Мусульманская свадьба: обычаи и традиции. Процесс бракосочетания (никях)

Слово "ан-никах" в Шариате означает "заключение договора (по-арабски: "акд") между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза".

В каждой нации и народности существуют свои обычаи и традиции проведения свадебной церемонии. Поэтому считаю уместным, описать здесь свадьбу, соответствующую нормам шариата и то, что говорит по этому поводу в хадисах Посланник Аллаха (с.а.с.), о том, чтобы свадьба стала причиной довольства Всевышнего и проявлением покорности и повиновения Ему.

Помолвка и добрачные отношения

Согласно шариату помолвка – это показ мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания. При помолвке определяется мнение попечителя девушки и ее самой: выясняется согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.


С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:
а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел смотреть на свою будущую жену;
б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);



в) пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху не разрешается;
г) жених с невестой не могут общаться и оставаться в одном помещении в уединении.
В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама. Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.

Махр (подарок невесте)

При вступлении в брак супруг выплачивает жене махр (букв. выкуп). Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал, является Сунной, и его уплата установлена законом лишь как подарок для невесты. Если же он не определен в брачном договоре, акт бракосочетания все равно считается действительным.
Следует отметить, что отождествление махра с калымом, который представляет собой выкуп за невесту, выплачиваемый ее семье, ошибочно. Из-за его внешнего сходства с махром, калым, являющийся пережитком древних обычаев, сохранился у многих народов и после принятия Ислама. Махр же принадлежит только жене, и его выплата является обязательным условием для мужа.


Махром может быть любое имущество. Согласно Сунне рекомендуется, чтобы он составлял не менее 34 и не более 1700 граммов серебра. Поэтому, по мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше 34 граммов серебра, жена все-таки должна получить 34 граммов полностью. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его полному отсутствию. С другой стороны, приравнивать этот случай к тому, когда махр совсем не назначается, нельзя, так как иногда может случиться так, что женщина даст мужчине согласие стать его супругой без всякого махра, из одной лишь любви к нему.


Однако имам аль-Бухари (р.а.) приводит следующие слова Пророка (с.а.с.): «Найди, даже если это будет железное кольцо (для махра)».
Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, и это лучше, благоразумнее, нежели остаться без семьи и детей.
Известен такой случай. Пророкс.а.с.) поженил одного из своих сподвижников на одной мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (с.а.с.) спросил о том, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает некоторые суры, и Пророк (с.а.с.) велел ему жениться на этой женщине, отдав ей то, что знает из Корана. Основываясь на этом, ученые вынесли решение, что, поженившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. Все это допускается только в том случае, если женщина будет согласна с таким махром.


Махр фиксируется при обоюдном согласии сторон, независимо от того, каким он является по характеру, размеру и сроку исполнения. Если жених и невеста не могут договориться о махре, то его может определить тот, кто совершает акт бракосочетания. В таком случае махр будет такой, какой определяется женщинами в данном регионе.
Если махр вовсе не упоминался во время брачного договора, то он устанавливается в размере, равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом учитывается возраст, ум, красота, воспитание, целомудрие и непорочность невесты.


Девушке нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение. В хадисе сказано, что лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает легкий махр.


Целью организации свадебных торжеств является объявление людям о предстоящем бракосочетании. Само же объявление состоит из двух частей: подачи свадебного угощения и песнопений в сопровождении бубна.

Свадебное угощение рекомендуется и является желательным. Организовать угощение можно сразу после акта бракосочетания (никяха).
Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых мусульман.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «..устраивай свадебное угощение, хотя бы зарезав барана» (Муслим).

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что если б жених пригласил на свою свадьбу гостей, то для него: «Еда в первый день - обязанность, на второй день - Сунна, а на третий день - добрая слава…» (ат-Тирмизи)

Человек, приглашенный на свадьбу, должен принять приглашение, если для отказа нет уважительных причин. К примеру, если приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушены предписания шариата (спиртное, парные танцы и т.п.), тогда ему не следует идти туда. Однако если ему известно, что в его присутствии нарушений не допустят, он обязан участвовать в торжествах.
Петь и играть в бубны на свадьбе также является Сунной. Однако, каким должно быть пение? Можно петь песни и декламировать стихи, в которых нет слов о распутстве и пошлости.
Можно рассказывать веселые истории, шутить, припоминать о славе и героизме благочестивых предков, также петь песни, призывающие людей к добру. Разрешается танцевать, при этом мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга. Все это должно происходить без принятого ныне приглашения музыкантов и певцов.

