фантазии и воображения - ϶ᴛᴏ инстинкт детского творчества.

5) Огромную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать для них интересным.

Центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.

Такие комнаты-мастерские должны иметь огромное общеобразовательное значение, тем более что в связи с ними будут экскурсии, посœещение музеев.

Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, переработается еще раз при помощи книжки. По этой причине библиотека должна занять в нашей работе большое место. Мы отводим ей и отдельным читальням несколько комнат. Пусть дети приходят к книге! Οʜᴎ должны иметь комнату, где будут тихо читать свое. Но будут комнаты, где всœе захватывающее будет прочитываться вслух, где будут задаваться вопросы, где польются рассказы и чтения взрослых и детей.

Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает крайне важно сть широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город.

Мысль о деревне, о природе приводит к сознанию крайне важно сти дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду существование постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой.

Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинами, спевки и концерты нашего хора. Летом же всœе оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.

Так рисуется нам деятельность нашего общества. Его основные идеи являются, в сущности, расширением идеи музея как собрания результатов человеческой работы в области науки, искусства и физического труда, но музея, стоящего рядом с жизнью, постоянно движущегося, где основой всœего будут не неподвижные предметы, а живые люди, с одной стороны, стремящиеся передать детям всœе лучшее, что они умеют или знают, а с другой стороны – посœетители музея, дети, ставшие участниками его работы и общими силами создающие свой трудовой музей, сообразно с силами и способностями каждого. Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. В случае если дети приучатся к созидающей деятельности, в случае если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет, отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.



error: Контент защищен !!