Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка. Правша или левша. Простейшие тесты Как узнать левша ты или правша

Проверим кто вы - левша или правша?

А все началось с того, что я неоднократно видела сцену, когда дочка моей подруги кушает левой рукой, но ее мама постоянно делает девочке замечание, чтобы она взяла ложку в «правильную» правую руку. Подобных переобучений в нашей жизни можно найти массу. И когда эта девочка вырастет, то скорее всего, она будет обычной правшой, но даже тогда внутри она может оказаться левшой. Как это может быть? Все дело в человеческом мозге и взаимосвязи левши и правши с работой определенного полушария головного мозга.

Ученные доказали взаимосвязь между работой разных полушарий головного мозга, праворукостью и способом мышления человека. Согласно их изучениям, у праворуких людей - правая рука главная, ею кушают пишут и т.д. А работает левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логику. У тех людей, у которых главной и активной рукой является левая, управляет правое полушарие, которому свойственно руководствование эмоциями, а также образное жизненное восприятие.

Не спорю с тем, что у нормального человека должны работать оба полушария, но какое-то из них в определенные моменты работает чаще. В итоге можно получить человека, который чаще руководствуется логикой (правша) или эмоциями (левша). Иногда у меня такое впечатление, что большая часть мужчин правши, а девушки очень часто потенциальные левши. Это утверждение можно проверить с помощью простого теста.

Для проведения теста вам потребуется помощь любимого, подруги или мамы. Вы должны выполнять простые действия, а ваш помощник следить и анализировать. Анализ приведен ниже тестов, но подглядывать не стоит!

Ваши умения


1.Нужно налить в стакан чаю из чайника и выпить.
2.Постарайтесь прыгнуть как можно дальше с места.
3.Возьмите бутылку с отвинчивающейся пробкой и откройте ее, после чего выпейте немного и закройте ее обратно.
4.Возьмите картошку и почистите ее ножом.
5.Возьмите стакан с водой, бросьте туда бусинку и достаньте ее обратно ложкой.
6.Нарисуйте одной рукой квадрат по клеточкам, а после второй рукой - такой же квадрат.
7.Представьте, что вы боксер на ринге, а теперь поскачите, как боксер.

Ваши таланты


1.Нужно сцепить руки в замок.
2.Определите какой портрет вам больше нравится 1 или 2.



3.Нужно подойти к входной двери и посмотреть в глазок.
4.Нужно взять пять пустых коробочек от спичек, в одну из которых бросить одну спичку. Когда вы отвернетесь, подруга должна перетасовать коробочки, а вы после угадывайте до тех пор, пока не угадаете.
5.Вам нужно разделить сумму денег еще на троих людей. Разложите на столе купюры, раздавая их вымышленным персонажам.
6.Со словами:«Ну и чего ты снова приперся!» скрестите руки на груди.
7.Пусть подруга скажет вам тихо что-то по секрету, а вы ее внимательно послушайте.

Анализируем умения:



1.Чайник и стакан вы берете левой рукой - Л, правой - П, если одно действие делаете одной рукой, а второе другой - А.
2.Если толчковой оказалась левая нога - Л, правая - П. Если делаете 3 попытки и ноги оказываются разными, то А.
3.Какой рукой вы делаете вращательные движения Л или П? Раскручиваете одной, а закручиваете бутылку другой - А.
4.Определяем максимальную подвижность руки. Какая рука двигается более часто Л или П? Если руки двигаются синхронно, помогая друг другу - А.
5.Если стакан стоит на столе, то определяем какой рукой достаем бусину П или Л. Если стакан поднят одной рукой, а ложка в другой руке - А.
6.Определяем быстроту, точность, силу нажатия и как редко отрывается рука от листочка - Л, П или А.
7.Нападающая рука Л или П. Если руки постоянно меняются, то А.

Анализируем таланты:


1.Определяем большой палец правой - П или левой руки - Л находится сверху.
2. 1-П, а 2-Л.
3.Левым глазом смотрите - Л, а правым - П.
4.Вы коробок какой рукой открываете Л или П?
5.Если вы левой рукой держите купюры, а правой их снимаете - П, если левая рука подает правой руке купюры - значит Л.
6.Какое предплечье находится сверху Л или П?
7.Подруга шепчет:«Давай быстрее определимся в этом тесте и пойдем гулять». Каким ухом вы прислушиваетесь Л или П?

