Психологические тесты для беременных женщин. Развивающие методики для беременных. Тест отношений беременной Добряков

О появившемся токсикозе всегда следует поставить в известность наблюдающего гинеколога. Если рвота беспокоит часто (более 6 или даже 10 раз в сутки) к врачу следует обратиться незамедлительно. Этот тест не является диагностическим методом, а только помогает не откладывать консультацию со специалистом.

Ваше питание во время беременности

Благоприятное течение беременности зависит от питания. Именно правильной рацион будущей мамы помогает снизить риск развития анемии, задержку развития плода и других проблем. Если будущая мама питается плохо, то плод не может получить все необходимые вещества для своего роста и развития. Рацион следует составлять индивидуально, но есть общие принципы правильного питания, которых следует придерживаться.

Наш тест поможет самостоятельно проанализировать свой рацион питания.

Образ жизни беременной женщины

Во время беременности организм будущей мамы испытывает определенные нагрузки. Для сохранения здоровья и заботы о своем будущем малыше очень важно внести некоторые коррективы в обычный образ жизни. Даже у здоровой женщины адаптация к происходящим в организме изменениям способствует повышенной усталости, снижению работоспособности, ухудшению переносимости некоторых факторов (душное помещение, стрессы и пр.). Специалистами доказано, что некоторые факторы могут провоцировать осложнения беременности и влиять на развитие плода. Старайтесь быть более внимательными к своему здоровью.

Ведете ли Вы правильный образ жизни? Исключаете ли некоторые вредные факторы? Ответить на эти вопросы поможет наш тест.

Тест на беременность онлайн

Хотите узнать о вероятности беременности? Пройдите наш тест на беременность онлайн! Подобную диагностику нельзя назвать точной, но при появлении возможных признаков беременности следует обратиться к врачу. Не забывайте, что определить беременность в домашних условиях помогут специальные тест-полоски, которые чувствительны к хорионическому гонадотропину в моче.

Обращаем ваше внимание: при продолжающейся задержке менструации и любом результате домашнего экспресс-теста следует обратиться к врачу даже при отсутствии признаков беременности.

Для прохождения онлайн теста на беременность необходимо выбрать один вариант ответа на каждый предложенный вопрос.

На сегодня придумано множество способов опосредованно общаться с малышом, который находится в мамином животике, и огромное количество методик, призванных настроить будущих мам на позитивные роды. Это и медитация, и родовое пение, и различные виды арт-терапии, в том числе тестотарапия. Этот список можно продолжать очень долго. Самое главное, чтобы все, чем занимается будущая мама, шло на пользу ей и малышу в ее животике. А также поднимало настроение беременной и помогало избавиться от стресса и психологических зажимов, которые часто возникают из-за страха перед процессом родов.


Родовое пение - это не песни как таковые, это пение звуков, точнее гласных: ААА, ООО, УУУ. У всех они по разному звучат. Когда начинается родовая деятельность, возможно, это будет более низкий звук, ближе к концу родов, это, скорее всего, будет более высокий звук.
Что касается негативного отношения врачей к громким крикам роженицы могу сказать только одно - настоящие акушерки могут определить степень раскрытия шейки матки по раскрытию рта роженицы. Если женщина правильно ведет себя в родах, хорошо поет, широко раскрывает рот - все пройдет быстрее. Привычный крик, от которого предостерегают многих женщин перед родами, - это истерика, это страх, это паника, а пение и для женщины, и для врача - это спокойная стационарная работа.
Йоговское дыхание. Мы обязательно на занятиях сначала поем, а потом начинаем дышать. Мы используем две техники: дыхание уджая и праническое. Очень полезно «гонять» воздух из одной ноздри в другую, это необычное для человека дыхание и первый раз очень тяжело так дышать, даже 10 минут. Может закружиться голова, потому что в организм поступает много кислорода. Но буквально через 4-5 занятий женщины начинают понимать, что это такое, какую пользу приносит - организм очищается, насыщается кислородом, мысли становятся спокойными, а тело расслабленным.
У нас у всех внутри сидит много разных страхов. Они могут быть связаны с родовыми травмами, которые могли быть, когда мы сами появлялись на свет. Страхи возникают, когда мы в детстве могли упасть, или просто боялись высоты и падения. Все эти страхи тянутся цепочкой, их становится больше, и мы с ними не можем справиться. А когда человек начинает заниматься какими-то духовными практиками или развивающими методиками - это все всплывает, и отсюда и идет головокружение, страх, паника. С этим легко справиться, и очень здорово, что оно вышло сейчас, а не во время родов. Потому что во время родов так же всплывают все наши глубинные страхи, и душевные и психологические травмы, живущие внутри нас с самых первых дней жизни. Во время медитации, следующей за родовым пением и иоговским дыханием, женщина может задать самой себе вопрос: что ее волнует и как ей с этим справиться.

