Нужно ли критиковать? Как научиться критиковать людей, чтобы они на вас не обижались? После этого вставляем критику

Критика – это сильное оружие. Полезно им пользоваться осторожно.

Все люди любят критиковать. Но не все это умеют делать. Статья о том, как грамотно критиковать людей, чтобы и они не обиделись, и вы получили должный результат.

Техника критики: «Хороше-критика-хорошее»

Схема такая: сначала вы говорите что-то хорошее, после этого критикуете и обязательно даете рекомендации к исправлению. Завершаете чем-то хорошим. Сокращенно схема выглядит так: «ХОРОШЕЕ-КРИТИКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ-ХОРОШЕЕ».

Так можно критиковать и детей, и взрослых.

Сначала приведу пример, как указать на ошибки ребенка.

Критикуем грамотно.

1. Начинаем с хорошего. Хвалим.

«Милый ребенок! Я тебя люблю! И мне радостно, что ты учишься самостоятельно ремонтировать квартиру».

2. После этого вставляем критику

«Но то, что ты не убрал после себя мусор и сломал инструменты – это меня огорчает».

«Давай сейчас вместе закончим начатое, – говорите вы. – Я тебе покажу, как это сделать лучше. Поломанный инструмент ты купишь завтра». Закончить нужно похвалой: «Я рад, что ты учишься новому. У тебя все получится! Я горжусь тобой!»

4. Хвалим

Дважды хвалим.


Критикуем грамотно

Мы дважды хвалим, и это гасит негативное воздействие критики. В первый раз, – в начале критики, второй – в конце критики.

После этого дети не будут бояться стремиться к новым навыкам.

Так же можно критиковать и взрослых.

Например: «Дорогой! Я всегда восхищаюсь твоей изобретательностью! Кран, который ты чинил, течет уже неделю. Сделай его, пожалуйста, сегодня. Я уверена, что ты придумаешь, как это сделать. У меня самый замечательный муж!»

Критиковать окружающих, наверное, не стоит. Даже советы давать глупо, потому что их все равно никто не будет слушать.

Но если вы начнете с похвалы слушать вас будут. И только после этого можно дать совет .

На совет полезно спросить разрешение: «Хотите услышать мой совет? Хотите, я дам дельную рекомендацию?» Но не обольщайтесь, советы никто не обязан выполнять.

Ошибайтесь вместе!

После выхода прошлой статьи, мне написала одна женщина и спросила рекомендацию, как развить уверенность у дочери, чтобы она не боялась ошибаться. Я порекомендовал ей ошибаться вместе с нею в каком-то совместном деле.

Полезно показывать детям, что вы тоже экспериментируете, тоже совершаете ошибки и спокойно признаете их. Тогда дети будут еще больше экспериментировать. Например, начните рисовать что-то вместе, на одном листе. При этом нарисуйте не совсем правильный домик, непропорциональные деревья, людей. Дети тоже будут смелее проявлять свое творчество.

По поводу ошибок и пользы от намеренных ошибок читайте:

Решение проблем – это такой же навык, как приготовление еды или вождение автомобиля. Чем чаще вы сосредотачиваетесь на решении сложных дел, тем больше вариантов решений к Вам приходит.

Каждый раз вы учитесь быстрее находить выход из сложнейших ситуаций. Спустя время, многие задачки, которые оцениваются окружающими, как проблемы, покажутся вам простыми. Вас будут просить другие люди помочь решить их проблемы, предлагая любые вознаграждения.

В детстве часто оберегают детей от трудностей. За них решают проблемы бабушки и мамы. Человек вырастает, а неумение остается. Опыт самостоятельного решения трудных задач крайне необходим.

Чем больше его – тем увереннее в себе человек. Накапливать такой опыт нужно с детства. Но этот опыт невозможно получить без совершения ошибок.
Вот мы и вернулись к теме статей прошлых выпусков. Ошибайтесь на здоровье!

  • Хотите грамотно покритиковать дважды похвалите .
  • Прежде чем дать совет, скажите что-то человеку приятное, и он согласится выслушать Ваш совет.
  • Ошибайтесь вместе с детьми, чтобы развить в них уверенность .

С уважением, Болсунов Олег.

/ Критика / Критикуем правильно / Критикуем грамотно / Как правильно критиковать /


Очень часто критика может стать отличным мотиватором, но только если она является конструктивной и правильно преподнесенной. В противном случае ваши собеседники могут оскорбиться. Как же критиковать людей, но при этом не обижать их?

Начните с похвалы

Гораздо проще выслушать что-то негативное после того, когда вас похвалили за то, что вы сделали хорошо. Будьте искренни в своей честной оценке другого человека и проделанной им работы, чтобы смягчить удар, а также избегайте того, чтобы выглядеть так, словно вы его отчитываете. Постарайтесь не использовать слово «но» сразу после похвалы, а вместо этого используйте слово «и». Например: «Мы действительно гордимся тем, что ты смог улучшить свои оценки, и, если ты и дальше будешь стараться, ты сможешь исправить оценку и по алгебре».

Не делаете критику личной

Критикуйте за работу или поведение, в которых вы хотели бы увидеть изменения, а не личность или личные качества. Критикуйте так, чтобы не критиковать непосредственно самого человека, а также помните о трудностях, с которыми он мог столкнуться. Объясните, почему ему будет полезно изменить свое поведение. Например: «Я знаю, наш график очень плотный, но постарайся придерживаться его, чтобы не сделать следующую неделю еще более трудной».

Будьте конкретны

Общие комментарии никто не будет воспринимать всерьез, поэтому гораздо более эффективно делать критику конструктивной и конкретной. Например: «Я хочу увидеть больше графиков и изображений в твоих презентациях». Или: «Эту комнату можно использовать как офис, если ты в ней наведешь порядок». Таким образом, человек будет знать, как и что именно сделать, чтобы улучшить свой результат.

Будьте добры

Когда вы хотите высказать конструктивную критику, спросите себя о том, как можно преподнести свои комментарии максимально позитивно. Люди с трудом воспринимают критику, поэтому постарайтесь не выглядеть жестким и бесцеремонным. Если у вас не получается это сделать, подумайте о том, в какой форме вы хотели бы сами получать критику. В конце концов, самое главное - это уважение.

Подайте пример

Если вы хотите, чтобы ваш сотрудник, друг или ребенок сделал что-то определенным образом, вам стоит самостоятельно подать пример. Дейл Карнеги, автор известной книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», отмечал, что эффективный способ исправить ошибки других людей - это привлечь внимание к этим ошибкам косвенно. Например, вы можете сказать: «Позволь мне показать тебе, как я организовал свое офисное пространство. Это помогло мне стать более продуктивным».

Сначала критикуйте собственное поведение

Расскажите историю о собственных ошибках, чтобы создать связь с человеком, которого вы хотите конструктивно критиковать. Например: «Когда я был студентом, мне было очень трудно укладываться в срок с заданиями. Но я начал отмечать свои задания в календаре, и моя производительность на самом деле улучшилась». Так вы не просто говорите с другим человеком свысока, а предлагаете решение, основывающееся на вашем собственном жизненном опыте.

Задавайте вопросы, а не отдавайте приказы

Используйте такие фразы, как «можешь задуматься об этом», «думаешь, это сработает?» или «что думаешь об этом?». Выскажите предложение, но при этом дайте другому человеку возможность принимать самостоятельные решения. Это поможет ему научиться на собственных ошибках. Более того, если вы задаете вопросы, это стимулирует креативное мышление на тему проблемы и поможет найти лучшее решение.

Выберите правильное время

Постарайтесь не критиковать других людей в присутствии их родственников, коллег и друзей. Также вам стоит постараться не критиковать за то, что произошло только что. Выберите время, когда другой человек не будет ощущать всплеск эмоций, чтобы вы смогли предложить ему свою конструктивную критику в личной беседе.

Давно надо было написать этот мануал. И я буквально весь последний год собиралась, каждый раз, когда встречала фразы вроде:

  • «ну вы же это написали, значит, должны быть готовы к критике»,
  • «вы неадекватно воспринимаете критику»
  • «вы обижаетесь на заслуженную критику»
  • «вас, видимо, нельзя критиковать, а можно только хвалить»
  • «я просто даю вам обратную связь»
  • «я вам помочь хочу, а вы!»
  • «это интернет, детка»

Люди! Большое вам спасибо, что вы такие неравнодушные. Это невероятно круто, когда кому-то настолько тревожно за других, что он не жалеет времени и знаний на комментарии и критику. Это очень ценно, и это, правда, важно. Берегите, пожалуйста, в себе это неравнодушие.

