Тема масленица во второй младшей группе. Конспект НОД во второй младшей группе «Здравствуй, Масленица! Рисование «Испеки блин на сковороде»

Интегрированное занятие-развлечение «Масленица» во второй младшей группе.

Цели: Познакомить детей с народным праздником Масленица. Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты. Упражнять в словообразовании. Развивать глазомер, мелкую и общую моторику. Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование: Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов. Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине. Цветные карандаши. Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой. Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации. Шарф для завязывания глаз, колокольчик. Аудиозаписи: народные, П.Чайковский - Времена года, Февраль: Масленица.

Предварительная работа: Разучивание считалки «Едет масленица дорогая», разучивание песни «Блины», изготовление чучела (с помощью родителей).

Ход мероприятия: Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин» Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины. Рисование «Испеки блин на сковороде» Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин).

«Второй блин»

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»

Постарайтесь бросить снежок точно в крепость. Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.

«Третий блин»

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Аппликация «Солнышко»

Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.

Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».

«Четвертый блин»

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Динамическая пауза «Перезвон»

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.

Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, Да на саночках расписных, Да на кониках вороных, Живет масленица семь деньков, Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют: Дили-динь, дили-дон! Ах, откуда этот звон? Били-бим, били-бом! Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины – просто объеденье! Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем. Почитает весь народ Масленицу нашу. Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно: На тарелке он один - называем просто... (блин). Много испекли их мы - тогда назовем... (блины). Испекли для дочек - назовем... (блиночек). Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок). Огромный, как домище - назовем... (блинище).

«Шестой блин»

Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы - «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

Дегустация блинов под музыку.

Валентина Викторовна Маклагина
Конспект занятия для второй младшей группы «Масленица»

Цель : Познакомить детей с народным праздником - Масленица .

Задачи :

«Познание»

Развивать познавательную активность.

«Коммуникация»

Учить понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; вступать в контакт с окружающими.

«Чтение художественной литературы»

Учить детей воспринимать небольшие по объему потешки; эмоционально откликаться на эти произведения.

«Социализация»

Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа; способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений.

«Труд»

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить детей строить постройку сообща.

«Музыка»

Учить детей двигаться ритмично; выполнять движения по показу воспитателя. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

«Художественное творчество»

Учить детей раскрашивать контурный рисунок; правильно держать карандаш, регулировать нажим.

«Физическая культура»

Развивать двигательную активность. Способствовать снятию эмоционального напряжения.

«Здоровье»

Упражнять детей в бросании в горизонтальную цель; развивать глазомер, ловкость, координацию движений. Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа :

Оформление выставки в книжном уголке : «Мои любимые праздники» .

Рассматривание иллюстраций к данным праздникам.

Чтение русских народных пословиц и поговорок.

Разучивание :

Русских народных потешек;

Игрового упражнения «Целься вернее» ;

Физ. минутки «Где же наши ручки?» ;

Хороводной игры «Ровным кругом» ;

Пальчиковой гимнастики «Солнышко» .

Материал к занятию :

Презентация «Масленица » .

Карандаши желтого цвета и листы бумаги в форме черной сковороды с белым кругом внутри.

Крупный набор строителя, «снежки» .

Подарки для дарения.

Музыкальный центр.

Диск с записью русской народной музыки.

Подготовка : Красиво убранный стол в русском народном стиле с самоваром и блинами.

Организация : Дети сидят на стульях полукругом перед экраном.

Ход занятия:

В о с п и т а т е л ь : Здравствуйте, ребята!

Д е т и : Здравствуйте, Валентина Викторовна.

В о с п и т а т е л ь : Я рада видеть вас в нашей творческой гостиной. Сегодня наша гостиная выглядит необычно : самовар, блины… (Слайд 1.) Все это не случайно. Встреча наша называется «Широкая Масленица » . Сегодня я хотела бы вас познакомить с историей и традициями празднования русского народного праздника – Масленицы . Этот праздник появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Во время Масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко. Вот и я приготовила для вас блины. (Слайд 2.) Давайте посчитаем, сколько их…

Д е т и : Всего 7 блинов.