Мудрость объявления о бракосочетании окружающим заключается в том, что всем становится известно, что данная пара с этих пор является законными супругами и дать им знать, что нечто, ранее запретное, для каждого из молодоженов стало разрешенным, а также нечто разрешенное - запретным. Ведь, как известно, брачный договор разрешает супругам интимные отношения, а мать невесты становится для жениха запретной (т.е. ему уже никогда нельзя на ней жениться) так же, как и отец жениха для невесты.

Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении необходимо стараться подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поздравлял таким образом:«Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро» (Муслим).

При поздравлении хорошо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, так как, по словам пророка (с.а.с.), подарки увеличивают любовь друг к другу и смягчают сердца.

Несколько слов следует сказать о передаче невесты в дом жениха. Поскольку это очень важный момент в свадебном процессе, каждый из супругов должен соответствующим образом подготовиться к нему. С этого момента жених становится мужем, ответственным за свою семью, а невеста, из капризной девчонки превращается в ответственную жену, благодаря чему каждый из них узнает о том, что им предстоит и какова доверенная им ответственность.


Никах – это принятые в исламе брачные отношения. Традиционно проходит в мечети, для проведения обряда муллу так же зовут домой. Брак в исламе основан на принципах гласности, т.е. тайнобрачие трактуется как распутство. Никах не имеет никакой юридической силы, как правило после него в скором времени проходит регистрация в ЗАГСе. Нельзя находиться в близких отношениях до никаха, так же жить вместе.


Обязательные условия необходимые для заключения никаха:
1. Отсутствие близких родственных связей.
2. Заключенный брак не должен быть ограничен временем.
3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
4. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
5. Публичное соглашение брачного союза.
6. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка со стороны жениха).
7. Присутствие опекуна со стороны невесты (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В идеале должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, мулла должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее.


В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Можно брать одного мужчину и двух женщин – это тоже минимум. Так как две женщины = одному мужчине по голосу. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха они родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой. Свидетели должны быть благочестивыми и справедливыми мусульманами, желательно соблюдающие религиозную практику, быть далекими от распутства и неверия. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Должны так же дать своё согласие на осуществление никаха. И не должны отказывать при возможности в просьбе молодой пары, если это необходимо, т.е. обязаны помогать.

Раньше на никах не давали никакого документа, сейчас же записывают в бланк к себе и молодоженам. Хотя бумага не имеет юридической силы. Туда вносятся полные имена жениха и невесты, свидетелей и так же свадебный подарок невесте от жениха, причем не только факт его наличия, но и его конкретное содержания. Он называется махр. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается имамом (в исламе духовное лицо). Желатеьно, чтобы он не был дешевле 5тысяч (это по нынешним ценам). Чаще всего это золотое украшение, которое невеста всегда должна носить с собой, это её спасёт на первое время в несчастном случае (абсолютно неважно каком), ведь золото-это деньги. Так же в документ заносится любое материальное желание, которое хочет невеста. В настоящее время это может быть что угодно, но стоить это должно не менее 10тысяч (по нынешним расценкам) Хотя все эти расценки они придуманы современностью. Чаще всего просят украшение, машину или квартиру. Вносится дата, до какого числа (года) жених должен его исполнить, чаще всего пишут от даты регистрации 5-10лет. Жених должен дать перед всеми обещание, что он это сделает.


Так же невесты и гости торжества должны быть одеты подобающе, т.е. мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины же в платках, с закрытой шеей, с рукавами до запястьем, с длинной юбкой и на ноги должны быть прикрыты.

Предварительно нужно определиться с числом, это обязательно, т.к. можно попасть на время постов, когда будет проходить ураза. Так же должно заранее оговориться время, т.к. в мечетях в определенный промежуток идёт молитва. Никах читается около часа. Все время молодые и гости молча сидят, потупив взор, и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди мулла объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.