Только вот насчёт того, что вышесказанное - именно критика, вас кто-то жестоко обманул. То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат - ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим.

Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться и которая действительно очень нужна, в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.

Давайте же поговорим про критику, про то, как делать хорошо и как, по возможности, не делать плохо - и попробуем изменить наш мир к лучшему.

Что такое критика?

Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения.

Иллюстрации: © Alicja Ludwichowska F3.livejournal.com

Какая у критики цель? Как ни странно, но - помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие. Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции «плечом к плечу».

Человеку русской культуры с предыдущим абзацем обычно хочется не просто поспорить, а разнести его в пух и прах, потому что в голове он никак не укладывается. И у этого есть причины: дело в том, уважаемые читатели, что мы с вами выросли в очень жёстких условиях, в которых пряников было мало, а кнутов - гораздо больше, чем хотелось бы. Я имею в виду даже не столько семьи (хотя и их тоже), а условия в целом, ту среду, которая нас окружает много лет. Для этой среды типично массовое «недержание негативного аффекта», то есть, абсолютная нормальность публичных реакций любой степени жёсткости на всё подряд, без оценки - уместны ли они, адекватны ли они.

У этого, в свою очередь, тоже есть причины:

  • плохие границы в масштабе нескольких поколений;
  • неумение контейнировать собственный аффект и дискомфорт;
  • жертвенность, готовность терпеть, и в то же время - агрессивность и жестокость (тоже в масштабе поколений);
  • собственный Внутренний Критик гигантских размеров;
  • мощные, многослойные рационализации (в плане обоснований, зачем всё это нужно - например, чтобы не зазнаваться, вырасти человеком, самивиноваты и т. д.);
  • и другие не очень приятные процессы, как коллективные, так и индивидуальные.

По результатам всех этих процессов, а также личных неприятных историй, которые случаются с людьми, у нас с вами в головах формируется некий свод правил и установок. В числе их и правила/установки, касающиеся критики. Например, если вы погуглите слово «критика» (на русском языке), то выдача будет почти полностью состоять из текстов о деструктивной критике - про обвинения, недовольство, претензии и злость. Именно так в нашей культуре воспринимается это слово и это явление.

К сожалению, в основном все эти наши типичные представления - перекошенные и искажённые, почти полностью или полностью не совпадающие с реальным пониманием критики и её целями. Я уверена, что это можно и нужно исправлять, в первую очередь в себе самих. В том числе, писать мануалы и инструкции и делиться опытом, который поможет тем, кто хочет научиться критиковать иначе.

Тем, кто учиться не хочет, а хочет продолжать делать как удобно, я предлагаю прямо с этого места закрыть страницу, потому что помочь вам не смогу. А с теми, кто остался, давайте рассмотрим две наиболее распространённые ошибки, которые делают люди нашей с вами ментальности в процессе критики.

Выдают своё мнение без запроса

Идею ответа только по запросу (на всё, что угодно) человеку нашей ментальности тоже крайне трудно осознать. Галочки «по умолчанию» выставлены у нас в головах так, что любое проявление любого человека в окружающую среду автоматически означает, что каждый мимо проходящий имеет неоспоримое право эти проявления оценить, осудить, что-то про них сказать, как-то отреагировать в меру своих сил и ума. И рассчитывать, что его послушают (а ещё лучше, если примут к сведению и поблагодарят). Также по умолчанию стоит галочка «обидеться, рассердиться и высказаться, если не захотели слушать (принимать, благодарить)».

ПОЧТИ НИКОГДА НЕ УДАЁТСЯ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЁ НАОБОРОТ. Я и сейчас не уверена, что у меня получится докричаться. Но, видите, пробую. Ещё жива надежда.

Люди! Если в окружающую среду не было запроса на ваши реакции, то никакого позыва «покритиковать» у вас просто не должно возникать. И уж тем более, не должно возникать обиды на то, что кому-то неинтересно ваше мнение и вы как его источник. У вас могут возникать чувства, мысли и реакции в ответ на любой стимул. Но они - только ваши, и вам с ними иметь дело. Если же у них почему-то сразу есть вектор в сторону обратной связи источнику стимула, то это нездоровая фигня, сразу по многим пунктам. Работайте с нездоровыми фигнями, пожалуйста, а не бейтесь ими об других почём зря. От битья не пройдёт.

Люди считают критикой всё, что угодно, кроме неё

Основная причина, как я уже упоминала - это жёсткая среда, в которой мы выросли, и связанные с нею искажения восприятия. Вследствие искажений мы принимаем за критику просто всё негативное подряд - как в свой адрес, так и от себя.

Тут я уже хочу приводить примеры, потому что с ними сразу понятно, что имеется в виду.

1. Неуместные Я-сообщения

Примеры: Мне не нравится, мне не помогло, мне никакой информации не несёт, ко мне неприменимо, я не такой и т. д.

Почему это не критика: Вы делитесь какой-то своей эмоцией или мыслью: например, нарушенными ожиданиями, досадой о потраченном времени, инсайтом, информацией о себе и пр. Но человеку в 95% случаев это не нужно, неинтересно и бесполезно, потому что это - о вас, а не о нём, и не о его творении. Получается немного похоже на анекдот - «Пришёл сказать, чтоб на меня не рассчитывали».

Тут есть одно исключение: если вы - очень типичный представитель аудитории, на которую всё это рассчитано - то ваши эмоции важны, их нужно учитывать. К сожалению, 9 из 10 «критикующих» и в этом плане не представляют интереса, что, конечно, бывает обидно, ведь о себе-то поговорить хочется.

Чаще всего, недоумение: а вы вообще кто? Но может и переживать, и терять мотивацию, если ему важно нравиться всем.

Добавить, почему вы считаете, что информация именно о ваших эмоциях и реакции может быть важна. Если такое добавить невозможно - не говорить ничего.

2. Примитивная негативная оценка

Примеры: Плохо, ужасно, бессмыслица какая-то, бред, чушь, отстой, ну и фигня, да это полная ерунда, и т. д.

Почему это не критика: Примитивная - означает, простая, самого первого уровня без напрягов. Никакой пользы от этой оценки нет, потому что она субъективна и слишком проста, а значит, не может быть «включена в статистику» и не может быть платформой для улучшений (ничего же не уточнено). Здесь тоже действует вышеописанное исключение: если вы - очень типичный представитель аудитории, либо, например, начальник критикуемого - то ваше мнение важно. Как несложно догадаться, большинство «критикующих» не относятся ни туда, ни сюда, но рады оценить всё вокруг, не слишком при этом утруждаясь.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Обиду, равнодушие, усталость - в зависимости от чувствительности к примитивным оценкам.

Как превратить в правильную критику: Усложнить (для этого придётся напрячься и отрефлексировать свои ощущения, понять, чем именно они вызваны). Объяснить, почему ваши впечатления важны (например, вы - ЦА). Если ваши впечатления нипочему не важны, а просто вас распирает - не говорить ничего.

3. Переход на личности

Примеры: Все личные оскорбления, обвинения, упоминания любых сведений из личной истории объекта «критики», отсылки к характеру объекта, оценка его реакции на всё это и пр.

Почему это не критика: И снова нужно сказать, что этот пункт - ключевое отличие русскоязычного пространства (к сожалению). «Позор хреновому огороднику» как результат вопроса про рояль, помните? Вот, ровно это. Мы вообще не умеем рассматривать событие, мнение или продукт в отрыве от личности создателя. Нам искренне кажется, что всё связано, а значит, у нас есть право обсуждать личность, как будто именно она выставлена на оценку. Кроме того, очень часто переход на личность используется как основание обнулить или основательно обесценить то, что человек сделал, либо укусить его побольнее, найдя уязвимые места. Личность никто поменять не может и тем более не все хотят это делать, так зачем вообще её приплетать?

Вспомнила типичный пример - обвинения феминисток в травмированности как причине их позиции, будто бы иметь травмирующий опыт - это что-то стыдное и дискредитирующее саму позицию. Феминизм в отрыве от личностей феминисток обсуждать может очень мало кто.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Диапазон широкий, в зависимости от бэкграунда: удивление, растерянность, раздражение, злость, стыд, бессилие (себя поменять нельзя, а значит - останешься мишенью, так что, возможно, лучше ничего не делать).