В о с п и т а т е л ь : Правильно. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя . Каждый блинчик нам расскажет про свой день и свою забаву вам предложит. Хотите?

Д е т и : Да!

В о с п и т а т е л ь : Тогда внимательно смотрим на экран…

Слайд 3. «Первый блин» .

В о с п и т а т е л ь : Начинается празднование в первый день недели – понедельник. Его называют «встреча» . В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины. Вот и наш повар, ребята, вылила сегодня на сковородку блинное тесто, а вот до готовности довести его не успела. Поможем ей?

Д е т и : Да!

В о с п и т а т е л ь : Тогда слушайте внимательно задание : нужно раскрасить блинчик так, чтобы он стал похож на готовый. Из белого превратился в желтый. Задание понятно?

Д е т и : Да…

В о с п и т а т е л ь : Тогда тихонько присаживаемся за столы. А перед тем, как вы начнете работать, предлагаю вам немножко размять свои пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Солнышко» .

Утро красное пришло,

Солнце ясное взошло.

Стали лучики светить,

Малых деток веселить. (Пальчики разгибаются по одному.)

Прилетели тучки,

Спрятались лучики. (Пальчики прячутся в кулачок.)

РИСОВАНИЕ «Блинчик» .

Организация

Слайд 4. «Второй блин » .

В о с п и т а т е л ь : Вторник называют «заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Вот и я предлагаю нам соорудить свою крепость. Справимся?

Д е т и : Да…

В о с п и т а т е л ь : Тогда слушайте внимательно задание : нужно из предложенных материалов (крупный строитель) соорудить одну крепость. Всем вместе. Задание понятно?

Д е т и : Да.

В о с п и т а т е л ь : Тогда начинаем наше строительство.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Крепость» .

Организация : После того, как крепость будет построена, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей и предлагает ребятам проверить, кто же из них окажется самым метким. Раздает ребятам «снежки» .

В о с п и т а т е л ь : Постарайтесь бросить «снежок» точно в крепость… (Все ребята становятся на одинаковом расстоянии от постройки.)

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Целься вернее» .

Организация : После того, как все ребята выполнят задание, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей и ребята снова усаживаются на стульях полукругом перед экраном.

Слайд 5. «Третий блин» .

В о с п и т а т е л ь : Среда называется «лакомка» . В этот день приходят в гости на блины. А вы, ребята, знаете, что самый обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами?

Д е т и : Да.

В о с п и т а т е л ь : Проверим?

Д е т и : Да!

В о с п и т а т е л ь : Слушайте внимательно. Подсказывайте старательно.

РЕЧЕВАЯ ИГРА «Блины» .

На тарелке он один – называем просто… (блин)

Много испекли их мы – тогда зовем мы их… (блины)

Испекли его для дочки – назовем его… (блиночек)

Будет есть его сынок – назовем тогда… (блинок)

Организация : После того, как все слова угаданы, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей и предлагает ребятам поиграть в одну интересную игру.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Ровным кругом» .

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря :

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение , которое показывает воспитатель.

Организация : После того, как игра повторилась несколько раз , воспитатель хвалит особенно отличившихся детей и ребята снова усаживаются на стульях полукругом перед экраном.

Слайд 6. «Четвертый блин» .

В о с п и т а т е л ь : Четверг – «разгул» , самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать – значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам. А теперь, ребята, я хочу проверить, какие вы внимательные. Выходите ко мне, на коврик.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Где же наши ручки?»

В о с п и т а т е л ь : «Где же наши ручки?»

Д е т и : «За спинкой.» (Дети прячут руки за спину. И дальше движения по тексту.)

В о с п и т а т е л ь : «Где же наши ручки?»

Д е т и : «На поясе.»

