Самая выгодная модель семейных отношений. Типы семей. Модели негативных семейных взаимоотношений. Модель: свободные отношения

Существует множество моделей семейной жизни, из которых желательно выбрать одну и руководствоваться ею на протяжении всей жизни. Ведь Вам придется решать иногда сложные семейные проблемы, уметь правильно разделять семейный бюджет, планировать покупки и средства на отдых, поэтому подберите для себя роль согласно одной из моделей семьи.

Предлагаем самые распространенные модели семейных отношений:

Главный в семье - мужчина
В такой семье все главные решения принимает мужчина, женщина занимает второстепенную роль. По наезженному стереотипу в такой семье мужчина должен, естественно, зарабатывать больше, чтобы обеспечивать семью, принимать смело решения и добиваться их нормального исполнения. Для жены в данном случае отводится роль домохозяйки. Однако будьте внимательны - Вы можете слишком вжиться в эту роль, что забудете напрочь о себе, своих интересах, чувствах. Для мужчины такая женщина может стать попросту неинтересной, поскольку она становится вполне предсказуемой и примитивной.

Мужчина привыкнет к тому, чтобы воспринимать все ее действия как должное, при этом не испытывая никакой благодарности за создание уюта, поддержание чистоты в доме. Общими темами для разговоров в такой семье может стать обсуждение повышение цен на рынке на продукты или соседских сплетен.

Конечно семейная жизнь с домохозяйкой размеренная и спокойная, но вот только проблема в том, что и интимная жизнь такой женщиной воспринимается как должное. Большим минусом сексуальной жизни такой пары может быть то, что мужчине очень быстро надоест отсутствие какого-то разнообразия, эмоций, страсти. И спустя некоторое время ему захочется уже обратить свой взор на милых кокеток в откровенных платьях и мини-юбках, которые не ставят основной целью своей жизни уборку и ежеминутное смахивание пыли с домашних шкафов.

Сплошной матриархат
Есть женщины, которые не слишком любят возиться с тряпкой в руках целый день или мыть кастрюли, и поэтому они, в большинстве случаев, впадают в другую крайность - мечтают о полном матриархате в семье. По их твердому убеждению, мужчина не сможет ничего сделать без их помощи, опеки, поэтому они контролируют каждый его шаг. Это такая себе «заботливая мамочка», которая думает, что партнеру обязательно нужна ее поддержка и помощь, иначе он обязательно сделает что-то не так.

Женщина преследует лишь только одну цель - завоевать любовь своего мужчины, чтобы он убедился в том, что не сможет обойтись без нее, что она просто незаменима в его жизни. И поэтому, по ее мнению, он ее никогда не бросит.

Но чем больше Вы сюсюкаетесь с мужчиной, тем больше это его раздражает и выводит из себя. Все трепетные чувства убивает эта чрезмерная опека, и прежнее сексуальное желание уже не такое сильное. Поэтому партнер видит только два выхода из сложившейся ситуации - либо привыкнуть к данному поведению своей супруги либо же просто сменить партнершу.

Демократия
Как еще один вариант семейных отношений - демократия в семье. Это значит, что супруги более независимы и в то же время равноправны, у них примерно одинаковый материальный доход. Они принимают решения вместе, при этом учитывая мнения и пожелания второй половинки. Такая модель отношений помогает женщине нести свое высокое призвание «быть Женщиной», при этом не учитывая материальное положение семьи.

Такая женщина очень непредсказуемая, нельзя наперед угадать ее дальнейшие действия, поэтому она не перестает быть интересной для своего мужчины. Она не склонна к абсолютному помешательству на чистоте и «владению» мужем, это женщина с чувством собственного Я, которое должны учитывать и окружающие.

Помните, что при выборе одной модели семьи не нужно руководствоваться принципом «как у всех, так и у меня». Каждая семья - это уникальный и неповторимый союз, со своими правилами и жизненными принципами, поэтому не бойтесь принять патриархальную или матриархальную модель. Ведь главное то, чтобы рядом был надежный и верный мужчина, ради которого Вы с радостью захотите прилагать любые усилия.

Гендерные отношения между супругами

Проявляются в:

1. Дифференциации ролей мужчин и женщин в семье

2. Иерархичности статусов (проблемы доминирования и власти)

3. Особенности общения (модели отношений в семье)

4. Личностных особенностях супругов (социально-психологические качества супругов).

Дифференциация ролей в семье

Распределение ролей в семье задает тип семьи:

1. Традиционные семьи

2. Эгалитарные семьи

3. Семьи промежуточного типа

(от себя: все это схлопывание размерности жизни, сведение к деньгам или чему-то еще, упрощает манипулирование, что ли? Не пойму, отчего такая одержимость подобной хренью)

Экономические причины ролевой дифференциации в семье

Теория ресурсов. Ресурс семьи - свободное время. Домашняя работа требует вложения свободного времени, женщины менее востребованы на рынке труда и обладают большим ресурсом свободного времени.

Новая домашняя экономика. Ресурс семьи - деньги. Мужчина больше зарабатывает, поэтому вы-годно, чтобы именно жена работала дома (и наоборот, если наоборот).

Теория относительной производительности. Важны заработок и карьерное продвижение - произво-дительность на рынке труда выше у мужчины.