Как превратить в правильную критику: Очень трудно, но можно. Убрать вообще личность подальше, и рассматривать продукт или процесс в отрыве от неё. Если совсем не получается - представить, что это сделал ваш ближайший друг или подруга, т. е. все прежние связи с личностью, которые вас царапают, перестали работать. Потом проверить, есть ли всё ещё желание что-то сказать.

4. Агрессия

Примеры: Прямая агрессия - оскорбления, хамство, непрямая - саркастические и язвительные замечания, пассивная агрессия - ну теперь-то уж что и т. д.

Почему это не критика: Тут всё просто. Агрессивный выброс под видом критики - это попытка отреагировать свою злость, зависть, дискомфорт и другие эмоции через нападение на объект. Эмоции может вызывать как сам человек, так и его творение. Также эмоции могут не иметь отношения ни к чему «критикуемому». Легко догадаться, что никакому улучшению и помощи агрессия не способствует, а вот что она хорошо делает - так это вызывает здоровое желание защититься или напасть в ответ.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от того, насколько он может отделять себя от того, что «критикуют». Если хорошо отделяет - будет чувствовать сожаление, раздражение, удивление. Если плохо - будет чувствовать, что его атакуют, уходить в защиту и демотивироваться.

Как превратить в правильную критику: Остановиться и вернуться на шаг назад. Попробовать понять, в каком месте вы разозлились, и какой вклад в эту злость внесла ваша личная жизненная история (или история взаимоотношений с этим жанром, человеком, отраслью). Если место найдено, оформить фидбек в формате «В этот момент… я почувствовал/а злость, потому что… Мне кажется, вам/тебе важно это знать, потому что…». Если место не найдено, оставить всех в покое и разбираться дальше только с собой, т. к. отслеживать случайные триггеры агрессии - в ваших прямых интересах.

5. Гиперэкспертные выступления

Примеры: Непрошеные инструкции и лекции как надо, театральные упрёки в недостатках, намёки, завуалированные под вопросы, фамильярность, снисходительность, поучительные интонации, попытки применять манипуляции и «дрессировку» (отрицательное и положительное подкрепление).

Почему это не критика: Сначала уточню, что для меня слово «экспертность» не несёт отрицательного значения. Все мы в чём-то эксперты, и часто делимся своими знаниями друг с другом, без какой бы то ни было иерархии. Речь в этом пункте именно об избыточности. Гиперэкспертность - это приятное почёсывание вашего ЧСВ, потому что сама такая «критика» акцентирует, что вы знаете всё гораздо лучше. В некоторых случаях это ещё и попытка поконкурировать или подоминировать (т. е. содержит в себе агрессию). Ваше сообщение вполне может включать ценные комментарии (эксперты бывают и настоящие), но всё, преподнесённое в такой форме, до цели не долетит, потому что любой человек мгновенно отвлечётся на обложку. Кроме случаев, когда он буддист, пожалуй.

Как пример хочется привести привычную (и в большинстве случаев ненужную) позицию гиперэкспертности у мужчин по отношению к женщинам. По любым вопросам. Это даже имеет своё название - менсплейнинг.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от выраженности его нарциссической части. Если она выражена сильно, то он будет уязвлён, возможно ранен, так как почувствует себя хуже вас и ощутит стыд. Если выражена слабо - не заметит, посмеётся или будет раздражён.

Как превратить в правильную критику: Оставить всю содержательную часть как есть. Отрефлексировать свои истинные мотивы, пригладить раздутое Эго и полностью убрать излишек экспертности. Если это сложно, то представьте, что вы делаете совместный проект с коллегой, и за результат отвечаете и переживаете оба (а вот докладывать выпало ему).

6. Требование идеальности

Примеры: Использованы не те слова, цвет неправильный, надо было по-другому, вот эта мелочь всё портит, ну разве так можно, вы всё неправильно делаете, вы не учли того-то, слишком эмоционально, и всё прочее из серии «не так стоишь, не так свистишь».

Почему это не критика: Обычно это перфекционизм зрителя. Придирки, как правило, идут к конкретным мелким вещам, которые настолько вопиюще «неправильны», что перфекционисту становится почти физически плохо. Поэтому их исправление кажется важнее, чем сам главный объект, и акценты смещаются. Фактически, это требование идеальности, причём идеальности с точки зрения конкретного постороннего человека. Для того, чтобы её достичь, другому человеку нужно жить в вашей голове и знать, как надо было сделать по-вашему. Зачем это ему? Чаще всего, низачем, ведь не факт, что по-вашему лучше. Хотя поранить подобными претензиями можно - у нас невероятно нарциссичный мир, где фантазиями об идеальных продуктах, и неумением поддерживать себя в ошибках - отравлены многие.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от выраженности его нарциссической, а также - обсессивной части (страшные слова!). Если они выражены сильно, то он от вас «заразится» и будет чувствовать, что всё пропало, потому что идеальность не достигнута и он вам не угодил. Если выражены слабо - не будет задет. Возможно, попробует даже вас успокоить, потому что смотреть на мучения перфекциониста довольно тяжело.

Как превратить в правильную критику: С перфекционизмом очень трудно бороться, потому что основа у него болезненная: когда-то что-то было сделано недостаточно хорошо, и последствия стоили слишком дорого. Этот капкан может потом срабатывать всю вашу жизнь, но другие люди, конечно, ни при чём. Так что для критики лучше оформить это как Я-сообщения: «Я чувствую, что очень важно поменять тут. и тут… Потому что…». Правда, мы тут должны помнить о п. 1 - нужны ли другому человеку какие-то сведения о вас и о том, как именно нужно по-вашему сделать? Также помогает честно ответить себе на вопрос, правда смогли бы вы, такой умный, сделать то, что сделал другой, лучше? А в тот же срок? Обычный ответ - «нет», хотя бы потому, что продукт другого человека - вот он, а у вас пока только спазмы от его неидеальности. Тогда, возможно, лучше не говорить ничего.

7. Обесценивание

Примеры: Зачем это вообще нужно, делать вам нефиг, а в советское время без этого жили и ничего, это бессмысленно, вот же вы сколько времени потратили зря, и т. д.

Почему это не критика: О, это главный бич всех критикуемых, потому что сообщение, которое содержится в обесценивающей фразе - это «на самом деле ты ничего не сделал». Трудно придумать нечто более разрушительное. Это не может быть критикой по определению, так как обнуляет само пространство для критики. Почему хочется обнулять чужие результаты - большой вопрос: иногда это бывает искреннее мнение «лучше бы этого не было», иногда это замаскированная агрессия, иногда - конкуренция и т. д. В подавляющем большинстве случаев это ещё и явная неправда, потому что если бы результат ничего не стоил на самом деле, нечего было бы и обнулять. Поэтому люди, использующие обесценивание, попадают в собственную ловушку - так как энергия, затраченная ими, явно говорит об уровне значимости объекта «критики» для них.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Обесценивание - нарциссическая защита. Если у человека, которого вы критикуете, есть выраженная нарциссическая часть, то он либо заразится (то есть начнёт переживать собственную ничтожность), либо поранится.

Как превратить в правильную критику: Этот пункт - никак. Лучше всего ничего не говорить, а разбираться, почему вас так тянет превратить что-то в ноль и куснуть чужое Эго.

8. Требование контейнирования

Контейнирование - это способность перерабатывать эмоции без подавления, своего рода переваривание, которое позволяет сделать их переносимыми.

Примеры: «Громкие» (по мощности) сообщения о своих чувствах и ощущениях с детализацией («меня сейчас стошнит»), упрёки в возникновении этих чувств, представление себя вашей жертвой, демонстрация «ранений» и проблем, возникших из-за вас, невнятные выкрики («аааа оооы фрррр ай-яй-яй капец!») и т. д.

Почему это не критика: Уточню, что я не имею в виду реальные отношения, где кто-то травмирован, а только виды человеческих реакций на обычные, простые вещи, которые не должны ранить. Активное требование контейнирования, при отсутствии отношений - это просто-напросто попытка потушить об другого человека свою горящую жопу, поскольку либо 1) есть убеждённость, что именно он виноват в возгорании и должен помогать тушить, либо 2) хочется его наказать за свой дискомфорт от жжения (с которым не хочется иметь дело самостоятельно). Механизм работает вне зависимости от истинных причин возгорания, которые могут быть (и чаще всего, являются) глубоко личными. Как говорит моя коллега Полина Гавердовская, где прихватило - там и нагадил, ладно, если успел штаны снять. Любопытно, что часто «жертвы» тратят на этот пункт столько энергии, сколько не у каждого из нас есть (и это один из признаков того, что беспокоиться за них не стоит).