Брак «по-восточному»… Он - как и все, что окружает «дело тонкое» Восток - связан с множеством стереотипов. В представлении одних, мусульманское семейство - это властелин-муж и безропотная, забитая жена. Другим супружеская жизнь на Востоке видится сплошной сказкой из «1000 и 1 ночи». А кто-то пребывает в уверенности, что «у них там гаремы и паранджи». За разъяснением о том, что такое брак по мусульманским канонам и традициям, мы обратились к руководителю аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области, имам-хатыбу Соборной мечети Нижнего Новгорода, ректору Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова ДАМИРУ ВАИСОВИЧУ МУХЕТДИНОВУ.

История любой мусульманской семьи начинается так же, как и история всех без исключения семей: со знакомства. С той лишь разницей, что, по шариату, будущим жениху и невесте познакомиться помогают родители, родственники. От участи засидеться в девках или пополнить ряды холостяков мусульманскую молодежь избавил …сам Пророк Мухаммад. Ему принадлежит высказывание, что всякая спешка от шайтана, но в трех случаях лучше все-таки поторопиться: при захоронении покойника, выплате долга и женитьбе (замужестве) детей, достигших совершеннолетия. Прежде чем начнутся предсвадебные приготовления, происходит килешу или хутба (помолвка). Родители будущих молодоженов назначают дату бракосочетания и договариваются о брачном даре - махре. В классическом шариате нет понятия «калым» (оно появилось позже у тюркских народов), и махр - это подарок жениха невесте. Уточним - подарок обязательный, оговоренный заранее. Он остается у жены, независимо от всех перипетий супружеской жизни. Щедрость дара зависит не от чувств жениха или расчетливости невестиной родни. В решение этого деликатного вопроса вмешиваются предки - если невеста из крепкого, «с корнями», рода «тепле», скупиться не принято. Не удивительно, что, знакомясь с потенциальной супругой, жених сразу же интересуется: «Ты из какой деревни?» (то есть, какого роду-племени).

Для заключения брака, кроме свадебного дара, требуется благословение родителей, присутствие двух свидетелей и, конечно, согласие самих молодых. О «несчастных» восточных невестах, выданных замуж против их воли, говорят люди, не знакомые с мусульманскими традициями. Еще в прежние, несравнимо более патриархальные времена было принято брать «на экспертизу» свадебные слезинки невесты. Горькие на вкус - значит, девушку пытаются выдать за нелюбимого. Современная церемония бракосочетания избавлена от подобной «дегустации». Но в остальном все проходит в соответствии с канонами. А потому главное событие для молодоженов и их родственников - не свадьба, а никах.

Никах для мусульман - это как венчание для христиан. Только проводится обряд не в храме, а в доме невесты. Как правило, выбирают священный для приверженцев ислама день - пятницу. Приглашается имам - он рассказывает о сути никаха и о принципах семейной жизни. По Корану, семья строится на взаимоуважении. Муж обязан содержать и оберегать жену и все свое семейство. Жена, будучи слабым и нуждающимся в защите созданием, подчиняется мужу, при этом ей отводится важная роль хранительницы домашнего очага и воспитательницы детей. Жениху напоминается о том, что Коран призывает к браку с единственной женой. Вообще-то не возбраняется иметь и четырех законных супруг, но при весьма коварном условии: «если будете справедливыми». Это означает, что от главы семейства требуется не только окружить женщин равной заботой, но и уделять им равное количество часов. Потенциальных многоженцев Коран предупреждает: справедливости вам не достичь, а потому довольствуйтесь семейным счастьем с одной супругой.

Следом за разъяснениями о жизни в узах брака (они даются на родном языке молодоженов) имам - уже по-арабски - читает хутбу никах - проповедь на бракосочетание. После этого девушке надлежит ответить: согласилась ли она стать женой …(называется имя жениха). Свое согласие подтверждает и жених. Характерно, что вопрос формулируется в прошедшем времени - ведь к моменту совершения никаха он и она уже приняли решение идти по жизни вместе. Очень важная традиция - общая молитва всех собравшихся о любви молодых друг к другу, о почитании ими родителей и смирении перед Аллахом. Имам преподносит молодоженам подарок от мусульманской общины - Коран. Наступает черед поздравлений. А затем снова молитва - об усопших родственниках. Считается, что и их души в такой день радуются появлению новой семьи.