Социально-психологические причины ролевой дифференциации в семье

1. Теория половых ролей Т.Парсонса

2. Теория социализации (опыт первичной социализации не позволяет мужчинам выполнять до-машнюю работу)

3. Теории легитимизации поведенческих образцов (доминирование мужчин в обществе транс-лируется на уровень семьи)

4. Символическое значение распределения ролей (семья как модель проявления заботы и стату-са)

Иерархичность статусов

В системе супружеских отношений муж и жена могут занимать:

Равноправные статусы

Неравноправные статусы

Если в паре у одного из супругов выражена ориентация на доминирование, а у другого на подчине-ние, - комплементарные отношения.

Если для обоих супругов характерна ориентация на доминирование или же подчинение - некомпле-ментарные отношения, характеризующиеся конфликтностью в семье.

Позиция доминирования предполагает принятие социальной ответственности за тех, кто подчиня-ется:

Обеспечение безопасности

Координация действий

Определение перспектив и развитие участников семейных отношений

Показатели доминирования в семье

1. Распоряжается деньгами семьи

2. Организует свободное время

3. Решает хозяйственные вопросы

4. Определяет воспитание ребенка

5. Имеет решающее слово при обсуждении важных для семьи вопросов

Модели отношений в семье

В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения находят отражение в двух моделях:


Партнерская модель

Доминантно-зависимая модель

(от себя: мне кажется, если оба принимают зависимо-доминантную модель, то это такое вот парт-нерство)

Партнерская модель отношений в семье

1. Кооперативное использование власти

2. Взаимозаменяемость ролей в семье

3. Конструктивный способ решения конфликтов

4. Уважение и признание ценностей и личных дел другой стороны

5. Восприятие семьи как безопасного убежища

6. Открытость семейной жизни для социума

7. В воспитании - расширение автономности ребенка, признание его права голоса в решении семейных вопросов

Доминантно-зависимая модель семейных отношений

1. Неравное распределение власти

2. Жесткое распределение ролей в семье

3. Деструктивный способ решения конфликтов

4. Отсутствие уважения к личным делам другой стороны

5. Ощущение незащищенности

6. Закрытость семейной жизни для социума

7. Воспитание детей в условиях гиперконтроля и подчиненности

Социально-психологические качества супругов

Самопринятие, самоуважение, адекватная самооценка

Способность учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее

Готовность принять ответственность за себя и за близких

Проявлять участие и оказывать помощь супругу

Гуманистические установки в общении (принятие другого, открытость и уважение другого)

Эгалитарные гендерные установки

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. «СКРЫТЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН».

ШКОЛА как институт социализации, важный для развития гендерной идентичности

В России существует единая школьная система с едиными общими требованиями к знаниям и пове-дению мальчиков и девочек

Однако существуют значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах пове-дения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.

Школа диктует мужские и женские статусные позиции, определяет гендерную идентичность, пси-хологические и личностные особенности мальчиков и девочек посредством "скрытого учебного плана".

Скрытый учебный план

1. Организация работы самого учебного заведения, включая особенности руководства, отноше-ния на работе, гендерную стратификацию профессии учителя.

2. Стиль преподавания и воспитания (и отношения к школьникам разного пола)

Школа - как образовательное учреждение отражает, как правило, гендерную стратификацию обще-ства и культуры - неравный статус у женщин и мужчин.

Учителя и обслуживающий персонал - женщины (90%). администрация (директор) - мужчина.

Предметы в школе ассоциированы с мужскими и женскими профессиями (спорт, физика, математи-ка - учителя мужчины, язык - учителя женщины)

Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов. Учителя в среднем отводят девочкам на 20% времени меньше, чем мальчикам: мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол.

Учителя ожидают от мальчиков большего ожидают и более высоко оценивают их работы.

Различны реакции учителей в ситуациях нарушения дисциплины. Известно, что мальчики создают больше проблем с дисциплиной, чем девочки. Даже в нормальной обстановке учителя чаще делают замечания мальчикам.

Однако замечено, что мелкие нарушения дисциплины, допускаемые девочками, вызывают активное неприятие учителей, в том время как мальчикам такое "сходит с рук".

В одном из американских исследований, 4-5 класс. 90% всех поощрений, предназначенных мальчи-кам - это за успешную интеллектуальную деятельность.

Девочки таких поощрений получили меньше 80%. В то же время негативная обратная связь за не-удачи в интеллектуальной деятельности составила 30% у мальчиков и 75% у девочек.

Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек - отсутстви-ем способностей, неуспех мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий.

В статье Л.Поповой и Н.Орешкиной, проанализировавших в 1995 г. российские учебники для начальной школы, был обнаружено:

в подавляющем числе иллюстраций, рассказов...

В математике мужские образы встречаются в 1,8 раза чаще.

В русском языке 4,2 чаще встречаются женские образы.

Таким образом, уже на начальном этапе исследования в содержании учебников была выявлена ген-дерная асимметрия.