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Некоторые люди чувствуют недоумение, потому что, фактически, в них почему-то чем-то левым тычут, и требуют что-то с этим сделать. Другие (гиперответственные, или склонные к чувству вины) могут индуцироваться и всерьёз начинать контейнировать.

Как превратить в правильную критику: Убрать оттенок требования и оформить в виде «отчёта об ошибке»: «у меня появилось чувство, что… Возможно, так чувствую не я один/одна и если это не было вашей целью, то примите к сведению». Полезно ещё бывает для себя разобраться, почему у вас есть потребность или желание нести свои чувства кому-то другому. Если это повышенная ранимость и неумение обходиться с дискомфортом - то всё-таки, это не проблемы окружающих, и нужно это учитывать.

9. Далеко идущие выводы

Примеры: Теперь всё пропало; вы так сделали потому что…; это дискредитирует всю идею; всё это неспроста; а также - литературные приёмы типа гиперболизации, псевдологических выкладок и т. д.

Почему это не критика: Потому что это личные размышления, как правило, глубоко субъективные (хотя люди, согласные с ними, могут и группироваться). Со стороны чаще всего напоминает паранойю, сбой в мышлении либо теорию всемирного заговора, потому что доказать свой вывод автор обычно не может. Точнее, он-то считает, что может, но запутывается в ногах и падает. Никакому улучшению такие выкрики по определению не могут способствовать - всё происходит у «критикана» в голове, так что вы тут бессильны.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Раздражение, злость, недоумение, равнодушие - в зависимости от чувствительности к реакциям других. Устойчивых людей можно даже этим рассмешить

Как превратить в правильную критику: Если вы склонны к такому, пробуйте перед тем, как выдавать суждение наружу, подвергнуть его самокритике, найти «слабое звено» в своих рассуждениях. Хороший приём для этого - представьте, что вам надо опровергнуть вашу же позицию, какие аргументы вы используете? Часто после этого внутреннего спора оказывается, что говорить-то и нечего, так как бесспорное оказалось спорным. Если всё же осталось, что говорить, подайте это как мысль и посоветуйтесь «Мне почему-то кажется, что… А вы как думаете?».

Как надо критиковать

Устали? Ничего, скоро уже конец. Мы с вами рассмотрели, как не надо критиковать, и почему. Теперь давайте перейдём к самому важному - как НАДО критиковать. Как оформить ваши замечания так, чтобы не ранить, не демотивировать, не оскорбить, а поддержать и стимулировать.

Признаки хорошей критики:

  • она исходит из позиции «плечом к плечу с автором»;
  • она уважительна, то есть, принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
  • она мотивирует на изменения;
  • она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
  • она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое Эго, чтобы донести свою мысль.

Правильная критики поэтапно:

  • Начните с чего-то положительного и качественно его похвалите. Важно сделать это искренне, то есть, действительно найти в предмете критики хорошее, и подробно написать, почему вам это кажется важным. Фальшивая похвала легко распознаётся;
  • Уберите все ваши негативные эмоции в сторону, чтобы не вызвать срабатывание защит. Не подавляйте чувства совсем - просто отложите на время, так как они вам будут мешать;
  • Если ваша критика устная - используйте тёплые подкрепления, позитивный язык тела, улыбку. Дайте почувствовать вашу доброжелательность. Если письменная - то же самое, в пределах возможностей печатного текста;
  • Когда приступаете собственно к пунктам замечаний, вместо указательных предложений используйте Я-сообщения: вместо «вы не правы» - «я не согласен». Так вы избегнете обвинительного тона;
  • Будьте как можно более точны и детальны в описании сути, того, что надо поменять и улучшить. Чем подробнее - тем лучше;
  • Делайте акцент на поведении/продукте/творении, а не на самом человеке. Так вы сохраните его от чувства «я какой-то неправильный, пойду лучше полежу в кустах»;
  • Постарайтесь войти в позицию критикуемого, искренне примерить шкуру того, кто уже хорошо потрудился - а не вещать, как всё плохо, из своей позиции. Иногда после этого становится понятно, что какие-то пункты вашей критики легче озвучить, чем сделать, если учесть всё, что уже учёл он. А некоторые нужно делать иначе, чем вам кажется;
  • Не говорите слишком много сразу. Ограничьтесь двумя-тремя пунктами, остальные можно добавить, если будет диалог;
  • Давайте готовые решения, т. е. советы по процессу, которые можно прямо сразу взять и использовать. Если готовых нет - придумайте хотя бы одно, пусть даже сырое. Это облегчит критикуемому задачу;
  • Обязательно закончите чем-то положительным, и снова - хвалите качественно и подробно. Чем лучше погладите в начале и в конце, тем лучше будет воспринято то, что в середине.

Вот и всё. Те, кто дочитал досюда - молодцы и герои! Хочу кое-что пожелать всем героям, напоследок.

Пожалуйста, помните: цель вашего вмешательства - помочь кому-то стать лучше, исправить проблему.

Вы не расслабляетесь с помощью критики, вы не отрабатываете свой стресс, вы не чешете свое Эго. Если всё-таки вы это делаете, остановитесь и подумайте - действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если же вы ПРАВДА хотите помочь - убедитесь, что ваш фидбек содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика - как раз, самая осознанная и самая тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно немедленно взять в работу. С помощью такой критики проблемы и пути их решения видны очень чётко. При этом, критикуемый не получает «бесплатного бонуса» в виде расстройства, демотивации и ощущения собственной неправильности.

Берегите друг друга - и тех, кого критикуете (потому что на свете слишком мало людей, которые делают хоть что-то), и тех, кто критикует (потому что людей, которым действительно не всё равно - тоже, в общем, немного).

Давно надо было написать этот мануал. И я буквально весь последний год собиралась, каждый раз, когда встречала фразы вроде

  • "Ну вы же это написали, значит, должны быть готовы к критике";
  • "Вы неадекватно воспринимаете критику";
  • "Вы обижаетесь на заслуженную критику";
  • "Вас, видимо, нельзя критиковать, а можно только хвалить";
  • "Я просто даю вам обратную связь";
  • "Я вам помочь хочу, а вы!";
  • "Это интернет, детка";
И так далее, и тому подобное.

Молчать больше не могу. Пишу.

Люди! Большое вам спасибо, что вы такие неравнодушные. Это невероятно круто, когда кому-то настолько тревожно за других, что он не жалеет времени и знаний на комментарии и критику. Это очень ценно, и это, правда, важно. Берегите, пожалуйста, в себе это неравнодушие.

Только вот насчёт того, что вышесказанное – именно критика, вас кто-то жестоко обманул.

То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат – ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! – в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.

Давайте же поговорим про критику, про то, как делать хорошо и как, по возможности, не делать плохо – и попробуем изменить наш мир к лучшему. А? А?

Итак, что такое критика? Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения.

Какая у критики цель? Как ни странно, но – помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие. Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции "плечом к плечу".


Человеку русской культуры с предыдущим абзацем обычно хочется не просто поспорить, а разнести его в пух и прах, потому что в голове он никак не укладывается. И у этого есть причины: дело в том, уважаемые читатели, что мы с вами выросли в очень жёстких условиях, в которых пряников было мало, а кнутов – гораздо больше, чем хотелось бы. Я имею в виду даже не столько семьи (хотя и их тоже), а условия в целом, ту среду, которая нас окружает много лет. Для этой среды типично массовое "недержание негативного аффекта", то есть, абсолютная нормальность публичных реакций любой степени жёсткости на всё подряд, без оценки – уместны ли они, адекватны ли они.

У этого, в свою очередь, тоже есть причины:

  • Плохие границы в масштабе нескольких поколений;
  • Неумение контейнировать собственный аффект и дискомфорт;
  • Жертвенность, готовность терпеть, и в то же время – агрессивность и жестокость (тоже в масштабе поколений);
  • Собственный Внутренний Критик гигантских размеров;
  • Мощные, многослойные рационализации (в плане обоснований, зачем всё это нужно – например, чтобы не зазнаваться, вырасти человеком, самивиноваты и т.д.);
и другие не очень приятные процессы, как коллективные, так и индивидуальные.