На Никах в деревнях режут барана, а горожане, не имеющие такой возможности, покупают мясо - непременно халяльное, то есть разрешенное правоверным. Блюда с кусочками мяса, финиками и выпечкой выставляются для гостей и соседей. А новобрачных вечером, после молитвы, отправляют в баню. Исламская культура предписывает благоговейное, трепетное отношение к интимной стороне общения молодоженов. Чтобы привыкание к телу супруга было постепенным, и молодая жена меньше смущалась, ей полагается омывать ноги мужу.

Атмосферой сакральности, по Корану, должна быть проникнута и первая брачная ночь. Священные тексты призывают «не уподобляться голодным птицам, набрасывающимся на еду». Сексуальные отношения мужа и жены, согласно исламской культуре, имеют высокий духовный смысл. Поэтому сначала читается коленопреклоненная молитва «в два ракаата». И потом - тоже молитва. Муж, положив правую руку на голову жены, просит Аллаха благословить семя, что произрастет от их союза, и отогнать шайтана от супругов и их будущего ребенка.

Супругам-мусульманам не принято целовать друг друга прилюдно. Соответственно, «Горько» на свадьбе не кричат. Но весело отпраздновать рождение семьи Коран отнюдь не запрещает. Вот только увлекаться не стоит: Пророк Мухаммад говорил, что если свадьба играется 2-3 дня, это уже исрааф - излишество. Регистрация в ЗАГСе и свадьба планируются, как правило, на следующий день после никаха.

На свадьбе родители осыпают молодых зерном, угощают медом. Готовятся деликатесы из конины, много мучных и сладких блюд. Алкоголь строго запрещен исламом. Раньше неукоснительно соблюдалось правило рассаживать мужчин и женщин в разных комнатах или хотя бы отделять их друг от друга занавеской. На современных свадьбах, как и на никахе, это правило смягчено: разнополые гости сидят в одной комнате, но за разными столами (иногда даже за одним - правда, он оказывается поделенным на мужскую и женскую половинки). Где бы ни игралась свадьба - в семье сельских жителей или уроженцев мегаполиса - не обходится без традиционных песен под гармонь. Тамада - возможный, но не обязательный участник праздника. Некоторые нижегородцы в поисках тамады и артистов предпочитают обращаться в культурный центр «Шатлык». Придя в Соборную мечеть, новобрачные также могут получить совет, какие застольные игры и развлечения вписываются в каноны ислама, а от каких лучше воздержаться.

Своеобразной компенсацией непродолжительной свадьбы является обычай наносить визиты родственникам. К делу подключаются двоюродные и троюродные сестры молодых супругов - если родни много, без составления графика посещений не обойтись. Молодоженов встречают угощениями и подарками. Иногда подобные визиты затягиваются на пару месяцев. Кораном проявление уважительного отношения к близким приветствуется.

Семейная жизнь, по исламской традиции, не означает затворничество и не должна превращаться в серые будни. Жене-мусульманке, конечно, не следует привлекать к себе внимание броскими нарядами и косметикой. Но это - за стенами дома. В доме ей положено блистать и очаровывать. Самый распространенный миф - об угнетенной восточным мужем домохозяйке - опровергается авторитетными источниками. Халиф Умар испытывал неловкость из-за того, что жена стирала его одежды - ведь Аллах не обязывает женщин выполнять всю работу по дому, значит, и мужья не должны допускать зульм (несправедливость). Да и сам Пророк Мухаммад, имея нескольких жен, не считал недостойным себя занятием стирку и приготовление пищи.