За и против раздельного обучения

За раздельное обучение

1. Позволяет учитывать полнее психологические особенности мальчиков и девочек

2. Снижается роль гендерных стереотипов со стороны учителя к ученикам

3. Снижается страх оценки со стороны противоположного пола

4. Совпадение уровней притязаний и уровней возможностей у учеников

Против раздельного обучения

1. Недостаток общения с противоположным полом

2. Ориентация на гендерные автостереотипы

3. Ограниченность в усвоении совмещении мужских и женских ролей

4. Акцентируется неравенство возможностей в обучении

Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из партнеров занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Частично комплементарные отношения возникают в том случае, если один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере один устанавливается с партнером. В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут появиться на почве первенства или подчинения в семье.

Концепция дублирования родительских свойств предполагает, что человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношения родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Отождествление, идентификация – элементарная психологическая реакция, заключающаяся в том, что индивидуум мысленно приравнивает себя к другому человеку (родителю).

Подчас не замечая, он перенимает способ мышления, идеи и ценности, а самое главное – эмоциональные реакции и внутренние состояния, неосознанно или сознательно старается уподобиться родителю, поэтому одобряет его стандарты поведения и приспосабливается к его оценкам. Личность индивидуума и родителя сливаются. В эту схему включается и роль родителя другого пола: формы родительских отношений становятся эталоном.

В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время может проявлять «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычно это вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернуться на запрограммированный путь.

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым – общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.

Различают также брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Федеральное агентство по образованию

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Факультет менеджмента. Кафедра социально-политических дисциплин

Взаимоотношения супругов в молодой семье

Набережные Челны – 2008


Введение

Заключение

брак семья спор конфликтный


Введение

Приходит время, и у молодых людей – юношей и девушек – возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Ведь человек – все равно, мужчина или женщина, как говорится в одной старинной притче, - это только половина какого-то более совершенного существа. Вторая половина затеряна в мире, и они всю жизнь тянутся друг к другу и стремятся соединиться. Конечно, высказанная мысль – не научное суждение, а поэтический образ. Но в нем заключено рациональное зерно.

Каждый знает, что человеческой природе свойственно чувственное избирательное влечение к лицу противоположного пола, стремление преодолеть одиночество через любовь к своему избраннику, продолжить себя, обрести свое более совершенное «Я» в детях, а значит, обеспечить достойную смену поколений. Следовательно, потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека.

Гармоничный дуэт двух людей, созвучность эмоциональных реакций создаются постепенно. От гармонии и понимания зависит будущее брака, счастливое супружество. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять начальному этапу развития семейных отношений, поскольку именно в этот период налаживается психологическая совместимость. Это фундамент строящегося многоэтажного здания брачных отношений, и от того, насколько он окажется прочным, зависит долговечность всего здания семейной жизни.

Предметом данной работы являются взаимоотношения супругов. Объектом работы является молодая семья в первые годы брачной жизни. Целями данной работы являются изучение специфики отношений между супругами в молодой семье, выявление конфликтов на раннем этапе семейной жизни и методики их предотвращения.


Глава 1. Основы супружеской жизни

Важнейшая социальная функция каждого из нас – это создание семьи и воспроизводство человеческого рода.

Каковы же оправданные мотивы, побуждающие юношу и девушку вступить в брачный союз? Во все времена говорили, что таким мотивом является истинная любовь.

А если взаимность, обоюдная любовь встречающихся невозможны, кого предпочитают избрать в супруги? Этот вопрос был задан 40 респондентам. В итоге получились весьма любопытные ответы (табл. 1).

Таблица 1. Ответы на вопросы об основных мотивах вступления в брак

Как видно, холостые парни не сумели определить своего отношения к основному мотиву вступления в брак, а женатые предпочли бы жениться на любящих их девушках.

Существенная переоценка взглядов произошла у девушек: незамужние мечтают о браке по любви, даже если не пользуются взаимностью, а замужние предпочли бы вступить в брак с человеком, который любит их.

Наше исследование показало, что не только любовь, но и другие мотивы лежат в основе брачного союза (табл. 2).


Таблица 2. Мотивы вступления в брак, %

Таким образом, наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов. Показательно, что у девушек оба мотива, и особенно первый, выражены более явно.

Дальнейшие исследования показали, что из тех опрошенных, кто мотивировал вступление в брак любовью, вполне удовлетворенных брачной жизнью оказалось всего 38%, а из тех, кто вступил в брак на основе общих взглядов и интересов, - 40,4%. Отсюда можно сделать вывод, что поиск в период ухаживания любимого (любимой), с которым обнаруживается общность интересов и потребностей, более надежная основа супружества, чем страстное любовное влечение.

Любовь, оказывается, является существенным основанием для брачного союза, но еще недостаточная гарантия его стабильности. Последнее зависит от собственно брачных ценностей – нравственной и бытовой адаптации, гармонии в интимности и взаимопонимании. Об этом хорошо говорил русский физиолог И. М. Сеченов: «Проходят месяц, год, два, обыкновенно страсть уже потухла в тех счастливых случаях, когда с обеих сторон действительность соответствовала идеалам. Отчего же? Да и на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. В год, в два… яркость страсти исчезла. Любовь, однако, не уничтожилась!!! Эта любовь по привычке – дружба».