По результатам всех этих процессов, а также личных неприятных историй, которые случаются с людьми, – у нас с вами в головах формируется некий свод правил и установок. В числе их и правила/установки, касающиеся критики. Например, если вы погуглите слово "критика" (на русском языке), то выдача будет почти полностью состоять из текстов о деструктивной критике – про обвинения, недовольство, претензии и злость. Именно так в нашей культуре воспринимается это слово и это явление.

К сожалению, в основном все эти наши типичные представления – перекошенные и искажённые, почти полностью или полностью не совпадающие с реальным пониманием критики и её целями. Я уверена, что это можно и нужно исправлять, в первую очередь – в себе самих. В том числе, писать мануалы и инструкции и делиться опытом, который поможет тем, кто хочет научиться критиковать иначе.

Тем, кто учиться не хочет, а хочет продолжать делать как удобно, я предлагаю прямо с этого места закрыть страницу, потому что помочь вам не смогу.

А с теми, кто остался, давайте рассмотрим две наиболее распространённые ошибки, которые делают люди нашей с вами ментальности в процессе критики.

1. Во-первых, они выдают своё мнение без запроса.

Идею ответа только по запросу (на всё, что угодно) человеку нашей ментальности тоже крайне трудно осознать. Галочки "по умолчанию" выставлены у нас в головах так, что любое проявление любого человека в окружающую среду автоматически означает, что каждый мимо проходящий имеет неоспоримое право эти проявления оценить, осудить, что-то про них сказать, как-то отреагировать в меру своих сил и ума. И рассчитывать, что его послушают (а ещё лучше, если примут к сведению и поблагодарят). Также по умолчанию стоит галочка "обидеться, рассердиться и высказаться, если не захотели слушать (принимать, благодарить)".

Почти никогда не удаётся объяснить, что на самом деле всё наоборот!

Я и сейчас не уверена, что у меня получится докричаться. Но, видите, пробую. Ещё жива надежда.

Люди! Если в окружающую среду не было запроса на ваши реакции, то никакого позыва "покритиковать" у вас просто не должно возникать. И уж тем более, не должно возникать обиды на то, что кому-то не интересно ваше мнение и вы как его источник. У вас могут возникать чувства, мысли и реакции в ответ на любой стимул. Но они только ваши, и вам с ними иметь дело. Если же у них почему-то сразу есть вектор в сторону обратной связи источнику стимула, – то это нездоровая фигня, сразу по многим пунктам. Работайте с нездоровыми фигнями, пожалуйста, а не бейтесь ими об других почём зря. От битья не пройдёт.

2. Во-вторых, люди считают критикой всё, что угодно, кроме неё.

Основная причина, как я уже упоминала – это жёсткая среда, в которой мы выросли, и связанные с нею искажения восприятия. Вследствие искажений мы принимаем за критику просто всё негативное подряд – как в свой адрес, так и от себя.

Тут я уже хочу приводить примеры, потому что с ними сразу понятно, что имеется в виду.

1. Неуместные Я-сообщения.

Примеры:

Мне не нравится, мне не помогло, мне никакой информации не несёт, ко мне неприменимо, я не такой и т.д.

Почему это не критика:

Вы делитесь какой-то своей эмоцией или мыслью: например, нарушенными ожиданиями, досадой о потраченном времени, инсайтом, информацией о себе и пр. Но человеку в 95% случаев это не нужно, неинтересно и бесполезно, потому что это – о вас, а не о нём, и не о его творении. Получается немного похоже на анекдот – "Пришёл сказать, чтоб на меня не рассчитывали".

Тут есть одно исключение: если вы – очень типичный представитель аудитории, на которую всё это рассчитано – то ваши эмоции важны, их нужно учитывать. К сожалению, 9 из 10 "критикующих" и в этом плане не представляют интереса, что, конечно, бывает обидно, ведь о себе-то поговорить хочется.

Чаще всего, недоумение: а вы вообще кто? Но может и переживать, и терять мотивацию, если ему важно нравиться всем.

Добавить, почему вы считаете, что информация именно о ваших эмоциях и реакции может быть важна. Если такое добавить невозможно – не говорить ничего.

2. Примитивная негативная оценка.

Примеры:

Плохо, ужасно, бессмыслица какая-то, бред, чушь, отстой, ну и фигня, да это полная ерунда, и т.д.

Почему это не критика:

Примитивная – означает, простая, самого первого уровня без напрягов. Никакой пользы от этой оценки нет, потому что она субъективна и слишком проста, а значит, не может быть "включена в статистику" и не может быть платформой для улучшений (ничего же не уточнено). Здесь тоже действует вышеописанное исключение: если вы – очень типичный представитель аудитории, либо, например, начальник критикуемого – то ваше мнение важно. Как несложно догадаться, большинство "критикующих" не относятся ни туда, ни сюда, но рады оценить всё вокруг, не слишком при этом утруждаясь.


Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом:

Обиду, равнодушие, усталость – в зависимости от чувствительности к примитивным оценкам.

Как превратить в правильную критику:

Усложнить (для этого придётся напрячься и отрефлексировать свои ощущения, понять, чем именно они вызваны). Объяснить, почему ваши впечатления важны (например, вы – ЦА). Если ваши впечатления нипочему не важны, а просто вас распирает – не говорить ничего.

3. Переход на личности.

Примеры:

Все личные оскорбления, обвинения, упоминания любых сведений из личной истории объекта "критики", отсылки к характеру объекта, оценка его реакции на всё это и пр.

Почему это не критика:

И снова нужно сказать, что этот пункт – ключевое отличие русскоязычного пространства (к сожалению). "Позор хреновому огороднику", как результат вопроса про рояль, помните? Вот, ровно это. Мы вообще не умеем рассматривать событие, мнение или продукт в отрыве от личности создателя. Нам искренне кажется, что всё связано, а значит, у нас есть право обсуждать личность, как будто именно она выставлена на оценку. Кроме того, очень часто переход на личность используется как основание обнулить или основательно обесценить то, что человек сделал, либо укусить его побольнее, найдя уязвимые места. Личность никто поменять не может и тем более не все хотят это делать, так зачем вообще её приплетать?

Вспомнила типичный пример – обвинения феминисток в травмированности как причине их позиции, будто бы иметь травмирующий опыт – это что-то стыдное и дискредитирующее саму позицию. Феминизм в отрыве от личностей феминисток обсуждать может очень мало кто.

Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом :

Диапазон широкий, в зависимости от бэкграунда: удивление, растерянность, раздражение, злость, стыд, бессилие (себя поменять нельзя, а значит – останешься мишенью, так что, возможно, лучше ничего не делать).

Как превратить в правильную критику:

Очень трудно, но можно. Убрать вообще личность подальше, и рассматривать продукт или процесс в отрыве от неё. Если совсем не получается – представить, что это сделал ваш ближайший друг или подруга, т.е. все прежние связи с личностью, которые вас царапают, перестали работать. Потом проверить, есть ли всё ещё желание что-то сказать.

4. Агрессия.

Примеры:

Прямая агрессия – оскорбления, хамство, непрямая – саркастические и язвительные замечания, пассивная агрессия – ну теперь-то уж что и т.д.

Почему это не критика:

Тут всё просто. Агрессивный выброс под видом критики – это попытка отреагировать свою злость, зависть, дискомфорт и другие эмоции через нападение на объект. Эмоции может вызывать как сам человек, так и его творение. Также эмоции могут не иметь отношения ни к чему "критикуемому". Легко догадаться, что никакому улучшению и помощи агрессия не способствует, а вот что она хорошо делает – так это вызывает здоровое желание защититься или напасть в ответ.

Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом:

Зависит от того, насколько он может отделять себя от того, что "критикуют". Если хорошо отделяет – будет чувствовать сожаление, раздражение, удивление. Если плохо – будет чувствовать, что его атакуют, уходить в защиту и демотивироваться.

Как превратить в правильную критику:

Остановиться и вернуться на шаг назад. Попробовать понять, в каком месте вы разозлились, и какой вклад в эту злость внесла ваша личная жизненная история (или история взаимоотношений с этим жанром, человеком, отраслью). Если место найдено, оформить фидбек в формате "В этот момент... я почувствовал/а злость, потому что... Мне кажется, вам/тебе важно это знать, потому что..." Если место не найдено, оставить всех в покое и разбираться дальше только с собой, т.к. отслеживать случайные триггеры агрессии – в ваших прямых интересах.

5. Гиперэкспертные выступления.