Определяем результат:


Ваши умения. Вы можете определить как вы научились пользоваться ресурсами мозга. Подсчитываем какой буквы оказалось большее количество. П - правша, Л - бытовая левша, А - амбидекстр, который способен работать двумя руками. Это самый уникальный вид. Самым известным амбидекстром можно смело назвать Леонардо да Винчи.

Ваши таланты. Определяем какое полушарие головного мозга у вас работает более активно. Подсчитываем какой буквы оказалось больше П - у вас активно левое полушарие, Л - правое полушарие головного мозга.

Комбинация букв


Если составить комбинацию из получившейся буквы теста «Ваши умения» и теста «Ваши таланты», то получим следующие психологические особенности:

Л-Л - Вас можно назвать полноценной левшой, вместе с чем у вас проявляется творческий склад характера, независимое мышление, но немного слабые бытовые навыки. Вам нужна забота, чтобы добиваться успеха.

Л-П - Наиболее редкий вариант, но обладатели этого вида определенно обладают бойцовским характером, а также умением отстоять свою позицию.

П-Л - У человека этого вида хорошее умение приспосабливаться к жизненным ситуациям. Беречь свой внутренний мир от посторонних - это способ выжить в условиях правшей. У таких людей много упорства и здравого смысла, чтобы воплощать в жизнь задуманное.

П-П - Очень надежный и верный человек, на которого всегда можно положиться в трудную минуту, несмотря на кажущееся занудство.

А-Л - Бурный темперамент и яркая личность - основные черты человека этого вида. Среди достоинств - правдивость, которая иногда становится недостатком, а также возможность решения проблем самыми смелыми и радикальными решениями.

А-П - Человек этого вида постоянно занят работой над собой. Быть лучше, сильнее, умнее - основные кредо такого человека. Прямолинейность, упрямство и отличная хватка делают человека А-П трудоголиком, который не умеет расслабляться, но умеет загонять себя новыми идеями и проектами.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Правша или левша? Этот вопрос волнует всех родителей, чей ребенок только-только научился держать в руках погремушку или есть с ложки. Как определить, какая рука является ведущей у малыша?

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Как определить ведущую сторону?

Проблема адаптации левшей решалась бы гораздо проще, если бы существовали методы для выявления леворуких детей в самом раннем возрасте. Вот только до 3 лет каждый ребенок – амбидекстер по своей природе. Ему одинаково удобно делать привычные вещи как левой, так и правой рукой. Такое явление связано с особенностями развития головного мозга и никакой специальной коррекции в этом возрасте не требует.

Попытаться узнать, правша или левша ваш ребенок, можно и в более раннем возрасте. Вот только любой тест, проведенный у малыша младше 3 лет, не может быть основанием для окончательного «диагноза». Однозначно определить ведущую руку можно после 4-5 лет. В этом возрасте связи между полушариями головного мозга и телом ребенка формируются окончательно, и выяснить, правша или левша ваш малыш, не составит особого труда.

Тест для определения ведущей руки у младенца достаточно прост. Известно, что в возрасте около 3 месяцев исчезают основные рефлексы неврожденных. Исчезновение рефлексов происходит в разное время с правой и левой стороны. Ребенок, который в будущем станет левшой, быстрее теряет эти рефлексы именно на левой стороне. Наблюдая за своим малышом, вы уже в возрасте 3-4 месяцев точно сможете сказать, какая рука будет у него ведущей спустя несколько лет.

Каждый тест рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно достаточно точно определить, левша или правша ваш ребенок. Проверить малыша можно в домашних условиях, не отвлекаясь от игры или общения. Проходя тест, ребенок должен будет выполнить простые задания, а его родители – отследить, какой рукой малыш делает те или иные вещи. По преобладанию той или иной руки можно вычислить, какая из них является ведущей у вашего ребенка.

Тест для дошкольников:

  • разрезать бумагу ножницами;
  • стереть ластиком рисунок;
  • нанизать бусины на нитку;
  • разложить карточки на столе;
  • перелить воду из одной емкости в другую;
  • взять стакан в руки;
  • открыть и закрыть замок;
  • намотать нитку на катушку;
  • достать книгу с полки;
  • толкнуть рукой мяч;
  • позвонить в колокольчик;
  • почистить зубы;
  • достать мелкий предмет ложкой из стакана;
  • открыть бутылку с завинчивающейся крышкой.