Не могут не браться в расчет при вступлении в брак особенности темперамента. И хотя не исключена удача при явно несоответствующих темпераментах, тем не менее, предпочтительнее сочетание более близких по типу нервной деятельности людей. Имеет значение не только каковы характеры и темпераменты, но и как они будут сочетаться. Лучше, если характеры дополняют друг друга. Например, замкнутый, скрытный хорошо уживается с открытым, общительным; порывистый, вспыльчивый – со спокойным и сдержанным; энергичный, тяготеющий к лидерству – с не склонным к инициативе.

Важен и такой физиологический фактор, как соотношение возраста жениха и невесты. Оно должно быть, по мнению ученого К. К. Скробанского, следующим:

Нам представляется, что у вступающих в брак играет ведущую роль в формировании гармонических отношений не только возрастной фактор, сколько психологическая совместимость, умение создать в семье нравственный оптимальный микроклимат.

Первый год супружества – это только первый этап построения большого здания семейной жизни. Вступившие в брак живут в течение этого времени в сфере взаимного эмоционально-полового влечения и удовлетворения. Если фундаментом этого здания является истинная любовь, а не влюбленность или влюбчивость, здание постепенно приобретает устойчивость, над первым этажом надстраиваются новые этажи – духовные, моральные. Внешние толчки в этих случаях оказываются относительно безопасными. Если же этого нет, если здание построено на зыбком фундаменте одного лишь сексуального влечения, которое вскоре рассеивается, как утренняя дымка, малейшие толчки способны превратить созданное гнездо в руины либо в тусклую камеру для тягостного сосуществования двух объединившихся в одно целое людей.

В первые годы жизни в браке присутствует новизна отношений. Молодые супруги лучше узнают друг друга, открывая в супруге новые качества, которые проявились только в семейной жизни. Происходит распределение домашних обязанностей, выявление неожиданных приятных и неприятных привычек. Молодые адаптируются к новой обстановке, отходят от привычек приобретенных ими в разных семьях. Речь идет в первую очередь о налаживании психологической совместимости. Или, используя современную терминологию, о «стыковке» характеров. Одинаковых? Не обязательно, ведь в брак вступают люди с неодинаковыми наследственными задатками, типами нервной системы, воспитанные в разной среде, со свойственным только ей нравственным своеобразным микроклиматом.

«Стыковка» характеров – дело нелегкое и требует времени. По существу, речь идет о взаимном воспитании. Как и любой другой воспитательный процесс, он нуждается в терпеливом к себе отношении, исключении элементов раздражительности, возмущения, заносчивости. Сложный вопрос легче решить, если его обсуждение проводится без безапелляционного заявления, с позиций доброжелательности, если не говорить: «Я на этом настаиваю и будет по-моему», а сказать: «Быть может, я ошибаюсь, давай еще раз все взвесим: что „за“, что „против“.

Опытные воспитатели считают, что, прежде чем сделать замечание мужу, надо мысленно представить себе, что это сосед, добрый, хороший человек. Ему не скажешь: „Леша, бестолковый, зачем дурака валяешь!“. Обращение будет иное: „Алексей, пожалуйста, подумай еще разочек, прежде чем решиться...“. Естественно, что имеет значение не только само содержание обращения или замечания, а интонации голоса – резкая или мягкая, повелительная или просительная.

А как благотворно влияют на взаимоотношения супругов в процессе адаптации вовремя сделанный комплимент, слова благодарности. К сожалению, далеко не все супружеские пары в полной мере оценивают важность проявления взаимных знаков внимания для ускорения процесса адаптации, духовной „стыковки“.

Любовь ускоряет процесс адаптации, а на первых порах способствует уступчивости – своевременному отступлению от позиций, которые занимает один из супругов и яростно их защищает. Уступка – это не слабость, а проявление любви, глубокого уважения и преданности тем идеалам и целям, ради которых был заключен брачный союз. „Любовь, - писал древнеримский поэт О. Назон, - это искусство, которому можно научиться и в котором можно совершенствоваться, познав его законы“. И очевидно, о двух молодых можно сказать, что они стали взрослеть, когда научились беречь и лелеять высокое чувство любви.

Здесь уместно вспомнить совет, который известный психолог Г. Лютце дал своему сыну перед свадьбой: „Будь кроток и ласков к своей невесте и помни, что ни одно злое слово не забывается, но и доброе не остается незамеченным. Питайте доверие друг к другу и не упускайте из виду. Что всякий имеет право быть время от времени не в духе, сам не зная причины, и что в таких случаях необходимо быть терпеливым друг к другу“.

Эти слова, произнесенные почти 100 лет назад, приемлемы и сегодня.

Глава 2. Отношения между супругами в молодой семье

Но вот создается семья, завершается первый и начинается второй год супружеской жизни. Если на первом году супружеской жизни молодых сопровождает угар эмоционально-телесных наслаждений, то на втором начинается некоторое успокоение и дальнейшая психологическая „стыковка“, которая может протекать несколько болезненно. Часто все начинается с самых примитивных размолвок.

Поводы для размолвок чаще всего не носят никакого принципиального характера. К тому же потеря в порыве гнева трезвости мышления не способствует основной цели спора – логически убедить другого супруга в своей правоте. Даже если высказываемые мысли справедливы, форма их передачи в виде выкриков вызывает протест у партнера по спору. Это естественный психофизиологический закон передачи возбуждения от одного человека к другому. Амбициозность усиливает разрыв между позициями каждой из спорящих сторон. В конце концов, резерв доводов, а иногда и оскорблений исчерпывается, накал конфликта начинает постепенно угасать.