В современных мусульманских семьях вопросы быта решаются просто: жена может потребовать нанять помощницу по хозяйству. Не исключена и материальная компенсация за труды. На поощрение от мужа - подарок или деньги - женщина имеет право даже за кормление грудью собственного ребенка. Супруг не возражает. Он ведь уже заплатил, и немало - махр, расходы на свадьбу. За такие деньги получают не домработницу, а ухоженную, сохраняющую привлекательность жену. Обыденность и погружение в «бытовуху» губят семью - это мудрый восточный народ усвоил прочно. Может, это одна из причин того, что в мусульманском мире минимальный процент разводов (и, как следствие, отсутствие демографических проблем). По поводу разводов в исламе сказано так: разрешенное, но нелюбимое Аллахом дело. А посему перейдем к делам гораздо более почитаемым. Это, конечно, все, что связано с рождением и воспитанием детей.

Когда в семье правоверных рождается младенец, имам читает ему на правое ушко молитву - азан. Делать ребенку обрезание можно уже на седьмой день - подобный пример подал Пророк Мухаммад. Обрезание выполняется хирургом и только в медицинском учреждении. Неукоснительно соблюдается акыка - обряд наречения именем, который проводит имам. Отпраздновать имянаречение приглашаются гости. Ребенку накануне, по обычаю, стригут ногти и волосы. Традиция велит зарезать двух баранов, если праздник устраивается в честь мальчика, и одного - если в честь девочки. Имам напоминает родителям о молитвах, которые нужно читать ребенку перед сном. А поскольку младенец восприимчив и очень чувствителен - к взглядам и похвалам в том числе - нужно на каждое проявление внимания к нему отвечать «Маша-Аллах!».

Считается, что учить ребенка молиться нужно с 7-летнего возраста, а с 9-летнего - наказывать, если он делает это нерадиво. Многие благочестивые родители отдают детей в воскресную школу при соборной мечети. Кстати, ее посещают и ребята, матери которых - христианки. Межэтнические браки становятся все более распространенными. По Корану, мусульманину разрешается брак с обладательницами Писания, то есть христианками и иудейками (две из жен Пророка Мухаммада принадлежали к этим конфессиям). Муж не должен требовать от жены-иноверки перейти в ислам. Понятно, что вопрос веры - глубоко личный, тонкий и очень неоднозначный. Духовные наставники практически каждой конфессии предостерегают от категоричности, но отмечают, что для детей лучше, если они воспитываются в одной культуре и одних традициях.

Приводить ребенка в мечеть надлежит отцу. Матери храмом служит дом - она отвечает за создание в нем тепла, гармонии и за воспитание в детях любви к Богу.

Любовь - это и основной закон супружеской жизни. «Заповеданы между вами любовь и милосердие», - сказано в Коране. «Быть милосердными - значит, принимать друг друга, проявлять терпение, прощать», - поясняют в Духовном управлении мусульман. Ну, а такое понятие, как любовь, в объяснении не нуждается…

Дина Квасова
Журнал "Любовь, Дом, Семья"

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Да, конечно.

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).

В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.

Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

Говоря о мусульманском браке, следует вспомнить для начала традиции Ислама. Эта религия очень распространена, и в каждой стране она имеет свои особенности. Поэтому и обряд бракосочетания у мусульман в разных государствах будет отличаться. Например, законы Шариата строго соблюдаются лишь в арабских странах. Но и там они не остались неизменными.

Глобализация коснулась практически всех, поэтому традиции претерпели некоторые изменения, адаптировались к современности. Тем, кто мало знаком с особенностями мусульманского свадебного обряда, кажется, что эта религия ограничивает права женщин. На самом деле, обязанности есть не только у представительниц слабого пола, но и у мужчин.

Священная книга мусульман – Коран – позволяет мужчинам иметь не одну, а одновременно несколько жен. На деле же выходит, что даже одну жену содержать очень дорого. Поэтому далеко не каждый представитель сильного пола женится даже однажды. Чтобы «сыграть» мусульманскую свадьбу, жениху нужно не менее пяти тысяч долларов. При этом подарки для будущей жены и ее родни в эту сумму не входят.

После свадьбы новоиспеченному мужу тоже не следует расслабляться, ведь он обязан будет кормить семью самостоятельно. Жена, если и будет работать, имеет полное право тратить свою зарплату на свои женские прихоти. Эти финансовые обязанности мужчины указываются отдельным пунктом в брачном контракте. Там же написаны и пожелания супруги, к примеру, дорогие подарки каждый год и так далее. Также Закон призывает уважать потребности жены и уважать ее. По вышеописанным причинам в арабских странах многие мужчины долго остаются холостыми. Они любят приударить за иностранными туристками, поскольку те не так строги по отношению к ним.