В о с п и т а т е л ь : «Где же наши ручки?»

Д е т и : «На плечиках.»

В о с п и т а т е л ь : «Где же наши ручки?»

Д е т и : «На коленях.»

В о с п и т а т е л ь : «Где же наши ручки?»

Д е т и : «На голове.»

Организация : После того, как игра была проведена, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей и ребята снова усаживаются на стульях полукругом перед экраном.

Слайд 7. «Пятый блин» .

В о с п и т а т е л ь : Пятница – «вечерки» . Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

потешку :

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем .

Почитает весь народ Масленицу нашу .

Веселее не найдешь праздника и краше!

Слайд 8. «Шестой блин» .

В о с п и т а т е л ь : Суббота – «посиделки» . Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Я знаю, что вы тоже приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите свой приготовленный подарок тому, кто сидит с вами рядышком. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок. Сумеем?

Д е т и : Да!

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Вручи подарок» .

Организация : После того, как все ребята обменялись подарками, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей и ребята снова усаживаются на стульях полукругом перед экраном.

Слайд 9. «Седьмой блин» .

В о с п и т а т е л ь : Последний день Масленицы – «проводы» . Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощенное воскресенье» . Ведь последний день недели – воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили. За ошибки. За все то, что могло обидеть человека. Воспитатель выразительно читает детям потешку :

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица , угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

В о с п и т а т е л ь : А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные , просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица – объедуха .

Воспитатель выразительно читает детям потешку :

Веселей играй, гармошка,

Масленица , не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Организация : После того, как каждый ребенок вымыл руки с мылом, тщательно вытер их полотенцем и повесил его на свое место, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей и просит ребят присаживаться за красиво убранный стол в русском народном стиле. С самоваром и блинами.

ДЕГУСТАЦИЯ БЛИНОВ (под русскую народную музыку) .

Конспект занятия по теме: «Масленица»

Цели и задачи:

1. Познакомить с праздником Масленицей.

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

4. Активизировать активный словарь.

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.

6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

7. Приобщать детей к русской истории.

8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед: Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Логопед: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Логопед: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Логопед: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Логопед: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Логопед: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: «Весна, весна красная»

Весна, весна красная водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким останавливаются, руки

Поднимают вверх, встают на

С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки

Логопед: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »

Игра: «Что за чем, и перед чем? »

Логопед: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Логопед: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,

Сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем

Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый

Два – поймаем, «ловят» снежок

Три – уроним «роняют» снежок

И сломаем! топчут снежок ногами.

Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Логопед: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Логопед: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Интегрированное занятие-развлечение для младших и средних групп детского сада, тема: «Масленица»

Цели:

Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.
Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты.
Упражнять в словообразовании.
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование:

Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.
Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине.
Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой.
Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации.
Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Аудиозаписи: народные, П.Чайковский - Времена года, Февраль: Масленица.

Предварительная работа:

Дети подготавливают и приносят для своего соседа по парте маленькие подарочки: яблоко, ручку, заколку, блокнот, мыльные пузыри и т.п.
Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»

Ход занятия:

Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин»

Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Рисование «Испеки блин на сковороде»

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.

Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

«Второй блин»

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»

Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.

«Третий блин»

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Аппликация «Солнышко»

Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.

Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».

«Четвертый блин»

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам,
петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Динамическая пауза «Перезвон»

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.

Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем... (блины).
Испекли для дочек - назовем... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок).
Огромный, как домище - назовем... (блинище).

«Шестой блин»

Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Дидактическое упражнение «Вручи подарок»

Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу по парте. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.

Посмотрите, как мы с Галиной Владимировной (помощник воспитателя) обменяемся подарочками:
- Галина Владимировна, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое! Светлана Алексеевна, мне очень приятно и вам вручить этот скромный подарок, примите его пожалуйста.
- Благодарю вас, мне очень приятно получить от вас подарок.

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

Дегустация блинов под музыку.



error: Контент защищен !!