Примеры:

Непрошеные инструкции и лекции как надо, театральные упрёки в недостатках, намёки, завуалированные под вопросы, фамильярность, снисходительность, поучительные интонации, попытки применять манипуляции и "дрессировку" (отрицательное и положительное подкрепление)

Почему это не критика:

Сначала уточню, что для меня слово "экспертность" не несёт отрицательного значения. Все мы в чём-то эксперты, и часто делимся своими знаниями друг с другом, без какой бы то ни было иерархии. Речь в этом пункте именно об избыточности. Гиперэкспертность – это приятное почёсывание вашего ЧСВ, потому что сама такая "критика" акцентирует, что вы знаете всё гораздо лучше. В некоторых случаях это ещё и попытка поконкурировать или подоминировать (т.е. содержит в себе агрессию). Ваше сообщение вполне может включать ценные комментарии (эксперты бывают и настоящие), но всё, преподнесённое в такой форме, до цели не долетит, потому что любой человек мгновенно отвлечётся на обложку. Кроме случаев, когда он буддист, пожалуй.

Как пример хочется привести привычную (и в большинстве случаев ненужную) позицию гиперэкспертности у мужчин по отношению к женщинам. По любым вопросам. Это даже имеет своё название – менсплейнинг.

Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом:

Зависит от выраженности его нарциссической части. Если она выражена сильно, то он будет уязвлён, возможно – ранен, так как почувствует себя хуже вас и ощутит стыд. Если выражена слабо – не заметит, посмеётся или будет раздражён.

Как превратить в правильную критику:

Оставить всю содержательную часть как есть. Отрефлексировать свои истинные мотивы, пригладить раздутое Эго и полностью убрать излишек экспертности. Если это сложно, то представьте, что вы делаете совместный проект с коллегой, и за результат отвечаете и переживаете оба (а вот докладывать выпало ему).

6. Требование идеальности.

Примеры:

Использованы не те слова, цвет неправильный, надо было по-другому, вот эта мелочь всё портит, ну разве так можно, вы всё неправильно делаете, вы не учли того-то, слишком эмоционально, и всё прочее из серии "не так стоишь, не так свистишь".

Почему это не критика:

Обычно это перфекционизм зрителя. Придирки, как правило, идут к конкретным мелким вещам, которые настолько вопиюще "неправильны", что перфекционисту становится почти физически плохо. Поэтому их исправление кажется важнее, чем сам главный объект, и акценты смещаются. Фактически, это требование идеальности, причём идеальности с точки зрения конкретного постороннего человека. Для того, чтобы её достичь, другому человеку нужно жить в вашей голове и знать, как надо было сделать по-вашему. Зачем это ему? Чаще всего, низачем, ведь не факт, что по-вашему лучше. Хотя поранить подобными претензиями можно – у нас невероятно нарциссичный мир, где фантазиями об идеальных продуктах, и неумением поддерживать себя в ошибках – отравлены многие.

Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом:

Зависит от выраженности его нарциссической, а также – обсессивной части (страшные слова!). Если они выражены сильно, то он от вас "заразится" и будет чувствовать, что всё пропало, потому что идеальность не достигнута и он вам не угодил. Если выражены слабо – не будет задет. Возможно, попробует даже вас успокоить, потому что смотреть на мучения перфекциониста довольно тяжело.

Как превратить в правильную критику:

С перфекционизмом очень трудно бороться, потому что основа у него болезненная: когда-то что-то было сделано недостаточно хорошо, и последствия стоили слишком дорого. Этот капкан может потом срабатывать всю вашу жизнь, но другие люди, конечно, ни при чём. Так что для критики лучше оформить это как Я-сообщения: "Я чувствую, что очень важно поменять тут.. и тут... Потому что...". Правда, мы тут должны помнить о п. 1 – нужны ли другому человеку какие-то сведения о вас и о том, как именно нужно по-вашему сделать? Также помогает честно ответить себе на вопрос, правда смогли бы вы, такой умный, сделать то, что сделал другой, лучше? А в тот же срок? Обычный ответ – "нет", хотя бы потому, что продукт другого человека – вот он, а у вас пока только спазмы от его неидеальности. Тогда, возможно, лучше не говорить ничего.

7. Обесценивание.

Примеры:

Зачем это вообще нужно, делать вам нефиг, а в советское время без этого жили и ничего, это бессмысленно, вот же вы сколько времени потратили зря, и т.д.

Почему это не критика:

О, это главный бич всех критикуемых, потому что сообщение, которое содержится в обесценивающей фразе – это "на самом деле ты ничего не сделал". Трудно придумать нечто более разрушительное. Это не может быть критикой по определению, так как обнуляет само пространство для критики. Почему хочется обнулять чужие результаты – большой вопрос: иногда это бывает искреннее мнение "лучше бы этого не было", иногда это замаскированная агрессия, иногда – конкуренция и т.д. В подавляющем большинстве случаев это ещё и явная неправда, потому что если бы результат ничего не стоил на самом деле, нечего было бы и обнулять. Поэтому люди, использующие обесценивание, попадают в собственную ловушку – так как энергия, затраченная ими, явно говорит об уровне значимости объекта "критики" для них.

Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом:

Обесценивание – нарциссическая защита. Если у человека, которого вы критикуете, есть выраженная нарциссическая часть, то он либо заразится (то есть начнёт переживать собственную ничтожность), либо поранится.

Как превратить в правильную критику:

Этот пункт – никак. Лучше всего ничего не говорить, а разбираться, почему вас так тянет превратить что-то в ноль и куснуть чужое Эго.

8. Требование контейнирования.

Контейнирование - это способность перерабатывать эмоции без подавления, своего рода переваривание, которое позволяет сделать их переносимыми.

Примеры:

"Громкие" (по мощности) сообщения о своих чувствах и ощущениях с детализацией ("меня сейчас стошнит"), упрёки в возникновении этих чувств, представление себя вашей жертвой, демонстрация "ранений" и проблем, возникших из-за вас, невнятные выкрики ("аааа оооы фрррр ай-яй-яй капец!") и т.д.

Почему это не критика:

Уточню, что я не имею в виду реальные отношения, где кто-то травмирован, а только виды человеческих реакций на обычные, простые вещи, которые не должны ранить. Активное требование контейнирования, при отсутствии отношений – это просто-напросто попытка потушить об другого человека свою горящую жопу, поскольку либо 1) есть убеждённость, что именно он виноват в возгорании и должен помогать тушить, либо 2) хочется его наказать за свой дискомфорт от жжения (с которым не хочется иметь дело самостоятельно). Механизм работает вне зависимости от истинных причин возгорания, которые могут быть (и чаще всего, являются) глубоко личными. Как говорит моя коллега Полина Гавердовская, где прихватило – там и нагадил, ладно, если успел штаны снять. Любопытно, что часто "жертвы" тратят на этот пункт столько энергии, сколько не у каждого из нас есть (и это один из признаков того, что беспокоиться за них не стоит).

Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом:

Некоторые люди чувствуют недоумение, потому что, фактически, в них почему-то чем-то левым тычут, и требуют что-то с этим сделать. Другие (гиперответственные, или склонные к чувству вины) могут индуцироваться и всерьёз начинать контейнировать.

Как превратить в правильную критику:

Убрать оттенок требования и оформить в виде "отчёта об ошибке": "у меня появилось чувство, что... Возможно, так чувствую не я один/одна и если это не было вашей целью, то примите к сведению". Полезно ещё бывает для себя разобраться, почему у вас есть потребность или желание нести свои чувства кому-то другому. Если это повышенная ранимость и неумение обходиться с дискомфортом – то всё-таки, это не проблемы окружающих, и нужно это учитывать.

9. Далеко идущие выводы.

Примеры:

Теперь всё пропало; вы так сделали потому что...; это дискредитирует всю идею; всё это неспроста; а также – литературные приёмы типа гиперболизации, псевдологических выкладок и т.д.

Почему это не критика:

Потому что это личные размышления, как правило, глубоко субъективные (хотя люди, согласные с ними, могут и группироваться). Со стороны чаще всего напоминает паранойю, сбой в мышлении либо теорию всемирного заговора, потому что доказать свой вывод автор обычно не может. Точнее, он-то считает, что может, но запутывается в ногах и падает. Никакому улучшению такие выкрики по определению не могут способствовать – всё происходит у "критикана" в голове, так что вы тут бессильны.