Как проходит помолвка и сватовство

Сватовство у мусульман представляет собой родительское благословение пары, а также назначение даты бракосочетания. Традиционная мусульманская помолвка предполагает, что различные организационные и финансовые вопросы – дело родственников жениха. Сами же молодые до свадьбы встречаться не должны. Впрочем, в настоящее время им позволяется увидеться накануне торжества, но один раз и обязательно в присутствии близких.

На встрече перед свадьбой прикасаться друг к другу запрещено. Будущая жена надевает на эту встречу очень закрытый наряд, который позволяет увидеть только ее лицо и кисти рук. Это считается достаточным для того, чтобы можно было сложить определенное впечатление о девушке, о ее внешности и о здоровье. Опытные люди действительно могут понять по рукам, чем занимается невеста, как она ухаживает за собой.

Накакуне торжества

Среди мусульманских обрядов и обычаев самым романтичным является аналог европейского девичника. Это – «Ночь хны». Накануне свадьбы все родственницы невесты приходят к ней, наряжают молодую в красивое вышитое платье. Это платье должно быть очень дорогим, нередко этот наряд – реликвия семьи. Лицо девушки прикрывают непрозрачной вуалью. Будущая свекровь дарит своей невестке ковер или ткань из шелка и раскладывает его под ногами невесты. На виновницу торжества сыпят монеты. Это делается для того, чтобы семья была богата и чтобы в ней родились дети.

Подруги и родственницы поют песни для невесты. И, если эти песни доведут ее до слез, это считается хорошим знаком. Плакать перед собственной свадьбой означает будущее счастье в браке. Аналогичный обряд проводится и в доме будущего жениха – там его поздравляют друзья, братья и другие родственники-мужчины. Они дают ему наставления, советы, желают счастья. Жениху расписывают ладони хной, изображая красивый орнамент.

Обряд никах

Свадьбе предшествует еще один обряд, называемый никах. Так называется мусульманское венчание. Чтобы провести его, приглашают муллу. Это человек, знающий законы Корана и чтящий их. Жених, невеста, родители и свидетели идут в мечеть. При этом свидетелями, как правило, являются мужчины или один мужчина и две женщины. Заходя в мечеть, необходимо обязательно покрывать голову. Это касается и мужчин. Женщины же должны, помимо этого, прикрывать все тело.

Венчание у мусульман проводится в присутствии одних лишь мусульман. Невесту должен сопровождать родственник, обычно это отец или брат, но может быть и дядя. Жених вручает подарок своей невесте. Это подарок называется махр, а его размер часто может быть указать в брачном свидетельстве. Свидетельство выдает духовное лицо. Молодые обмениваются кольцами, чаще всего – серебряными.

После этого союз необходимо закрепить и юридически. Для этого новоиспеченные супруги едут в соотвествующее госучреждение – ЗАГС или мэрию. Только после всего вышеперечисленного, через несколько дней, начнется непосредственно свадьба. На нее зовут не только мусульман, а всех друзей и родных, к какой бы вере они не принадлежали. Празднуется рождение новой семьи с большим размахом.

Традиционная одежда для свадьбы

Свадебная мусульманская одежда имеет большое значение на церемонии. Она должна соответствовать всем канонам, даже если проводится мусульманская свадьба в России. Платья для невесты шьют из красивых, дорогих тканей – шелка, атласа или других. Ткань ни в коем случае не должна быть прозрачной. Крой наряда должен предусматривать, что ноги, руки, шея, плечи и грудь будут закрытыми. Также платье не должно плотно обтягивать фигуру. Есть страны, в которых обычаи еще более строгие, например, невеста надевает на свадьбу и перчатки, чтобы скрыть даже кисти своих рук.

Платье для невесты на свадьбу может быть цветным, ярким. Его часто украшают кружевом или золотой нитью. Орнамент на платье — не просто рисунок. Он несет в себе определенный смысл. Обычно это узоры, символизирующие плодородие, благочестие, смиренный нрав девушки. На голову надевают фату либо хиджаб – лицо молодой должно быть прикрыто.