Родовая сказка - это наше ноу-хау. Существует несколько сказок, которые похожи на привычные нам сказки, но их текст специально адаптирован для беременных женщин. Это какой-то образ, например, звезда, или, скорее звёзды на небосклоне - мама-звезда и папа-звезда. Они хотели ребенка, они очень ждали его, мама забеременела - и они очень счастливы! И мы все время делаем акцент на то, что они очень счастливы, очень любят своего ребенка. Потом они в течении беременности общаются со своей звездочкой и настраивают своего ребенка на то, что ему предстоит пройти трудный путь. «Но мы тебя ждем», говорят они, «ты наша маленькая звездочка, мы очень любим и ждем тебя»! И этой маленькой звездочке намного легче пройти этот сложный путь - роды. Ведь на самом деле, этот процесс может быть болезненным и нелегким не только для роженицы, но и для ее малыша. Об этом все как то забывают, особенно если женщина ждет первого ребенка. Она сосредотачивается на своих ощущениях, а ведь для новорожденного появление на свет - это такой же нелегкий труд, как и для его мамочки! Давайте поможем себе, и своим еще не рожденным малышам, и сделаем этот «путь» более приятным и менее болезненным! Чтобы вспоминать о родах, как о великом чуде появления на свет вашего долгожданного малыша!

Наталья Полякова -инструктор по развивающим методикам для беременных

— это одновременно и счастье, и испытание. Ведь женщина сталкивается с колоссальной психологической нагрузкой в связи с предстоящей ей новой ролью — матери. К тому же постепенно меняются пропорции тела, гормональный фон, что приводит к немалому стрессу. Как этого избежать? Наталья Полякова, инструктор по развивающим методикам для беременных, расскажет, как можно облегчить психологическое напряжение и подготовить женщину к будущим родам.

Родовое пение. Знаменитый французский акушер Мишель Оден еще в прошлом веке организовывал хор из беременных женщин. Он разрабатывал специальные вокальные упражнения, после которых на свет появлялись более здоровые и спокойные малыши. Как утверждают ученые, будущей матери музыка просто необходима. Она влияет не только на ЦНС, но и на функции органов пищеварения, дыхания, мышечную систему. Когда будущая мамочка часто слушает музыку, у ребенка впоследствии лучше развивается слух и вокальные данные. Как показали исследования, классическая музыка способна заряжать положительной энергией воду, а ведь человек на 80 процентов состоит из воды.

С помощью несложных методик беременных женщин учат издавать особые звуки, которые называют родовым пением. Эта методика позволяет в процессе родов не просто "упорядочить" хаотичные крики роженицы, но и расслабить верхнюю часть тела, и, как следствие, снять спазм боли на нижней части тела. По утверждению специалистов, все движения во время родов проецируются на шейку матки и если женщина "зажата" и "скручивается" от боли — матка тоже не раскрывается. Родовое пение позволяет шире открыть рот и вынести звук наружу, вследствие чего матка тоже начинает работать в "правильном режиме". Обучившись ему, даже в стрессовой ситуации во время родов будет включаться мышечная память и вместо беспорядочных криков вы начнете петь.

Начинать занятия по родовому пению стоит с инструктором, зато потом вы сможете продолжать их самостоятельно одна или в группе, что помогает будущим мамочкам вместе избавляться от страха перед родами. Противопоказаний нет.