Подобная эмоциональная вспышка оставляет как у одного, так и у другого „противника“ тяжелое чувство неудовлетворенности, своей вины в возникновении конфликта. Каждая ссора оставляет пусть небольшой, но неизгладимый след в душе человека. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов, что стрессы оказывают отрицательное влияние на организм любого человека, даже молодого. К тому же частые конфликты способствуют выработке определенного и, безусловно, скверного стереотипа „спускать тормоза“ по любому мало-мальски значимому поводу. Психиатры объясняют это тем, что каждая ссора оставляет в центральной нервной системе довольно прочные связи. Возникающее новое нервное возбуждение пробегает уже по протоптанному пути; развивается, таким образом, автоматизм поведения.

Психологические столкновения создают дисгармонию в различных человеческих отношениях, в том числе и интимных, обусловливают развитие неврастении и других функциональных заболеваний нервной системы, сердца, сосудов. Они, в свою очередь, влекут за собой повышенную возбудимость, раздражительность, бессонницу и многое другое. Это еще в большей степени усиливает накал ссор, наносит громадный ущерб взаимопониманию, гармонии, ранее обусловившей брачный союз.

Естественно, что полностью избежать конфликтов в семье трудно. Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей.

В психологии под конфликтом понимается столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения-коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.

Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного из супругов; супружеская неверность; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т.п.

Респонденты назвали семь основных причин семейных конфликтов:

1. Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность) – 39%;

2. Биологическая несовместимость – 20%;

3. Неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми и т.д. – 13%;

4. Несовместимость интересов и потребностей – 10%;

5. Различие педагогических позиций по отношению к ребенку – 8%;

6. Наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов – 7%;

7. Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми – 3%.

Как известно, очень часто любая конфликтная ситуация сопровождается ссорой между супругами. Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, – одно из самых губительных последствий адаптации молодых супругов и их чувств. Люди обычно говорят: милые бранятся, только тешатся. Но это вовсе не так. Всякая ссора необратима, она накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие супружеские отношения. Ссору обычно раздувают резкими словами, глупыми упреками, несправедливыми обвинениями. Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым и несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать.

Определение характера конфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитию супружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся конфликты рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивные (препятствующие адаптационным процессам). Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

Следует обратить внимание на совместное проживание молодых людей с родителями, которое имеет свои плюсы и минусы. Мы далеки от мысли, что родители сознательно желают зла своим детям. Проблема состоит в том, что они (родители) даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения и, к сожалению, нередко вмешиваются во взаимоотношения молодых. Конечно, многие молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекой родительской семьи. Да и сами родители часто способны не только на словах, но и на деле перестроить свои взаимоотношения со вступившими в брак сыном или дочерью. Очень часто молодые должны быть готовы не только к тому, что им придется привыкать друг к другу, узнавать и открывать друг в друге порой „неожиданные“ качества, но и к тому, что придется адаптироваться и к чужим родителям. Искусство жить в браке предполагает достижение независимости в сочетании с сохранением эмоциональных связей с родственниками.

Немаловажную роль занимают конфликты в молодых семьях с детьми. По мнению респондентов, обострение отношений на этом этапе может быть обусловлено:

1. Неготовностью супружеской пары к появлению детей – 49%;

2. Послеродовой депрессией матери – 11%;

3. Необходимостью снова перестраивать супружеские взаимоотношения, которые только что стабилизировались на предыдущей стадии - 13%;

4. Конфликтами между родственниками – 16%;

5. Бытовыми трудностями – 15%;

6. Дефицитом самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей – 11%;

7. Поступлением ребенка в школу – 9%;

8. Возможностью матери вернуться на работу – 14%;

9. Школьной фобией у ребенка – 8%;

10. Неприятием черт характера ребенка – 10%;

11. Борьбой через поколение в неполных семьях – 7%.

В наши дни многие ученые считают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше чем через 1-2 года после свадьбы. Первые годы брака – самые сложные, это годы „притирки“, адаптации друг к другу. В исследовании молодых семей только 57% парней и 60% девушек согласились с утверждением: „Я почти всегда считаюсь с мнением супруга“. Только 50 % девушек и 76% парней согласились с утверждением: „Я стараюсь спокойно разговаривать с супругом, даже если он не прав“. Ухудшается, и порой весьма чувствительно, материальное положение семьи. Резко возрастают нагрузки молодых женщин. Особенно остро встает проблема справедливого распределения обязанностей. Отношение женщины к мужу часто определяется тем, насколько он может обеспечить семью материально и какую часть домашних хлопот берет на себя.

В наше время молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное „легкое“ отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, в случае, если хоть один из супругов не будет удовлетворен совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод.

Так что же такое развод? Под разводом понимают расторжение законного брака при жизни обоих супругов, предоставляющее им свободу вступления в новый брак. Трудно найти супружескую пару, которая хотя бы паз в жизни не задумывалась о разводе. Бывает, что разводом просто грозит один из супругов, чтобы „припугнуть“ свою „половину“ и изменить ситуацию.