Шариат предписывает, что ни один гость, даже родственник, не должен видеть лица и волос невесты во время свадьбы. Невзирая на такие строгие ограничения, дизайнерам удается создавать великолепные свадебные наряды, которым позавидует даже европейская невеста. Эти платья вместе с аксессуарами иногда даже становятся шедеврами искусства.

Кстати, на выбор кроя и расцветки наряда невесты влияет то, в какой стране проводится свадьба. К примеру, будущая жена в Индонезии надевает блузу и юбку и дополняет их поясом. Все элементы одежды индонезийской невесты имеют яркий цвет, отделку из гипюра, вышивку и прочие украшения. Палестинки обычно надевают красный, пурпурный, розовый либо оранжевый наряд с орнаментом. Встречаются и белые платья.

Одними из самых пестрых являются наряды невест Индии. Они могут иметь насыщенный вишневый, ярко-зеленый и даже золотой цвет. Кроме этого, ансамбль дополняют украшения – броши, диадемы, кольца из золота со вставками из изумрудов или рубинов. Даже обувь индийской невесты может быть расшита драгоценными камнями. Несмотря на то, что образ получается очень пестрым и блестящим, его нельзя назвать дисгармоничным. Наоборот – все прекрасно сочетается между собой.

Празднование свадьбы

Через несколько дней после никаха проводится сама свадьба. На нее приглашают гостей любого вероисповедания. Число гостей может достигать даже тысячи. Стол накрывают по правилам, этот обряд носит название валим. При этом учитываются религиозные особенности. Например, грехом считается распитие спиртных напитков и употребление свинины. Что касается запрета на алкоголь, то современные мусульмане часто не соблюдают его. Это связано с тем, что восточная и европейская культуры тесно сплелись между собой. Но на классической мусульманской свадьбе вино и прочие крепкие напитки не приветствуются.

Также в исламе не принято, чтобы женщины и мужчины веселились вместе. Если организаторы торжества решили соблюсти этот закон, то представителям разных полов предоставляются разные помещения для празднования. А порой даже и свадьба проводится дважды. Один раз – для женщин, второй раз – для мужчин. Сегодня чаще всего такой закон не соблюдается, мужчины и женщины просто садятся за разные столы. Несмотря на такие суровые правила, мусульмане умеют веселиться. На свадьбе звучит много песен, люди танцуют и наслаждаются изобилием превосходных блюд. Мечеть этого не осуждает.

Застолье на мусульманской свадьбе – это настоящий пир. Считается, что богатый стол говорит об уважении к гостям и к семье невесты. Еда на столе очень калорийная и необычайно вкусная. Это и фрукты, и овощи, и мясные блюда, и выпечка, и, конечно, легендарные восточные сладости. Кстати, обычай нарезать торт и раздавать его присутствующим пришел к нам именно с мусульманских стран. Только после свадебного пира муж и жена могут побыть одни.

Ночь после свадьбы

Мусульманские традиция строги, поэтому часто жена на момент первой брачной ночи оказывается невинной. В настоящее время это правило нарушается все чаще. Есть у мусульман и особая культура отношений между мужем и женой. Секс в первую ночь после свадьбы случается не всегда, хотя и приветствуется. Нельзя, чтобы в комнате еще кто-то находился, даже животные. Перед сексом муж прикасается рукой ко лбу жены, прося у Аллаха сделать их союз благодатным.

Европейские представления о традициях и обычаях мусульманской свадьбы часто бывают однобокими и утрированными. Например, многие полагают, что мужья-мусульмане относятся к своим женам плохо, угнетают их. На самом деле, права у каждого из супругов равные, а вот обязанности отличаются. Мусульманский брак является гарантией того, что люди будут вести себя благочестиво и достойно.

В статье свадебный портал Свадьбаголик.ru расскажет вам про мусульманскую свадьбу: ее интересные традиции и обычаи.

Свадьбы у мусульман, которые называются «Никах» с языка урду, празднуются в любое удобное время, т.е. они не придерживаются каких-либо дат.