Есть тест и для детей постарше.

  • Попросите ребенка переплести пальцы в замок. Левша оставит сверху большой палец левой руки, а правша – правой.
  • Предложите ребенку похлопать в ладоши. Ведущая рука окажется сверху.
  • Попросите ребенка скрестить руки перед собой. Ведущая рука снова будет лежать сверху.

Тест для ребенка может быть выбран любой. Можно использовать сразу несколько заданий, позволяющих определить ведущую руку у вашего малыша. Выбирая то или иное упражнение, стоит отдавать предпочтение незнакомым для ребенка действиям. Все дело в том, что когда родители обучают малыша держать кружку, ложку или карандаш, они вкладывают предмет в правую руку. Таким образом родители, сами того не желая, переучивают своего маленького левшу. Тест же предполагает, что ребенок будет делать задания неосознанно. Выполняя непривычное для него действие, малыш сам того не замечая отдаст приоритет ведущей руке и тем самым даст понять, левша он или правша.

Проводите тесты с ребенком один на один в спокойной и доброжелательной обстановке.

Важный момент: проходя тест, ребенок должен иметь одинаковый доступ ко всем предметам с левой и правой стороны. Кружки, карандаши, нитки – все это должно находиться на одинаковом расстоянии от обеих рук. В противном случае малыш потянется туда, куда ему ближе, и тест будет пройден неправильно.

Любой тест проводится с ребенком в виде игры. Не стоит акцентировать внимание малыша на том, что вы его тестируете. Пусть все задания выполняются легко и непринужденно. Если малыш не настроен на игру, стоит отложить проведение теста до следующего раза.

Ваш ребенок – левша

Что делать, если ваш малыш оказался леворуким? В прежние времена считалось, что от подобного состояния нужно обязательно избавляться. Левшей переучивали, создавая маленькому человечку множество проблем. Современные педиатры и психологи не разделяют эту точку зрения. Специалисты считают, что левша – это вариант нормы. Нет никакого смысла переучивать ребенка и ломать его истинную природу в угоду социальным нормам прошлого столетия.

Узнав о том, что ваш малыш – левша, не спешите его переучивать. Даже привыкнув все делать правой рукой, ребенок будет тратить на это гораздо больше сил и времени, чем его сверстники. У переученных левшей по-прежнему доминирует правая половина мозга, и все действия проходят через правое полушарие. В результате большие ресурсы организма тратятся на то, чтобы выполнить простое действие. Не по той ли причине левши, следующие своей природе, зачастую обгоняют в развитии своих переученных сверстников?

Доминирование левой руки, несомненно, может создавать определенные сложности в адаптации ребенка к окружающему миру. Все устройства на этой планете, начиная от простейших бытовых приборов и заканчивая сложной техникой, рассчитаны на правшей. Ели ваш малыш – левша, ему придется привыкать жить в не слишком комфортных для себя условиях. К счастью, сейчас для леворуких людей создано множество вещей, существенно упрощающих жизнь в мире правшей. Стоит ли переучивать ребенка, если можно создать вполне удобные условия для его существования?

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Нельзя выбрать, кем будет ваш ребёнок – правшой или левшой. По мере взросления дети сами определяются с тем, какой рукой им удобнее совершать различные действия. Когда это произойдёт, уже можно будет судить о том, праворукий или леворукий у вас ребёнок. Некоторые дети могут делать все дела одинаково хорошо обеими руками – таких называют амбидекстрами. И небольшая группа детей использует попеременно то правую, то левую руку для разной деятельности.

Что такое ведущая рука

Доминирование одной руки означает, что человек предпочитает выполнять этой рукой задания, включающие как крупную, так и мелкую моторику. Сюда относятся письмо, вырезание ножницами, игра с мячом.

Нельзя сказать, что человек выбирает доминирующую руку, потому что на самом деле это происходит неосознанно ещё в детстве. Какая рука окажется ведущей, зависит от наследственных факторов и особенностей работы мозга каждого конкретного человека.