В этом разделе:
Новости партнеров

Родовое пение — это не совсем песни, женщины просто издают особые гласные звуки: а-а-а, о-о-о, у-у-у. Как показала практика, врачи и акушеры в роддомах к такому пению относятся намного лучше, чем к надоевшим уже жалобам, стонам и истерикам. После сеанса родового пения очень полезно заниматься медитацией и тренировать йоговское дыхание: например, уджая и праническое. В первое время возможно головокружение, поскольку в организм поступает много кислорода. Но буквально через четыре-пять занятий женщины начинают понимать, что это такое, какую пользу приносит — организм очищается, насыщается кислородом, мысли становятся спокойными, а тело расслабляется.

Родовая сказка. Есть несколько сказок, они схожи с традиционными, но тексты адаптированы именно для беременных. К примеру, берется образ звезд на небе: мама-звезда и папа-звезда. Они мечтали о ребеночке, ждали его, потом мама-звезда забеременела — и теперь пара в счастливом ожидании. Мы постоянно делаем акцент на то, что они очень счастливы, ждут и любят свою маленькую звездочку, общаются с ней всю беременность, настраивают на то, что маленькой звездочке предстоит пройти трудный путь. И ребеночку таким образом намного проще в процессе родов. Ведь он проходит болезненно и нелегко не только для матери. Как раз об этом не всегда помнят женщины , особенно те, кто первый раз ждет ребенка. Будущая мама думает о своих ощущениях, но для новорожденного появление на свет — это такой же труд, как и для его мамочки!

Арт-терапия. Чем старше плод в утробе, тем более разнообразно воспринимает он внешний мир и его раздражители. По словам ученых, уже в пять месяцев еще не рожденный ребеночек способен эмоционально реагировать на слова матери и понимать ее. Психологи рекомендуют вести с малышом беседы и обращаться к нему так, как если бы это был уже подросший трехлетний малыш. Со своей будущей "звездочкой" можно даже порисовать вместе, или слепить что-нибудь. К тому же любые виды творчества и рукоделия — это своеобразные мини-медитации, хорошо помогающие снять стресс и сосредоточиться на "себе любимой" и своем малыше

Случается, что в процессе рисования на животике малыш отвечает маме или папе, двигает ручками или ножками, будто подсказывает, где и что лучше нарисовать. Это чудо-общение происходит во время занятий у всех на виду. С помощью рисунков можно рассказать малышу о его будущем, задействовать фантазию и придумать, что вы будете делать вместе и как развлекаться. Главное здесь не художественная ценность получившегося изображения, а сам процесс и положительные эмоции, которые при этом испытывают все его участники. Арт-терапия для беременных — это еще и способ понять свои страхи и избавиться от них.

Для такого творчества лучше всего подходят пальчиковые краски или карандаши для аквагрима. Можно использовать хну — такие рисунки держатся две-три недели. К тому же это растительный продукт, который не способен навредить ни матери, ни ребенку.

Существует еще одна любопытная методика — правополушарное рисование. Творить можно в любом положении: в позе лотоса, сидя, лежа - как угодно. Бумагу лучше выбрать большого формата — подойдут листы ватмана или просто изнаночная сторона обоев. Основное в этой технике — работа с цветом. Изначально берутся два карандаша разных цветов, все садятся в круг и начинают рисовать двумя руками одновременно, стараясь закручивать линии в форме спирали. Процесс продолжается сорок секунд, затем меняют карандаши, передавая их сидящему рядом, и так до того момента, пока к тебе не вернутся твои карандаши.Цель методики — расслабление, избавление негатива и мелких хлопотных мыслей и настройка на великое чудо вынашивания и появления на свет малыша.

Лепка из теста также хорошо помогает расслабиться и избавиться от негативных мыслей. На кончиках пальцев сосредоточено много нервных окончаний, от них идет импульс в мозг, и улучшается его кровообращение . Можно, например, "слепить" свой страх и так избавиться от него, или сделать маленькую фигурку-игрушку, напоминающую о предстоящем чуде. Этим творчеством можно вместе с мужем, в группе или персонально. В качестве материала хорошо использовать обычное соленое тесто или тесто для лепки, которое рекомендуют для детского творчества. Самое важное — чтобы вы делали это с удовольствием и с позитивным настроем.