Что чувствует человек, когда его "критикуют" подобным образом:

Раздражение, злость, недоумение, равнодушие – в зависимости от чувствительности к реакциям других. Устойчивых людей можно даже этим рассмешить:)

Как превратить в правильную критику:

Если вы склонны к такому, пробуйте перед тем, как выдавать суждение наружу, подвергнуть его самокритике, найти "слабое звено" в своих рассуждениях. Хороший приём для этого – представьте, что вам надо опровергнуть вашу же позицию, какие аргументы вы используете? Часто после этого внутреннего спора оказывается, что говорить-то и нечего, так как бесспорное оказалось спорным. Если всё же осталось, что говорить, подайте это как мысль и посоветуйтесь "Мне почему-то кажется, что... А вы как думаете?".

Устали? Ничего, скоро уже конец. Мы с вами рассмотрели, как не надо критиковать, и почему. Теперь давайте перейдём к самому важному – как надо критиковать. Как оформить ваши замечания так, чтобы не ранить, не демотивировать, не оскорбить, а поддержать и стимулировать.

Признаки хорошей критики:

  • Она исходит из позиции "плечом к плечу с автором";
  • Она уважительна, то есть, принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
  • Она мотивирует на изменения;
  • Она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
  • Она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое Эго, чтобы донести свою мысль.
Как надо критиковать:
  1. Начните с чего-то положительного и качественно его похвалите. Важно сделать это искренне, то есть, действительно найти в предмете критики хорошее, и подробно написать, почему вам это кажется важным. Фальшивая похвала легко распознаётся;
  2. Уберите все ваши негативные эмоции в сторону, чтобы не вызвать срабатывание защит. Не подавляйте чувства совсем – просто отложите на время, так как они вам будут мешать;
  3. Если ваша критика устная – используйте тёплые подкрепления, позитивный язык тела, улыбку. Дайте почувствовать вашу доброжелательность. Если письменная – то же самое, в пределах возможностей печатного текста;
  4. Когда приступаете собственно к пунктам замечаний, вместо указательных предложений используйте Я-сообщения: вместо "вы не правы" – "я не согласен". Так вы избегнете обвинительного тона;
  5. Будьте как можно более точны и детальны в описании сути, того, что надо поменять и улучшить. Чем подробнее – тем лучше;
  6. Делайте акцент на поведении/продукте/творении, а не на самом человеке. Так вы сохраните его от чувства "я какой-то неправильный, пойду лучше полежу в кустах";
  7. Постарайтесь войти в позицию критикуемого, искренне примерить шкуру того, кто уже хорошо потрудился – а не вещать, как всё плохо, из своей позиции. Иногда после этого становится понятно, что какие-то пункты вашей критики легче озвучить, чем сделать, если учесть всё, что уже учёл он. А некоторые нужно делать иначе, чем вам кажется;
  8. Не говорите слишком много сразу. Ограничьтесь двумя-тремя пунктами, остальные можно добавить, если будет диалог;
  9. Давайте готовые решения, т.е. советы по процессу, которые можно прямо сразу взять и использовать. Если готовых нет – придумайте хотя бы одно, пусть даже сырое. Это облегчит критикуемому задачу;
  10. Обязательно закончите чем-то положительным, и снова – хвалите качественно и подробно. Чем лучше погладите в начале и в конце, тем лучше будет воспринято то, что в середине.
Вот и всё. Те, кто дочитал досюда – молодцы и герои! Хочу кое-что пожелать всем героям, напоследок.

Пожалуйста, помните: цель вашего вмешательства – помочь кому-то стать лучше, исправить проблему. Вы не расслабляетесь с помощью критики, вы не отрабатываете свой стресс, вы не чешете свое Эго. Если всё-таки вы это делаете, остановитесь и подумайте – действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если же вы правда хотите помочь – убедитесь, что ваш фидбек содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика – как раз, самая осознанная и самая тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно немедленно взять в работу. С помощью такой критики проблемы и пути их решения видны очень чётко. При этом, критикуемый не получает "бесплатного бонуса" в виде расстройства, демотивации и ощущения собственной неправильности.

Берегите друг друга – и тех, кого критикуете (потому что на свете слишком мало людей, которые делают хоть что-то), и тех, кто критикует (потому что людей, которым действительно не всё равно – тоже, в общем, немного).

Легко осуждать других, даже не осознавая этого. Например, возможно, вы считаете, что знаете, как все должны выглядеть, думать или вести себя. Зачастую убеждение, что мы во всем разобрались, дает нам ощущение комфорта. Тем не менее осуждение нередко мешает находить новых друзей или пробовать новые вещи. К счастью, можно научиться быть менее категоричным, если изменить мировоззрение, расширить свои горизонты и оставаться непредвзятым.

Шаги

Измените свое мировоззрение

    Развивайте позитивное мышление . Негативные мысли могут привести к осуждающему и категоричному мышлению. Старайтесь замечать положительные аспекты в любой ситуации, вместо того чтобы зацикливаться на негативе. Если вы поймаете себя на негативной мысли, боритесь с ней. А потом заставьте себя выделить что-нибудь позитивное.

    • Все еще можно оставаться реалистом, при этом сохраняя позитивный настрой. Необязательно игнорировать негативные аспекты - просто не концентрируйтесь исключительно на них.
    • У вас наверняка будут неудачные дни, и это вполне нормально. Прощайте себя в дни, когда чувствуете себя подавленным и негативно настроенным.
    • Позитивное мышление может улучшить вашу жизнь во многих направлениях!
  1. Отделяйте единичные поступки людей от их личности. Порой люди совершают вещи, которые мы находим отвратительными (например, мелкая кража денег или проход без очереди). Да, возможно, они поступают неправильно, однако важно не судить людей только по одному действию. Скорее всего, у них есть положительные качества, которые вы еще не разглядели.

    • Примите во внимание, что их действия в этот момент могут быть обусловлены обстоятельствами, которых вы не понимаете. Например, возможно, человек украл деньги на обед, потому что он не ел два дня.
  2. Отмечайте моменты, когда вы начинаете осуждать. Пресекайте осуждения в зародыше, выявляя, что и когда вы думаете о других людях. Поймав себя на критике кого-либо, спросите себя, какую пользу приносят вам или этому человеку такие мысли. А потом лучше скажите ему комплимент.

    • Например, вы поймали себя на мысли: «Той девушке не мешало бы немного сбросить вес». Воспротивьтесь этой мысли, спросив себя, почему это вас волнует. Потом скажите что-нибудь милое, основываясь на своих наблюдениях, например: «У вас прекрасная улыбка!»

    Клэр Хестон - независимый клинический социальный работник из Огайо. Получила степень магистра социальной работы в Университете Содружества Виргинии в 1983 году.

    Клинический социальный работник

    Исходит ли ваше осуждение из ощущения дискомфорта? Клер Хестон, лицензированный медицинский социальный работник, считает: «Осуждающий человек - это тот, кто чувствует себя неуютно рядом с любой, отличающейся от него личностью. Он испытывает необходимость дать негативную оценку, основываясь либо на незнании, либо на высокомерии, либо на конкретной черте или характеристике».

    Поставьте себя на место другого человека. Каждый человек - это уникальная личность со своими талантами, навыками, характером и жизненным опытом. Кроме того, на людей влияет период взросления, в том числе то, где они выросли, как к ним относились и какими были их условия жизни. Узнавая людей получше, старайтесь представить себя в подобном положении. Даже если вы, возможно, пошли бы другим путем, признайте то, что они имеют право принимать собственные решения.

    • Например, человек, которого вы считаете слишком надоедливым, возможно, вырос без поддержки родителей. Аналогично - человек, который, по вашему мнению, не очень образован, возможно, поставил в приоритет заработок денег, чтобы обеспечить семью.
  3. Найдите общие интересы. Всякий раз, почувствовав желание осудить кого-то, кто отличается от вас, ищите общие черты, а не различия. У всех нас есть нечто общее, потому что все мы люди! Это поможет вам увидеть людей в позитивном, а не в омраченном суждением свете.

    • Непринужденно упомяните несколько тем, пока не найдете то, что вы оба можете обсудить или что вас обоих интересует. Это поможет вам осознать, что люди не так уж отличаются от вас.
  4. Будьте благодарны за то, что у вас есть. Цените хорошие вещи в своей жизни, особенно те, которые помогают вам обрести свое место. Воздавайте дань друзьям, семье, здоровью, возможностям, отношениям и тому, как вы выросли. Осознайте, что не у всех были те же преимущества, что и у вас, поэтому несправедливо судить людей за то, что они живут по-другому.