Обычно мусульманская свадьба начинается в доме, в котором проживает жених или, как альтернатива, в доме, в котором живет невеста. Но надо еще заметить, что в нынешнее время свадьбы проходят в ресторанах , в которых можно устроить банкет и разместить большое количество людей.


Предсвадебные ритуалы

Необходимо заметить, что перед свадьбой влюбленным людям не положено встречаться наедине, и парень может видеть только лишь лицо своей возлюбленной и руки. Никаких контактов по законам между ними не должно происходить и, даже рукопожатия запрещены. Эти жесткие требования диктует исламская мораль.

Влюбленный парень просит согласия на брак у своей возлюбленной девушки, но делает он это не самостоятельно. Он просит старшего своего родственника спросить за него согласия у любой замужней родственницы девушки. Если эти люди приходят к обоюдному согласию, тогда они обговаривают день, в который можно пригласить сватов.


Дальше по обычаю идет «Никах» - это как венчание в церкви у православных христиан, только все действие происходит в доме невесты. В день, который был обговорен заранее, сваты приходят или приезжают в дом невесты со сладостями и подарками. В доме невесты же готовят из зарезанного барана «шорпу». Женщина, которая является родственницей парня, надевает кольцо на безымянный палец невесты. После чего устраиваются смотрины, и вручается выкуп за невесту. В это время на голове невесты надет красный платок.

После этого ритуала никто не сможет помешать свадьбе и дальнейшей семейной жизни. У мусульман возможно многоженство. Но Коран призывает к браку с одной возлюбленной. Но если жен много, то муж обязан проводить равное количество времени с каждой.


Свадьба

Заключение брачного союза происходит в мечети в присутствии имама или муллы и двух свидетелей и человека, который опекает невесту. Мулла, или можно провести аналогию со священником, доносит содержание четвертой суры Корана до присутствующих, говорящей о правах и обязанностях прекрасной невесты в семье и социуме. Также жениха обязывают проговорить денежную сумму, которую он будет выплачивать невесте на протяжении всей ее жизни или во время развода.

Все внимание во время бракосочетания устремлено на Священное писание, и сам процесс лишен каких-либо ритуалов. Потому что этот процесс очень строг и регламентирован.


Когда заключается договор, стороны очень внимательно знакомятся с его условиями. После того как свадьба закончилась, мужу и жене выдается официальный документ, который признается во множестве стран мира. В нем указаны обычно имена жены и мужа и свидетелей, присутствующих на свадьбе. Также в этом документе указывают пожелание невесты, которое носит материальный характер. В нем также указывается срок до которого жених исполнит это желание.

Пышное послесвадебное застолье

Мусульманское застолье можно действительно назвать пиром. Очень богатое и пышное украшение свадебного стола символизирует дань уважения приглашенным гостям и семье невесты. После свадебного торжества молодожены садятся за трапезу на застолье, хотя есть такая традиция, по которой женщины и мужчины сидят в различных комнатах на застолье. Сейчас эта традиция утратила свою актуальность, и сейчас мужчины и женщины сидят за разными столами просто.


Свадебная еда носит очень сытный и питательный характер, ну и естественно на пире присутствуют различные восточные сладости. Большое количество танцев, разнообразной музыки ни в коем случае не осуждаются мечетью.

На свадебный пир приглашаются все друзья и родственники молодоженов. Хотя люди другого вероисповедания в мечеть не допускаются, потому что это считается большим грехом. Они могут присутствовать на банкете. После еды муж и жена получают возможность побыть наедине.

Первая брачная ночь

Мусульманская жена обычно на момент первой брачной ночи является девственницей. Хотя этот обычай соблюдается все реже и реже. У мусульман есть культура интимных отношений:

Сам непосредственно секс в эту волнительную ночь приветствуется, но он не обязателен у мусульман. Еще по Корану не допускается в момент интима присутствие кого-нибудь еще, даже домашних животных. Еще непосредственно перед сексом муж прикасается ко лбу жены и просит у Аллаха сделать его с женой благодатными друг другу.

Наш портал www.сайт. советует вам взять только лучшее из мусульманской морали и традиций чудесного востока. И свадьба получится просто волшебной!



error: Контент защищен !!