Тест отношений беременной предназначен для определения типа переживания беременности у будущей матери (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).
Концептуальными основами создания теста послужили теория психологии отношений В. Н. Мясищева (1960), что позволило рассматривать беременность через призму единства организма и личности, а также понятие «гестационной доминанты». На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавс-ким была предложена теория о существовании в период вынашивания ребен-ка гестационной доминанты (от лат. gestatio - беременность, dominans - гос-подствующий). Понятие «гестационная доминанта» наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Она обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). .
Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или пси-
210
хическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес перинатальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.
В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологичес-ких наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И. В. Добряко-вым было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.
Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Беременная женщина продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семей-ного воспитания ребенка.
Гипогестогнозический тип ПКГД (от греч. hypo - приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio - беременность; греч. gnosis - знание) нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом повышается риск возникновения осложнений. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения.
Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки, пренебрегают занятиями. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты». Нередко этот тип ПКГД также встречается у многодетных матерей. Чаще всего ему сопутствуют такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.
Эйфорический тип ПКГД, (от греч. ей - хорошо; phew - переносить) отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность у них становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему
211
ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Тревожный тип 77А7^характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохон-дричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь.
К сожалению, именно неправильные действия медицинских работников довольно часто способствуют повышению тревоги у женщин. В этих случаях повышенный уровень тревожности у беременной женщины должен расцениваться как ятрогенный, то есть связанный с неправильным оказанием медицинской помощи. Большинство беременных женщин с этим типом П КГД нуждаются в помощи психотерапевта. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, не уверены в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирующей гиперпротекции. Распространено и вынесение конфликта между супругами в сферу взаимодействия с ребенком, обусловливающее противоречивый тип воспитания.
Депрессивный тип ЯАТ^проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях по-добное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции.
Гинекологу, акушеру, психологу всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии и провести со-
212
ответствующий курс лечения. К сожалению, депрессивный тип ПКГД, как и тревожный, нередко формируется у беременной женщины в связи с неосторожными высказываниями, поступками медицинского персонала, что является ятрогенным.
Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД аналогичны тем, что развиваются при тревожном типе, но выражены в большей степени. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние.
Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания. Тип ПКГД отражает, прежде всего, личностные изменения и реакции женщины, то есть те изменения, которые произошли в системе ее отношений.
Описание методики
Тест содержит три блока утверждений, отражающих отношение беременной женщины:
1. К себе беременной (блок А).
2. К формирующейся системе «мать-дитя» (блок Б).
3. К тому, как к ней относятся окружающие (блок В).
В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соответствующий ее состоянию.
Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:
1. Отношение к беременности.
2. Отношение к образу жизни во время беременности.
3. Отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б (отношения женщины к формирующейся системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:
1. Отношение к себе как к матери.
2. Отношение к своему ребенку.
3. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.
Блок В (отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие) представлен следующими разделами:
1. Отношение ко мне беременной мужа.
2. Отношение ко мне беременной родственников и близких.
3. Отношение ко мне беременной посторонних людей.
Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».
213
А 1 1 Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна
2 Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна
3 С тех пор как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении
4 В основном мне приятно сознавать, что я беременна
5 Я очень расстроена тем, что беременна 2 1 Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни
2 Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать
3 Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни
4 Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной
5 Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам 3 1 Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах
2 Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь
3 Я думаю, что во время родов все могу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними
4 Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе
5 Я думаю о родах, как о предстоящем празднике Б 1 1 Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери
2 Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью
3 Я не задумываюсь о предстоящем материнстве
4 Я уверена, что стану прекрасной матерью
5 Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью 2 1 Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним
2 Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю
3 Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать
4 Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю
5 Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого 3 1 Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью
2 Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью
3 Я думаю, что буду кормить ребенка грудью
4 Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью
5 Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью 214
В 1 1 Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка
2 Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка
3 Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне
4 Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне
5 Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка 2 1 Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними
2 Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении
3 Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились
4 Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей
5 Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит 3 1 Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают что я «в положении»
2 Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»
3 Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
4 Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»
5 Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении» Обработка результатов
После выполнения задания необходимо перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру (таблица 11).
Таблица 11 Результаты обследования ТОБ (б) Блоки Разделы О Г Э Т д 1 1 4 2 1 3 5
2 2 3 4 1 5
3 3 1 5 2 4 2 1 5 3 4 1 2
2 1 4 2 3 5
3 3 1 2 5 4 3 1 3 2 1 5 4
2 1 4 2 5 3
3 5 4 3 2 1
--------------и, - Всего 215
В нижней строке таблицы - «Всего» - выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, «Г» - гипогестогнозический, «Э» - эйфорический, «Т» - тревожный, «Д» - депрессивный.
Если в результате тестирования набрано 7-9 баллов, соответствующих одному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.
Если ни по какому типу ПКГД преобладания баллов не наблюдается, нетрудно определить, какие подсистемы ПКГД у женщины нуждаются в коррекции. Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде гистограммы. По вертикали отмечаются избранные баллы, а по горизонтали - типы ПКГТ (рис. 6).