    • Если вы почувствуете желание сказать что-нибудь негативное о человеке, сделайте глубокий вдох. Лучше желайте всем той же удачи, которая сопутствовала вам в жизни.
  5. Демонстрируйте сострадание. Сострадание противоположно осуждению. Вместо того, чтобы осуждать людей и думать о них плохо, попробуйте проявить сопереживание и действительно попытайтесь представить, что человек думает или чувствует. Нелегко будет избавиться от негативных мыслей по отношению к другим людям и желать им лучшего, но этот переход возможен. Сосредоточьтесь на желании дать людям то, что им нужно, и помочь им вместо того, чтобы сыпать в их адрес проклятия.

    • Сострадание тоже является одним из ключей к счастью. Если вы хотите быть более сострадательным человеком, то вы должны испытывать положительные чувства к людям и миру.

    Расширьте свои горизонты

    1. Будьте любопытным. Любопытство - отличный инструмент для преодоления осуждающего мышления. Когда вы по обыкновению подумаете что-нибудь осуждающее, лучше направьте свою любознательность на то, чтобы изучить непонятный вам аспект. Позвольте себе увидеть возможность к развитию, а не нечто неправильное или иное.

      • Например, вы увидели, как человек лезет без очереди в столовой. Вместо того, чтобы клеймить его ярлыком невоспитанности, подумайте, возможно, у него впереди напряженная встреча или у него имеются проблемы со здоровьем.
    2. Выйдите из зоны комфорта. Активно ищите новые впечатления, которые отличаются от привычных вам занятий. Первое время это может пугать, но это также может быть очень весело! Предложите нескольким друзьям присоединиться к вам, чтобы попробовать новые вещи. Вот несколько способов выйти из зоны комфорта:

      • используйте другой вид транспорта, чтобы добраться на работу;
      • попробуйте новое блюдо;
      • посмотрите кино с субтитрами;
      • посетите религиозную службу, которая не соответствует вашим убеждениям;
      • сделайте что-нибудь, что вас пугает: постойте на вершине высокого здания, заберитесь на гору или съешьте сырую рыбу.
    3. Проводите время в разных компаниях людей. Попытка пообщаться с людьми, которые во многом отличаются от вас, поможет вам расширить свои горизонты. Неважно, отличаются ли от вас друзья расой, культурой, религией, интересами, социальным положением, идеями, хобби, карьерой или чем-либо еще, - находясь рядом с людьми, которые происходят из разных слоев общества и имеют различные взгляды на жизнь, вы получите лучшее представление обо всех идеях, которые существуют в мире.

      • Необязательно заводить дружбу с людьми из разных слоев общества, просто прилагайте усилия, чтобы лучше узнать людей, которые непохожи на вас. Этот опыт лишь позволит вам развиваться.
      • Дружба с человеком, с которым, как вы всегда думали, у вас нет ничего общего, поможет вам стать более понимающим и прогрессивным.
      • Сообщите друзьям, что вы хотели бы посетить какое-нибудь мероприятие с ними, если они не против вашей компании. Скажите: «Так здорово, что твоя семья переехала сюда из Японии. Мне очень интересна японская культура, поэтому я буду признателен, если ты сообщишь мне, когда будут проходить общественные мероприятия».
    4. Посетите мероприятие, которое обычно вас не привлекает. Выберите занятие, которое всегда считали скучным, глупым или неинтересным. Бросьте себе вызов и примите там участие. Попробуйте научиться чему-нибудь новому! Сделав это один раз, вы познакомитесь с большим количеством разных людей, узнаете разные точки зрения, а также, скорее всего, сделаете что-нибудь, что расширит ваши горизонты в будущем.

      • Например, посетите вечер поэзии, танцевальный урок сальсы или политический митинг (согласованный с администрацией города).
      • Пообщайтесь с другими людьми на мероприятии и попытайтесь лучше их узнать. Если у вас появится желание судить их, подумайте, как бы вы себя почувствовали, если бы они оценивали вас, особенно с учетом того, что вы - чужак в их окружении.
    5. Максимально часто путешествуйте. Благодаря путешествиям вы расширите свой кругозор и сможете узнать, как живут другие люди по всему миру. Если у вас ограничен бюджет, можно посетить близлежащий городок или на выходные съездить в соседнюю область. Важно то, что вы увидите, что существует бесконечное количество способов жить своей жизнью и что нет универсального правила, что говорить или делать.

      • Можно экономить деньги во время путешествия, останавливаясь в хостелах.
      • Поставьте себе цель путешествовать хотя бы раз в год. Это выведет вас из зоны комфорта и даст возможность пообщаться с разнообразными людьми.
      • Можно также попробовать диванное путешествие. Возьмите путеводитель по далекому направлению и погрузитесь в чтение. Пойдите дальше, посмотрев фильм об этом месте.
    6. Проведите день с семьей друга. Это поможет вам увидеть, что образ жизни других семей значительно отличается от вашего уклада. Даже если вы делаете много вещей одинаково, скорее всего, есть и некоторые различия. И это нормально!

      • Попросите друга пригласить вас на особое мероприятие, например, культурный обряд или религиозную службу. Однако не заставляйте его делать это, если ему некомфортно или неловко.
    7. Учитесь чему-нибудь у каждого человека, которого встречаете. Каждый человек, которого вы встречаете, имеет ценность для вашей жизни, потому что все люди приходят с уроками, из которых можно что-нибудь извлечь. Спрашивайте себя, что каждый человек может вам передать - знания, навыки или урок о себе.

      Задавайте много вопросов. Это поможет вам лучше понять людей и их происхождение. Это также поможет вам углубить свое понимание различных слоев общества, культур и практик.

      • Если вы хотите узнать человека по-настоящему, то вы должны узнать больше о его происхождении. Можно задать подобные вопросы: Есть ли у вас братья или сестры? Откуда вы? Что вы изучаете? Как вы зарабатываете на жизнь? Чем вам нравится заниматься в выходные?
      • Не давите на человека, чтобы он ответил на ваши вопросы. Лучше проявите интерес, и он наверняка захочет открыться перед вами.

    Сохраняйте непредвзятость

    1. Избавьтесь от стремления всегда быть правым. У каждого человека есть собственные взгляды на то, как должен работать мир, и зачастую эти взгляды противоречивы. Неважно, исходите ли вы из полученной базы знаний или нет, ваши ценности все равно будут формировать вашу точку зрения. Другие люди находятся в аналогичном положении, поэтому признайте то, что ваши взгляды могут расходиться.

      Сформируйте собственное мнение. Отставьте в сторону сплетни и негативную информацию, которую вы слышите о человеке, культуре и прочем. Оспаривайте предположения, прежде чем принимать решение о конкретном человеке или группе. Не меняйте точку зрения из-за ложной информации.

      • Имейте в виду, что у людей есть свои мотивы для обмена сплетнями или негативным мнением. Например, человек может плохо отзываться о ком-либо из-за ревности или он может делиться опасениям по поводу чужой концепции из-за страха.
      • Вспомните моменты, когда о вас распространяли слухи. Вы бы хотели, чтобы люди судили вас на их основании?
    2. Не судите людей по внешности. Да, люди часто одеваются так, чтобы выразить себя, но это не значит, что их внешний вид может рассказать вам все, что вам нужно знать о человеке. Аналогично - в каждом образе жизни встречаются самые разные люди.

      • Например, не думайте, что если у человека много татуировок и пирсинга, то он не может быть выполнять серьезную работу.
      • В следующий раз перед выходом из дома изучите себя в зеркале. Что подумают о вас люди, исходя из вашего внешнего вида в этот день? Насколько они будут правы или неправы?
    3. Перестаньте навешивать ярлыки на людей. Ярлыки не позволяют видеть картину в целом. На самом деле они ограничивают наш взгляд на людей. Старайтесь смотреть на каждого человека как на личность. Научитесь видеть сквозь внешность человека или его окружения и концентрируйтесь на том, чтобы узнать его индивидуальную историю, прежде чем делать выводы.

      • Например, не приписывайте людям ярлыки «гот», «ботаник», «деревенщина» и прочее.
    4. Воздерживайтесь от суждений о людях. Позволяйте людям рассказывать о себе, вместо того, чтобы делать предположения на основе того, что вы уже знаете. Вы видите лишь малую часть каждого человека, которого встречаете, и если они уловят ваше осуждение, то закроются от вас. Позвольте своим представлениям о человеке меняться по мере того, как вы узнаете его получше.



error: Контент защищен !!