Каковы наиболее распространенные причины и мотивы расторжения молодого брака? Большинство разводов происходит оттого, что супруги не захотели приспосабливаться друг к другу. Главными причинами разводов, по мнению респондентов, являются:

· несовместимость характеров – 82%;

· неумение и нежелание подчинить свои интересы воле другого – 56%;

· невнимательность одного из супругов к другому – 35%.

Одним из часто упоминающихся мотивов развода является несходство характеров. Этот мотив трудно определяемый. Чаще всего он скрывает за собой иные, более глубокие причины семейного разлада. Как правило, к разводу супруги приходят постепенно, накапливая множество взаимных претензий. Неумение строить конструктивное, без ссор общение чаще всего принимается мужем и женой как несходство характеров. В последнее время все чаще говорят и пишут о том, что немало браков распадается из-за отсутствия сексуальной гармонии. Под сексуальной дисгармонией понимают любые недостатки психического, эмоционального и физического соответствия друг другу мужчины и женщины, которые приводят к нарушению гармонии сексуальной жизни партнерской пары. Поэтому сегодня некоторые молодые люди решаются пожить вместе до свадьбы, чтобы „попробовать“ и решить подходят ли они друг другу. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюс состоит в том, что за время совместной жизни молодые люди лучше узнают друг друга. Одно дело, когда они встречаются на „нейтральной территории“ и проводят время в развлечениях или занимаясь любовью, и другое, когда они вместе не только в постели, но и на кухне и в одной квартире. Они учатся налаживать быт и распределять свои обязанности, строить свой совместный бюджет, видят не только положительные качества, но и недостатки друг друга и учатся мириться с ними. Положительным является и то, что обычно молодые люди не сразу решаются завести детей. Многие официальные браки молодых людей губит именно то, что они, только-только поженившись, сразу же обзаводятся ребенком. Контраст между их свободной и обеспеченной жизнью до свадьбы и резким изменением их жизненного стереотипа с появлением ребенка разительный. Плюсом является и то, что есть возможность лучше узнать сексуальные потребности друг друга. А минус состоит в том, что молодые люди видят друг друга без прикрас.Минус также и в том, что в гражданском браке у людей те же проблемы, что и в официальном, – женщина должна вести домашнее хозяйство и настаивать на том, чтобы муж ей помогал. Они имеют возможность увидеть и недостатки характера друг друга. Если в такой семье возникают ссоры и затяжные конфликты, то им легче расстаться, чем супругам, состоящим в официальном браке, а душевная травма, которую они испытывают из-за своего разрыва, не менее глубока и болезненна. Из-за этого может сформироваться отрицательное отношение к браку.

В большинстве случаев к разводу приходят потому, что молодые люди оказались не в состоянии разрешить сложные проблемы семейной жизни. Все остальные причины являются сопутствующими, хотя их подчас ставят на первый план:

· отсутствие квартиры – 68%;

· материальные затруднения – 86%;

· длительная вынужденная разлука – 30%;

· отрицательное влияние третьих лиц (в первую очередь, родителей молодых супругов) – 22%.

Хотя, на самом деле, сопутствующие обстоятельства начинают действовать, если в полной мере проявляется действие главных причин.

Таким образом, в период первичной брачной адаптации (3-5 лет) формируются общие представления супругов о браке и семье. Как правило, это происходит в результате столкновения взглядов мужа и жены на семейную жизнь. Конфликтов молодой семье происходит из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. А все непримиримые и непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково – разводом.

Глава 3. Методика предотвращения конфликтов в молодой семье

На основании предыдущих глав и результатов исследования можно сконструировать методику предотвращения конфликтов в молодой семье. Если конфликты все же возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться конструктивно.

1. Ссориться наедине, без свидетелей;

2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами;

3. Раскрыть свои позитивные и негативные чувства;

4. С готовностью выслушать отзывы о своем поведении;

5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем не сходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас;

6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов;

7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же;

8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению;

9. Уважать себя;

10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место;

11. С самых первых дней семейной жизни понимать, осмысливать и осваивать роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничивать себя, от чего-то привычного отказываться.

1. Извиняться раньше времени;

2. Не надо уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем;

3. Использовать свое интимное знание другого человека для удара ниже пояса и издевательств;

4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы;

5. Симулировать согласие или обиду;

6. Объяснять другому, что он чувствует;

7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого;

8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой;

9. Не опускайтесь;

10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним;

11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым.

Внимательно проанализировав все споры, супруги легко обнаружат, что большинства из них можно было избежать или разумно разрешить, не доводя до столкновения. Поэтому нужно принять во внимание использование стратегии ведения семейного спора.

Первым условием ведения культурного спора двух любящих друг друга супругов должно быть – не добиваться победы. Необходимо помнить: ваша победа – это поражение второго супруга, поражение любимого вами человека. И потом, побежденный – член той же семьи, следовательно, любая победа одного есть поражение всей семьи в целом.

На второе место можно поставить уважение супруга, какая бы вина на нем не была. Даже в минуты, когда одного из супругов душит обида, ревность, злость, надо помнить: ведь это он (или она) еще не давно был самым дорогим для него (нее) человеком.