Пример___________________________________________________________________
«Тест отношений беременной» был заполнен будущей матерью. Результаты обследования были занесены в соответствующую таблицу.
Как видно из таблицы и рис. б, наибольшее число выбранных утверждений принадлежат первой графе. На основании этого факта тип ПКГД определяется как преимущественно оптимальный.

216
Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.
Пример
У другой женщины, обратившейся за психологической помощью, было выявлено эйфорическое отношение к своей беременности и тревожное отношение к себе - матери. Полученные в результате применения теста данные приведены в таблице:

Изучив утверждения, выбранные испытуемой, нетрудно установить, что у женщины отмечается эйфорическое отношение к своей беременности, оптимистическое отношение к будущему ребенку, окружающим ее посторонним и близким людям, в то время как повышенная тревога связана с предстоящими обязанностями матери.
На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки и, при необходимости, оказания психологической помощи.
Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД.
Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, однако выраженность их клинических проявлений
217
более значительна, чем у представительниц второй группы. Кроме того, сюда следует включать всех женщин, характеризующихся депрессивным типом ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин уже на ранних этапах развития ребенка, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать психологов на оказание соответствующей помощи. Результаты, полученные при использовании методики, могут быть задействованы непосредственно при оказании психологической помощи, например, в качестве тем психотерапевтической беседы. Таким образом, благодаря обследованию коррекция выявленных отклонений может осуществляться более целенаправленно.
Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. При выявлении выраженных нарушений у беременных женщин им может быть рекомендовано обращение за помощью к психологу или к психотерапевту. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триместрах беременности. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой недостатка грудного молока, послеродовых невротических и психических расстройств.
Тест может быть использован также с целью определения эффективности оказания психологической помощи и курсов дородовой подготовки: в таком случае он проводится до начала курса либо встреч с психологом и после его завершения. Изменения результатов тестирования можно использовать для оценки эффективности данной работы. При этом не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.

Я писала о Материнской доминанте. А сегодня я хочу разобрать один из этапов материнской доминанты, а именно – психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД), который вызывает особый интерес у перинатальных психологов.

И.В. Добряков (врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Научный руководитель секции «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество». Ученый секретарь Российской ассоциации перинатапьной психологии и медицины. Один из основателей и редактор журнала «Перинатальная психология и психология родительства».) выделил 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.

Оптимальный тип ПКГД . Этот тип отмечается у женщин, относятся к своей беременности ответственно и без лишней тревоги воспринимает свое новое состояние. Женщина во время становится на учет в женскую консультацию и выполняет рекомендации врача. Отношения в семье, как правило, гармоничны и беременность желанна обоими супругами. Женщина продолжает вести активный образ жизни, с удовольствием посещает курсы дородовой подготовки.

Гипогестогнозический тип ПКГД часто встречается у женщин увлеченных работой, не закончивших учебу. Зачастую это незапланированная беременность. Юные студентки не желают брать академический отпуск и продолжают жить «небеременной жизнью». Женщины, увлеченные работой, как правило в возрасте около 30 лет, нередко занимают руководящие посты. Как правило, эти женщины не склонны менять свой жизненный уклад и часто у них «не хватает времени» на посещение врачей и выполнение их рекомендаций. Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД часто относятся скептически к курсам подготовки к родам. После рождения малыша, уход за ним, как правило, осуществляют бабушки, няни. Нередко этот тип встречается у многодетных матерей.