Можно ли переучить левшу

Не рекомендуется пытаться переучить ребёнка писать и рисовать другой рукой – в этом нет никакой необходимости. Также не волнуйтесь, если малыш попеременно пользуется то правой, то левой рукой, и пока не может определиться, какой рукой ему удобнее выполнять все действия. Позвольте делу идти своим чередом, а если это вас сильно беспокоит, то поговорите с компетентным психологом или педиатром.
В давние времена бытовал варварский обычай переучивать левшей на правшей. Те, кто это пережил, с содроганием вспоминают то время. К сожалению, всего 20-30 лет назад наука не обладала такими обширными знаниями о работе мозга, и феномен леворукости виделся как нарушение, отклонение, которое необходимо устранить. Но на самом деле леворукость – это не причина, а следствие определённого порядка нейронных связей в головном мозге. Переучивание нарушает сложившийся порядок и всегда становится стрессом. К тому же, в процессе ребёнок нередко переносит унижения: за ним пристально следят, наказывают, если он в задумчивости взял карандаш «запретной» рукой, его стыдят.

Всё это не проходит бесследно для психики маленького человека. Часто наблюдаются признаки сильного стресса: ребёнок становится раздражительным, замкнутым, теряет аппетит, может даже начать мочиться в постель. Стоит ли сомнительное преимущество праворукости таких жертв?

Многие учителя пытаются переучивать левшей, потому что им удобнее, когда все дети в классе всё делают одинаково. Левшу надо сажать на определённое место, ему надо по-другому класть тетрадь и держать ручку при письме.
С почерком у левшей тоже приходится работать дольше. Эти дети часто режутся ножницами на уроках труда. Учителей отчасти можно понять: никому не хочется делать дополнительную работу. Однако здесь речь идёт не просто о привычке школьника, а об особенностях его головного мозга. Современная наука однозначно утверждает, что переучивать леворуких детей нет никакой необходимости, и это даже вредно. Поэтому учителям стоит посвятить один-два вечера изучению материалов по теме, зато в классе будет на одного счастливого ребёнка меньше. Кто знает, возможно, со временем этот ученик проявит себя на олимпиадах конкурсах, ведь правое полушарие мозга, задействованное при письме левой рукой, отвечает также за креативность и нешаблонное мышление.

Когда у ребёнка начинает доминировать правая или левая рука

Некоторые дети довольно рано начинают отдавать предпочтение одной руке. Вы можете заметить, что ваш сын или дочь пользуется намного чаще правой или левой рукой даже в таком раннем возрасте, как 7-9 месяцев. Однако помните, что всё ещё может поменяться.
В большинстве случаев ведущая рука проявляется у детей в возрасте 1,5-2 лет, хотя некоторые дети не могут «определиться» до 6-летнего возраста. Это могут подтвердить школьные учителя: они хоть раз, да замечали, что кто-то из учеников попеременно пишет то правой, то левой рукой. У малой доли детей это явление сохранится на всю жизнь, и они пополнят ряды амбидекстров.

Любопытный факт: среди близнецов в примерно 20% парах один будет леворуким, а другой – праворуким.

4 варианта доминирования правой или левой руки


Две руки – одно общее дело

Хотя большинство дел мы делаем ведущей рукой, есть задачи, для решения которых требуются две руки. Это называется двусторонняя координация, и она играет значимую роль при выполнении многих дел. Например, мы задействуем обе руки, когда печатаем на клавиатуре, играем на фортепиано или гитаре, ведём автомобиль. Есть мнение, что такие занятия развивают мозг, улучшают память и логику.

Часто родители, замечая, что кроха тянется к погремушке левой рукой, огорчаются: «Левша растёт!» Однако поводов для огорчения нет никаких. Просто такова особенность маленького человека, и задача мамы и папы – отнестись с уважением и безусловной любовью к своему чаду. Тогда ребёнок сможет уверенно познавать мир и жить в гармонии с самим собой.

Пробуя самостоятельно брать игрушки. Если он это делает чаще левой рукой – это не сигнал к беспокойству. Важно понять, левша ребёнок или правша, чтобы не нужно было заниматься переучиванием. Быть левшой совсем не плохо, возможно, малыш станет вундеркиндом.

Если чадо левша – не стоит исправлять это. Таким образом выражается исключительность функционирования мозга. Левое полушарие головного мозга является регулятором деятельности правой стороны тела, правое полушарие – за левую. Доминантность одной стороны над другой определяет левша ребёнок или правша.

На первых порах достаточно сложно понять это по той причине, что кроха одинаково владеет обеими руками. Это обстоятельство абсолютно нормальное. Это знак того, что оба полушария по-разному развиваются. Со временем это придёт в равновесие.

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого . Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.


1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.


Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!



error: Контент защищен !!