Наконец, третье важнейшее условие мирного завершения семейной ссоры – не помнить о ней. Специалисты, изучающие психологию семейных отношений, утверждают: чем скорее забывается плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. По их мнению, категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которые уже разобраны. Надо взять за правило: какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступило перемирие, забыть о ней навсегда.


Заключение

Социально-нравственное начало в брачной жизни изменяется на протяжении истории человечества по мере развития общества с присущими ему устоями, моралью. Неизменной, однако, остается всеисцеляющая и всепрощающая основа брака – любовь. Это чувство выступает главным фактором брачно-семейной жизни.

М. Пришвин писал: „Любовь – это неведомая страна, и мы плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем“. Но есть немало подводных рифов, о которые можно разбиться. Так зачем же, отправляя корабль в путь, далекий и долгий (мы ведь всегда надеемся, что супружеский союз будет долгим), полагаться на волю случая? А потому каждого молодого капитана надо снабдить компасом, компасом семейной азбуки, которая поможет преодолеть все рифы и штормы супружеской жизни.

Вступление брака, создание семьи, рождение и воспитание детей – это, на мой взгляд, самый ответственный шаг в жизни каждого человека. Выбор спутника жизни – непростое дело. Без реализации ряда усилий совместная жизнь весьма проблематична. К ним относятся: обоюдная любовь, взаимное уважение и признание равных прав и мужчины, и женщины, осознание ими высокой ответственности друг перед другом, перед будущей семьей, наличие определенной материальной базы и др. Если выбор „второй половины“ продуман и взвешен, то двое любящих вступают в брак.

Вступить в брак – значит перейти на новый этап в своей жизни, этап счастья и понимания, покоя и гармонии, любви и уважения. В этот период все зависит только от двух влюбленных, от супругов. Только в их руках сосредотачивается вся их дальнейшая супружеская жизнь.

Молодая семья является фундаментом строящегося здания брачных отношений. Именно в первые годы семейной жизни молодым супругам необходимо установить оптимальный для себя баланс близости/отдаленности, разделить сферы ответственности, установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Они должны стать относительно независимой от родительского влияния, а родителям необходимо изменить способы общения с детьми после того, как те создали свою собственную семью. Супруги не должны забывать, что внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейную жизнь и семейное счастье меньше, чем супружеские взаимоотношения.

Жизненный опыт показывает, что более устойчивы браки, где нет слишком большой разницы в возрасте супругов, близки их культурные уровни, образование и, что очень важно, представления о жизненных ценностях, о желаемом семейном укладе. Следует знать и самого себя, научиться трезво оценивать собственные достоинства и недостатки, чтобы соотнести их с качествами того, с кем собираешься пройти вместе по жизни.

Наша этика, наш компас апеллирует к таким сложным механизмам самоконтроля, как долг, совесть, ответственность – социальная и нравственность. Истинная любовь и истинный брак, основанный на чистой и взаимной любви, означает ответственность не только перед собой, но и перед любимым человеком.


Список использованной литературы

1. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1998-22с.

2. Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн.2. – М: Политиздат, 1991-527с.

3. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1999-175с.

4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. Пособие для пед. ун-тов. М.: Просвещение, 1991-157с.

5. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова.– Мн.: Попури, Г.К.М., 1996–431с.

7. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 1989.–80с.

8. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. Света, 1999.–286с.

9. Интернет-ресурсы.

Психологи уверены, что наш характер, поведение и манера строить взаимоотношенияцеликом и полностью зависят от того, в каких условиях и атмосфере росли мы сами. Подсознательно, мы копируем модель семьи и распределение ролей в семье, где нас воспитывали. Даже если во взрослом возрасте мы отчаянно пытаемся избежать родительских ошибок, на деле оказывается, что мы выбираем партнеров и воспитываем детей с учетом опыта из прошлого. Рассмотрим, как это действует.



Как детство влияет на нашу жизнь во взрослом возрасте

Доказано, что наши отношения с матерью и отцом не только формируют наши личностные качества, но и влияют на то, какую модель мы выбираем для построения собственной семьи. Известны случаи, когда девушка подсознательно выбирает в мужья человека, обладающего характером и поведением, схожими с теми, что и у ее отца. Та же ситуация и с сыновьями, которые, сами того не подозревая, ищут в будущих супругах черты, присущие его матери. Психологи называют этот феномен теорией ментальных моделей.

Если у нас перед глазами был пример крепких и благополучных отношений родителей, то это способствует нашей уверенности в себе и стремлению образовать прочный семейный союз в будущем. Дети, росшие в любви и заботе, не боятся предательства и одиночества, поскольку получали максимум внимания и положительных эмоций.

Когда же ребенок растет в тревожной атмосфере, он перенимает ряд негативных программ, которые мешают ему чувствовать себя комфортно в романтических отношениях. Такие люди не уверены в своих силах, поступках, мнении и живут с оглядкой на других. Им свойственно недоверие к людям, боязнь разочарования и боли от эмоциональной привязки.

7 стандартных моделей построения семьи

В зависимости от того, в каком климате человек рос, он будет доволен своими семейными отношениями во взрослом возрасте или же наоборот – не удовлетворен. Мы перенимаем не только модель построения семьи из детства, но и эмоции, поведение, мировоззрение и ощущения, присущие тому или ному формату. Различают несколько рабочих моделей супружеских отношений.