Эйфорический тип ПКГД преобладает у женщин, которые долго не могли забеременить, у длительно лечившихся от бесплодия. Также этот тип отмечается у женщин с истерическими чертами личности. Беременность часто становится средством манипуляции мужем, стремлением к изменению отношений с супругом и даже достижения меркантильных целей. При этом явно демонстрируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, а любые недомогания преувеличиваются. Женщины с эйфорическим типом требуют повышенного внимания к себе и незамедлительное исполнение любых прихотей. Они с охотой посещают курсы дородовой подготовки, но не прислушиваются к рекомендациям или выполняют их формально. После рождения ребенка, формируется потворствующее воспитание и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип. У беременной женщины ярко выражен высокий уровень тревоги и это сказывается и на физическом здоровье. Это может быть и вполне оправданная тревога – наличие заболеваний, проблемы в семье, материально-бытовые трудности и т.п). Но чаще всего, женщина либо переоценивает данные проблемы, либо и вовсе не может объяснить причину своей тревоги. Повышенную тревожность обычно не сложно выявить и врачу в женской консультации, так и специалистам на курсах подготовки. Очень часто, к сожалению, действия медицинских работников способствуют повышению тревоги. Женщины с тревожным типом проявляют гиперопеку (чрезмерную заботу о ребенке) и в отношении воспитания чувствуют себя неуверенно. Конфликты между супругами нередко выносятся в сферу воспитания.

Депрессивный тип характеризуется сниженным фоном настроения у беременных. Бывает так, что женщина, которая желала ребенка, теперь не хочет его, сомневается в том, что сможет выносить и родить здорового малыша, боится смерти в родах. Женщины с депрессивным типом часто недовольны своей внешностью и другими изменениями, которые происходят с ней во время беременности. Подобное поведение женщины в некоторых семьях может ухудшить ее отношения с близкими. Специалистам, которые наблюдают женщину во время беременности, очень важно своевременно выявить данную симптоматику и направить женщину к психологу или психотерапевту для оказания необходимой помощи. К сожалению, данный тип, как и тревожный зачастую формируется в связи с неосторожными высказываниями и действиями медицинского персонала. В воспитании может наблюдаться эмоциональная отстраненность и жестокое обращение, а ситуацию усугубляет чувство вины, которая мать нередко испытывает.

Инструкция. Из пяти утверждений женщине нужно выбрать одно, наиболее полно отражающее ее состояние.

Блок А

1) Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна

2) Я не испытываю никаких особых эмоция, связанных с тем, что я беременна

3) С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении

4) В основном мне приятно осознавать, что я беременна

5) Я очень расстроена тем, что я беременна

1) Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни

2) Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала себя кое в чем ограничивать

3) Беременность я не считаю поводом для того, чтобы что-то менять образ жизни

4) Беременность так изменила мой образ жизни, что она стала прекрасной

5) Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам

1) Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах

2) Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь

3) Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними

4) Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в плохом исходе

5) Думаю о родах, как о предстоящем празднике

Блок Б

1) Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери

2) Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью

3) Я не задумываюсь о предстоящем материнстве

4) Я уверена, что стану прекрасной матерью

5) Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью

1) Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю

2) Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю

3) Я постоянно беспокоюсь о состоянии ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать

4) Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю

5) Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого

1) Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью

2) Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью

3) Я думаю, что буду кормить ребенка грудью

4) Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью

5) Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью

Блок В

1) Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка

2) Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка

3) Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне

4) Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне

5) Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка

1) Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними

2) Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении

3) Большинство близких мне людей не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились

4) Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей

5) Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит

1) Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении»

2) Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»

3) Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»

4) мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»

5) Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»

Таблица результатов обследования по «Тесту отношений беременной»

Пожалуйста, оценивая результаты, не забывайте, что это методика предназначена для использования специалистами. Ни мужья, ни сами беременные женщины не могут выступать экспертами. Если Вас что-то насторожило, обратитесь, пожалуйста, к психологу.

Блоки Вопросы Типы поведения беременной
Г Э Т
А I 4 2 1 3 5
II 2 3 4 1 5
III 3 1 5 2 4
Б I 5 3 4 1 2
II 1 4 2 3 5
III 3 1 2 5 4
В I 3 2 1 5 4
II 1 4 2 5 3
III 5 4 3 2 1

Если у Вас возникли вопросы, то Вы можете написать мне и я постараюсь Вам помочь.



error: Контент защищен !!