1. Модель: ребенок и взрослый

В таком союзе один из супругов занимает позицию несмышленого подростка, который не привык брать на себя ответственность, следовать правилам, выполнять обязанности, самостоятельно принимать решения. Он может позволить себе капризы и легкомыслие, бунт, обиды, нежелание воспринимать действительность.

Другой же супруг вынужден стать единственным взрослым в этих отношениях, взвалив на себя все трудные решения, обязанность обеспечивать семью финансово, оказывать партнеру эмоциональную поддержку, учить его и делиться опытом.

Подобную модель отношений можно наблюдать в неравных браках, когда жена намного старше мужа или же наоборот.

2. Модель: диктатура

В семьях такого типа существует только одна главная личность (супруг или супруга), которая устанавливает правила для всех домочадцев. Именно диктатор диктует, как кому себя вести, что делать, что есть, на что тратить деньги, как одеваться и с кем общаться. Этому авторитету беспрекословно подчиняются все члены семьи. Семейный бюджет также находится в его распоряжении.

3. Модель: спасатель-утопающий

Подобная модель характерна для семей, в которых один из супругов имеет зависимость (от наркотиков, алкоголя, азартных игр, еды). Все семейные ресурсы (финансовые и эмоциональные) направлены на решение проблем, вызванных проблемой зависимого человека. Деньги тратятся на его долги, лечение, особые потребности. Домочадцы объединены одной общей бедой и стремлением спасти несчастного.

4. Модель: садо-мазо

Очень часто в семьях один из супругов намеренно или неосознанно терпит различные виды насилия. Это касается не только женщин, но и мужчин, поскольку насилие имеет различные формы: психологическое, сексуальное, финансовое и пр. Если в детстве один из партнеров видел, как в семье родителей имело место насилие, они могут копировать модель поведения жертвы, выбирая для себя такую роль сознательно. Таких примеров множество: жена гнобит мужа и отбирает все деньги, муж колотит жену за проступки или из-за ревности, супруга удовлетворяет сексуальные потребности мужа даже против своей воли и т.д. Спасти таких жертв невозможно, пока они сами не решатся на такой шаг.

5. Модель: друзья

Со стороны эти семьи выглядят идеально: муж и жена понимают друг друга с полуслова, имеют общие взгляды на жизнь, схожие интересы и увлечения. В этом браке есть все, кроме истинной сексуальной страсти. Таких супругов можно расценивать скорее как брата и сестру, нежели влюбленную пару. Дружеский брак может распасться, как только кто-то из партнеров испытает влечение к другому объекту.

6. Модель: свободные отношения

Нередко супруги живут по строго установленным правилам, когда каждый из них имеет право на свободу, т.е. даже в выборе сексуального партнера. В целом, их союз выглядит как полноценная семья, ведущая совместный быт и воспитывающая детей, но при этом у каждого есть своя жизнь, на которую не в праве посягать партнер.

7. Модель: партнеры

К этой модели осознанно стремятся почти все супружеские пары. В ней оба супруга равноправны и готовы подставить плечо супругу, разделить его ношу и обязанности. Такой союз основан на полном взаимопонимании и уважении, но добиться этого в реальности крайне сложно и удается далеко не всем.

Особенности стилей воспитания детей

Различают несколько основных стилей воспитания детей, основанных на модели взаимоотношений и поведения родителей: авторитарный, демократический, с преобладанием гиперопеки и безразличия.
  • Родители-диктаторы склонны воспитывать своих детей в авторитарном стиле, предусматривающем полное и беспрекословное подчинение. В такой модели родительское слово – закон и не подлежит обсуждению. Желания и мнение самого ребенка в расчет не принимаются. Дети, получившие авторитарное воспитание, вырастают замкнутыми, иногда жестокими, не умеющими ладить с окружающими. Они всегда испытывают огромную потребность в любви.
  • Демократический стиль воспитания делает из ребенка сильную, организованную и самостоятельную личность, поскольку родители с ранних лет считаются с мнением детей, позволяют им принимать решения и требуют нести ответственность за слова и поступки.

  • Неблагоприятной считается стиль воспитания на основе бесконтрольности детей, т.е. полного равнодушия и безразличия со стороны родителей. Часто процесс развития ребенка и становления его как личности выходит из-под контроля, поскольку отсутствует элемент самого воспитания, учения, назидательства. Дети делают, что хотят, а это редко заканчивается чем-то хорошим.
  • Не приносит положительных плодов и гиперопека над ребенком, поскольку он растет в условиях полного контроля, заботы и отстранения от окружающего мира. Пытаясь оградить свое чадо от ошибок и негатива, родители взращивают в нем пассивность, апатию, несостоятельность и асоциальность. Яркий пример – маминькины сынки, которым трудно во взрослой жизни построить свою семью и полноценные отношения.

Видимо, правду говорят, что корень всех наших взрослых проблем кроется в глубоком детстве. Теперь вы можете взглянуть на свои семейные отношения, с учетом знаний о моделях и стилях воспитания. Возможно, это поможет вам скорректировать свое поведение и мировоззрение, а также манеру воспитания собственных детей.



error: Контент защищен !!